АТВ Ставрополь
Кипы документов и поколение интернета:
молодые учителя рассказывают о школе
В рамках городского этапа конкурса "Учитель года" мы решили пообщаться с участниками "Педагогического дебюта". Мы посмотрели, какие проекты они представили на конкурсе, и задали несколько вопросов о современных учениках, проблемах школы и стереотипах об учителе.
Екатерина Енина
учитель русского языка и литературы
Проект "What is Ставрополь?"
Исторические квесты, выездные площадки и многое другое - все для того, чтобы привлечь внимание учеников к городской топонимике и региональной литературе.
Я не собиралась становиться учителем. Просто при поступлении в вуз прошла на много специальностей: историю, туризм, филологию – и выбрала последнюю. Было много опасений насчет профессии. Я росла в семье учителей, и многие меня отговаривали – говорили, что работа трудная, что нагрузки вне уроков очень много, а дети сейчас очень сложные. Но все оказалось не так страшно.

Современные дети мало чем отличаются от предыдущих поколений. Может быть, они более продвинутые, им более интересно заниматься чем-то в интернете, выполнять интерактивные задания. Но внутри это те же самые дети, что и были.

Что же касается места учителя, то мне кажется, что оно сейчас очень сильно недооценено. Многие не воспринимают эту профессию всерьез.

Я часто сталкиваюсь с пренебрежением со стороны людей. Слишком уж много стереотипов о том, что учителя сейчас только собирают деньги на ремонт, да и чем только не занимаются, только не учат детей.
В современной школе я бы убрала навязывание каких-то курсов по выбору, дала бы детям возможность выбирать. Сейчас если есть какие-то дополнительные курсы, они даются постфактум. Мне кажется, дети могли бы сами выбрать, что им интересно. И, конечно, я больше уделила бы внимания трудовому воспитанию. У нас в школе оно есть, и я вижу, что оно эффективно.
Владимир Волыченко
учитель географии
Проект "Интеллектуальный марафон"
Как выглядит флаг Лихтенштейна и из какого фильма кадр? Участники "Интеллектуального марафона" сами придумывают вопросы - а потом в ходе конкурса дают на них ответы.
Учителем я работаю полгода. У меня изначально были мысли о профессии педагога. Но для мужчины в приоритете финансовая сторона вопроса, а в педагогике она не такая привлекательная. В общем, я поработал во многих местах, попробовал себя в разных сферах. Но в итоге решил, что должен заниматься тем, что интересно – педагогикой.

Я всегда думал, что это "живая" работа – так это и оказалось. Но самое интересное в работе учителя – это результат, который складывается в людях. Ты видишь, как ученики растут, как ты влияешь на них. В общем, ожидания от профессии оправдались, хотя минусы, как и везде, здесь существуют.

Современные дети абсолютно такие же, как и их родители. Люди вообще не меняются – меняется происходящее вокруг. Если до этого училось поколение, которое только осваивало технологии, то современные школьники – полностью поколение интернета. Молодому преподавателю удобно, потому что он понимает, о чем они говорят.

Характеры, поведение, требования, просьбы, даже капризы абсолютно такие же, как были раньше.
При этом подход к современным ученикам все же стоит изменить. Раньше наши педагоги могли делать чуть больше, чем мы, даже на уровне законодательства. Сейчас, как правило, ученики знают свои права, акцентируют на них внимание, но не знают своих обязанностей.

Когда люди узнают, что я учитель, сразу говорят: "дурак". Есть, кстати, фильм у Юрия Быкова – "Дурак". Педагог напоминает главного героя. Все, что сейчас происходит в стране, в мире – это огромное старое общежитие. Есть довольно большие проблемы, а мы пытаемся это спасти, и мы в это верим. Илон Маск, кажется, как-то сказал: "Я знаю, что все плохо, но лучше я буду оптимистом и окажусь неправ, чем буду правым пессимистом". Так же и мы.
Мне кажется, педагог должен осуществлять больше педагогической деятельности. Мне показалось, что 70% того, что мы делаем – это все-таки больше бумага, документы. И подготовиться качественно к уроку, сделать все достойно не всегда получается.

В западных странах уже есть очень большой опыт по решению этой проблемы. Классный руководитель должен вести журнал, но остальными делами должны заниматься другие люди. Нужно расширять персонал, который занимался бы конкретно документацией.

Анна Сопрун
учитель русского языка и литературы
Проект "Персона в деталях"
Почему бы поколению интернета не изучать биографии писателей, их героев и других известных личностей, снимая о них видеоблоги? Затем исследовательская работа для соцсетей разбирается всем классом – рассматривается каждая деталь.
Пришла в профессию, как и многие, случайно: хотела быть журналистом, не хватило баллов, поступила на филологический. Думала, что выучусь и пойду работать на радио. Но после первой практики в школе все изменилось. Я поняла, что мне это нравится и у меня это получается. И я пошла работать в школу.

С одной стороны, я ожидала, что профессия педагога тяжелее. Я думала, что учителя сидят на работе с шести утра и до десяти вечера. В действительности часто бывают такие дни, когда ты выполняешь работу очень быстро и можешь даже освободиться в обед. Но с другой стороны, я не ожидала такого количества работы, связанного не с преподаванием или воспитательной деятельностью, а с кучей документов, которые нужно заполнять, переделывать, собирать. Но ведь не бывает идеальных профессий. Поэтому работа учителя не отличается в этом плане от других.

Современные дети действительно другие. Сейчас в школе учатся ребята, рожденные только в XXI веке. Мы не можем отрицать тот факт, что они росли в других условиях, они мыслят иначе. Учителям нужно под них перестраиваться. И, конечно, необходимо менять подходы в образовании. Бесполезно заставлять их учить несколько листов текста наизусть. Нужно давать им знания в несколько иной форме. И каждый день учитель сталкивается с этой задачей, пытается ее решить. И это же классно, что мы меняемся и развиваемся вместе с учениками.
Когда люди узнают, что я учитель, реагируют очень странно. Они обычно удивляются. Ведь образ учительницы – взрослой женщины с дулькой, с большими очками, с указкой, в колготках цвета "карамель" немножко не вяжется с моим внешним видом. Людям сложно представить молодую девушку на месте педагога, поэтому они очень часто переспрашивают, и почему-то думают, что я учитель начальных классов. Наверное, кажется, что молодежь способна работать только с младшими ребятами.

Место учителя в современном мире, наверное, на стыке мира ученика и реального мира. Дети сейчас , можно сказать, оторваны от реальности, и задача учителей – показать им, что все их знания и умения, все, что им рассказывают, реально пригодится. Например, умение рассуждать, анализировать, строить логические цепочки будет актуально всегда.

Школе сейчас не хватает оптимизации структуры. Мы хотим нового, а стоим еще в старом. И мне кажется, школу нужно модернизировать основательно. Невозможно учить современных детей старыми способами. Нам нужно разделение обязанностей: отдельно методисты, классные руководители, отдельно учителя. А детям можно дать больше свободы, возможности выбирать: например, профильные предметы.
Автор: Вероника Кизима