Фото: из личного архива
Марк Кроль – ставропольский режиссер. В течение 10 лет он занимался видеопроизводством – снимал различные проекты, в основном короткометражные фильмы, музыкальные клипы и социальную рекламу. Не так давно Марк открыл для себя документальное кино.
«Мне интересно кино в целом, я не стараюсь ограничивать себя определенным жанром или направлением. Главное, чтобы история действительно трогала меня как автора. Иногда сам сюжет подсказывает, в каком жанре она может быть наилучшим образом передана», – поделился Марк с корреспондентом АТВмедиа.
Первый документальный короткометражный фильм Марка «Приют в снегу» был снят два года назад. Эта работа рассказывает о приюте для бездомных животных «Лучший друг» в краевой столице, который в то время был завален снегом и нуждался в помощи волонтеров.
Фото: кадр из фильма "Приют в снегу"
Фото: кадр из фильма "Приют в снегу"
Новая документальная работа “Невидимая жизнь” рассказывает о жизни пяти ставропольцев с нарушениями зрения, которые, несмотря на свои особенности, активно проводят время: посещают магазины и кафе, концертные залы и выставки, выбирают косметику и пользуются современными гаджетами. Подробнее о фильме читайте ниже.
Кино для просмотра наедине с собой
«Фильм “Невидимая жизнь” рассказывает о жизни, которую ведут не только его герои, но и многие из нас, для кого эта ее сторона остается незамеченной», – отметил Марк.
По его словам, идея снять документальное кино о незрячих людях зародилась из внутреннего стремления показывать реальность без прикрас. Марк признался, что эта тема была для него неисследованной. Он поставил перед собой задачу показать, как герои с нарушениями зрения выполняют привычные для многих задачи и вдохновить зрителей на переосмысление собственной жизни.
«Я осознанно ушел от декларирования и собственной интерпретации событий. Это фильм, который лучше смотреть наедине с собой», – подчеркнул собеседник.
Он также обратил внимание, что “Невидимая жизнь” – фильм-наблюдение, который не сопровождается закадровым голосом и музыкой. В фильме есть только та музыка, которую исполняют сами герои. Такой подход, по словам автора, позволил передать реалистичность происходящего и избежать приемов игрового кино.
В главных ролях...
Готовясь к съемкам, Марк обратился к сотрудникам ставропольской библиотеки для незрячих и слабовидящих им. Маяковского, посещал лекции и мероприятия учреждения, что позволило взглянуть на жизнь незрячих людей изнутри. Работники библиотеки помогли Марку не только погрузиться в незнакомую тему, но и найти героев с уникальным и вдохновляющим опытом.
Режиссер поделился парой слов о каждом из них:
Фото: кадр из фильма "Невидимая жизнь"
Александр Лещев
"Активный, добрый и вежливый парень, активно использующий современные гаджеты, социальные сети, разбирающийся в современном кино и музыке, читающий книги, написанные шрифтом Брайля".
Фото: кадр из фильма "Невидимая жизнь"
Екатерина Боева
"Вежливая и искренняя девушка, которая недавно вышла замуж за визажиста-парикмахера, который с большой радостью и любовью создает ей образы и прически".
Фото: кадр из фильма "Невидимая жизнь"
Вадим Сыроватко
"Максимально активный человек, который будучи тотально незрячим, стал самостоятельным и независимым, к примеру – ездит в другие города один без помощи других людей и решает абсолютно все свои бытовые задачи".
Фото: кадр из фильма "Невидимая жизнь"
Дарья Сысоева
"Бывшая танцовщица с прекрасным чувством юмора и самоиронии, вместе со своей мамой гуляют по улицам города, изучают цветущие растения и обстановку вокруг".
Фото: кадр из фильма "Невидимая жизнь"
Василий Павлов
"Виртуозный музыкант, который пишет собственные композиции, а также является сотрудником библиотеки для незрячих – редактирует и печатает газеты шрифтом Брайля".
Три месяца съемок и 12-часовой материал: как проходила работа над фильмом?
Марк рассказал: съемочный процесс занял три месяца. За это время было отснято более 12 часов материала, из которого затем были отобраны самые значимые сцены. Фильм смонтирован так, что истории героев раскрываются параллельно друг другу. Чтобы создать единое повествование, нужно было тщательно подбирать и синхронизировать сцены.
Съемки, по словам режиссера, не были сложными. Он приятно удивился тому, насколько охотно герои шли на контакт и соглашались поучаствовать в проекте.
“Они были очень вежливыми и тактичными, я чувствовал, что они действительно хотят поделиться своими историями с миром. Это было невероятно важно для создания атмосферы доверия и взаимопонимания на съемках”, – подчеркнул собеседник.
Он также отметил, что во время съемок было необходимо пользоваться разными коммуникационными методами, такими как описание окружающей обстановки или использование звуковых инструкций для ориентации на съемочной площадке. Однако это стало лишь особенностью рабочего процесса, а не сложностью.
“Проект полностью некоммерческий и создавался за собственные средства. Это позволило нам сохранить аутентичность и передать истории героев такими, какими их видели мы”, – выделил еще одну отличительную черту проделанной работы автор.
Как герой ищет дом на ощупь: об особенной для режиссера сцене
Мы попросили Марка рассказать о части фильма, которая для него, как для режиссера, стала особенной. Он отметил, что все сцены “Невидимой жизни” значимы, но сильнее всего его тронула эта:
“Сцена, в которой герой Александр Лещёв ищет свой дом на ощупь, дотрагиваясь до стен соседних зданий. В этом было что-то уникальное и захватывающее”.
Фото: кадр из фильма "Невидимая жизнь"
Вскоре после завершения съемок Александр Лещёв ушел из жизни из-за осложнений со здоровьем. Печальную новость команда узнала, когда фильм уже был смонтирован. Финал неигровой картины изменили и посвятили ее памяти Александра.
«Мы отправили несколько заявок на участие в российских и международных кинофестивалях, однако пока рано говорить о конкретных результатах. Решение о включении фильма в программу фестивалей будет принято только в следующем году, когда программа будет формироваться. Фестивальное продвижение обычно занимает около года, и только после этого фильм становится доступным для широкой публики. Как только у нас появятся новости о его доступности и местах показа, мы обязательно поделимся этой информацией с нашими зрителями», – сообщил режиссер.
Сейчас Марк взял творческую паузу. Он считает, что перерыв даст время пересмотреть некоторые отложенные идеи.
Несколько лет назад редакция АТВмедиа также затрагивала тему жизни незрячих людей в Ставрополе. Тогда нашим собеседником стал Александр Лещёв. Читайте историю ставропольца в материале по ссылке.