В марте 2022 года корреспондент АТВ поговорил с бизнесменами Ставрополья из разных сфер деятельности. С начала специальной военной операции на тот момент не прошло и месяца. Иностранные компании только начинали покидать рынок, а логистика полностью сломалась.
Вот, что рассказывали ставропольцы:
«Цены поднялись в 3 раза на запасные части, автомасла. Заменить товар отечественными аналогами нереально – рынок их не производит. Сейчас мы надеемся на китайских производителей, но им тоже понадобится время», – Ольга Поливанова, владелица СТО.
«Санкции ударили очень сильно по стоматологии. Сейчас даже отечественные и китайские материалы подорожали в 3, а то и 4 раза. Аналогов большей части того, что мы используем, нет», – Евгений Шутов, стоматолог-хирург.
«Сейчас мы делаем всё, чтобы остаться на плаву, поскольку материалы для производства, а именно ткани и фурнитура – импортные, и их закупка напрямую зависит от курса валют», – Оля Максимова и Настя Юнишкина, руководители «Inache Brand».
«На геймдев значительно повлияли блокировки площадок для реализации и отключение платёжных систем. Разработчики не могут вывести доход от продаж игр и покупок в самой игре», – Мария Фабрикантова, cg-художник IT-компании «NELSET».
8 месяцев спустя мы решили спросить о том, как чувствует себя бизнес, у Кирилла Кузьмина – ставропольского бизнес-омбудсмена.
«Панических настроений мы не наблюдаем. Конечно, некоторые вопросы логистических цепочек усложнились. Увеличились время и стоимость доставки сырья, товаров и оборудования. Но краха мы не ощущаем», – прокомментировал Кирилл Кузьмин.
Отрицать то, что санкции негативно отразились на российской экономике, сложно. Но спустя более, чем полгода, можно говорить, что бизнес научился жить в новой реальности.
«Ситуация с санкциями сказалась на экономической эффективности, росте цен. Но большого негатива мы не фиксируем», – сообщил бизнес-омбудсмен.
О том, какие сферы бизнеса больше других пострадали от частичной мобилизации, читайте по ссылке.