На улице Куйбышева в Кисловодске есть два еврейских исторических здания, построенных еще в 1890-х годах, – синагога и дом раввина. В 2019 году была определена концепция по реставрации зданий. Об истории построек и о том, на каком этапе находятся работы, корреспонденту АТВмедиа рассказал раввин кисловодской синагоги Акива Худайнатов.
Непростая судьба: как строили и возвращали синагогу
В конце XlX века еврейская община Кисловодска собралась приобрести в городе землю для строительства синагоги и отправила запрос губернатору Юга России. Управленец переадресовал документ правящему в это время государю Александру III, император ответил: имеющейся в Пятигорске синагоги достаточно.
Купить земельный участок удалось, но только переформулировав прошение и указав, что на территории будет построен дом раввина (сейчас синагога и дом раввина находятся в центре Кисловодска, но в те времена участок земли располагался за пределами стен города). Точных данных нет, но приблизительно известно, что строительство началось в 1883 году и закончилось в 1890. В 1937 году советская власть реквизировала (прим. ред. – принудительно изъяла) постройки. По некоторым сведениям, один из Раввинов был расстрелян, а другой – выслан в Фергану. На рубеже XX и XXl веков в обоих зданиях располагались общество охраны памятников и научно-реставрационная организация.
Акива Худайнатов отметил: восстановить историческую справедливость и вернуть синагогу и дом раввина евреям города с 1986 года пытались несколько инициативных горожан и общественных организаций. Из-за возникших в 1990 году сложностей процесс затянулся, позже обе постройки приватизировали и выкупили частные лица.
“Владельцы были готовы продать здания за очень большую сумму, мы долгое время искали спонсоров. Желание стать им проявил кисловодчанин, бизнесмен Наум Бабаев, и в 2019 году выкупил эти постройки. Так как с 1990-х годов синагога и дом раввина являются объектами культурного наследия и памятниками архитектуры, в течение трех лет проект на их реставрацию согласовывался с управлением по сохранению и госохране ОКН, из-за чего и сдвинулись сроки выполнения работ”, – поделился Акива.
Мавританские и грузинские мотивы: в чем архитектурная особенность кисловодских синагоги и дома раввина?
Акива Авшалом рассказал: синагога и дом раввина – это архитектурный ансамбль. Его уникальность заключается в мостике, который соединяет постройки между собой на уровне второго этажа. В XlX веке это было необходимо для безопасности раввина, особенно в вечерние часы, потому что здание располагалось за пределами кисловодской крепости.
Здание синагоги, несмотря на отсутствие официального статуса, строилось по канонам культового иудейского зодчества, а именно в мавританском стиле ашкеназских синагог XIX (он был характерен для многих синагог того времени). Облицовка была выполнена с использованием красного кирпича и желтого кисловодского камня. На фасаде здания были оборудованы традиционные ниши-филенки, в которых обычно размещались изображения «скрижалей Завета» и «звезды Давида». Однако фотографий с подтверждением, что они действительно украшали фасад, не найдено. Интерьер молитвенного зала был богато декорирован. В нем были деревянные скамьи для молящихся, в направлении на Иерусалим располагался “Арон Кодеш (ковчег Завета)”, а с противоположной – бима (прим. ред. – возвышение, где находится специальный стол для публичного чтения свитка Торы и соответствующего отрывка из книг пророков (Гафторы) во время богослужения). Само здание почти кубической формы покрывал большой четырехгранный купол с высоким шпилем и четыре маленьких купола со шпилями возвышались на углах здания.
Дом раввина – индивидуальный проект, выполненный в стиле грузинских домов с открытыми террасами (в этом стиле тогда застраивалась определенная часть жилых домов в городе-крепости, так как рельеф местности, архитектура и климат были схожи с городом Тифлис). В доме два этажа: на первом жил шойхет – резник, который выполнял кошерный убой скота, а на втором – раввин и его семья. На юго-западной стороне дома была угловая терраса, на которую можно было попасть с восточной стороны по каменной лестнице с балюстрадой. Под террасой находился вход в помещения первого этажа. Юго-восточный угол дома украшал небольшой железный купол со шпилем. Рядом с домом на склоне реки располагался большой сад. Ограда дома представляла собой кирпичные столбы и железные решетки.
Возможно, что авторами проекта единого архитектурного комплекса могли быть или архитектор города А.Н. Клепинин, или зодчий Э.Б. Ходжаев, в то время проживавшие в Кисловодске.
Кафе с кошерной едой, комната артефактов, молельная комната: какими будут обновленные синагога и дом раввина?
После обновления в доме раввина на первом этаже будет работать небольшое кафе-магазин с кошерной едой, магазин еврейских книг и предметов иудаики. На втором этаже запроектированы зал памяти – комната артефактов и истории евреев Кисловодска, комната для гостей и офис кисловодского еврейского историко-культурного центра.
В синагоге восстановят молельный зал в двух уровнях со вторым светом, на первом этаже – мужскую и женскую миквэ (прим. ред. – водные резервуары для омовения), а на втором – женский молельный зал, библиотеку и комнату для проведения уроков Торы.
«Процесс реставрации уже начался, но сейчас находится на стадии согласования проектов, графиков работ для двух зданий одновременно. В подготовке проекта участвовала организация из Санкт-Петербурга. Планируем завершить реставрацию весной 2025 года», – сообщил Акива Худайнатов.
Так комплекс выглядит сейчас:
А после реставрации будет выглядеть так:
Почему важно реставрировать синагогу и дома раввина в Кисловодске, и есть ли планы по расширению религиозного комплекса?
По данным, которыми с нами поделился раввин кисловодской синагоги, количество жителей города еврейского происхождения составляет около 800 человек. На молитвы, которые Акива проводит в синагоге каждый день, в среднем приходят до 35-40 человек. А вот по праздникам число посетителей значительно больше, и площади молельного зала в такие дни не хватает. Например, на Песах пришлось задействовать часть дома раввина, так как в здании синагоги люди не помещались.
“Реставрация синагоги и дома раввина – это в первую очередь восстановление исторической справедливости. Синагога необходима, так как в Кисловодске проживает много религиозных евреев. Кроме того, мы живем в городе-курорте, у нас очень много гостей, особенно в летнее время и в праздничные дни. На неделю-две к нам приезжают еврейские семьи, в которых до 12-14 человек. Бывают гости, которые питаются только кошерно, поэтому необходим кошерный ресторан”, – отметил раввин.
Акива также сообщил, что сейчас планов строить вторую синагогу в городе нет. Однако есть возможность того, что в районе имеющейся синагоги получится построить еврейский общинный центр. Тогда появится дополнительная площадь для молитв и необходимость возводить большую синагогу отпадет. А в ближайшее время при необходимости еврейская организация планирует арендовать дополнительное помещение в центре города и проводить праздничные мероприятия там.
Напомним, отследить реализацию этого и других проектов на Ставрополье вы можете в разделе “Обещания” АТВмедиа.