Фото: из личного архива Оксаны Тютичкиной
Успешное развитие ребенка – ключевой фактор его успешного функционирования в обществе. Но если у ребенка возникают трудности или проблемы со здоровьем, важно знать, что делать. Одним из способов реабилитации является инклюзивный туризм. Чтобы узнать о нем подробнее, мы поговорили с Оксаной Тютичкиной – коррекционным педагогом, психологом, автором программ и методов для реабилитации детей с трудностями развития, создателем и руководителем центра психологической коррекции «Надежда» и одноименного клуба особенных путешественников.
– Есть ли у людей, на которых направлен инклюзивный туризм, свои универсальные потребности, и как вы им следуете?
– Под «уникальностью» таких людей мы предполагаем низкую адаптивность (возможность привыкнуть, справиться с новыми обстоятельствами), трудности отслеживания безопасности. Такие люди нуждаются в сопровождении. Допустим, при коммуникативных ограничениях не получается сообщить о своей конкретной потребности, о боли, о неудобстве, о холоде. У таких людей трудно формируется любой навык.
Мы можем им показать, что делать, но они не всегда могут понять. Мозг может не дать команду выполнять это действие. Здесь нужно сопровождение и уникальный подход.
Фото: из личного архива Оксаны Тютичкиной
– Как вы организуете встречи? Где вы предпочитаете их проводить?
– Я даю объявления в соцсетях, на территории своей организации, и люди к нам присоединяются. Сначала рассказываем, что нужно с собой брать, отвечаем на вопросы новичков. Затем встречаемся и отправляемся в путешествие. Обычно мы едем либо на собственных машинах, либо нанимаем маршрутку.
Нам очень нравится Архыз. Местные жители нас принимают очень хорошо. Есть договоренности: если нас застанет непогода, мы можем ее переждать в определенном месте.
В планах – организовывать поездки в Лагонаки и Приэльбрусье.
– Как сильно отличается такой тип туризма от обычного? Существуют ли специальные программы, услуги для детей с особенностями развития?
– Да, туризм отличается. Для кого-то, возможно, сильно, а для меня, так как я в этой структуре работаю, не очень.
Важно понимать, что коммуникация с ребятами ограничена, и нужно использовать дополнительные средства, которые связаны не с особенными условиями, а с тем, как с этими ребятами вступать в контакт, организовать их.
Мы всегда создаем определенную систему. Допустим, дети идут за руки вместе со взрослыми. Это правило. Но в первую очередь нужно учитывать не физические возможности детей, а скорее мотивационные. Организовать какие-то подъемы, отдых на открытом воздухе. Некоторые дети не едят сидя. Некоторые не едят нигде, кроме дома. Мы учимся брать это в расчет и подстраиваться под каждого.
Иногда ребята не могут лежать, сидеть на траве и так далее. В этом и отличие от обычного туризма – приходится продумывать, как это делать, тратить достаточное количество времени и энергии, чтобы стабилизировать ребят, так как они практически все неустойчивые психоэмоционально. Но когда это отлаживается, появляется система, ребятам становится достаточно легко.
Фото: из личного архива Оксаны Тютичкиной
– Как помогает инклюзивный туризм особенным детям?
– Инклюзия предполагает включение человека в социальные институты, в социальную жизнь. Для такой категории детей это очень сложно, потому что они ограничены ментально, коммуникативно и психически. В классической форме реабилитации проводится одно действие, отрабатывается один навык. А в туризме проводится и групповая работа, и индивидуальная, отрабатываются различные навыки. Из-за этого нервная система вынуждена искать способ адаптироваться.
Туризм благодаря методу наводнения помогает нервной системе выйти на следующий уровень. То есть, без адаптационного толчка ничего не происходит, а туризм – это и есть резкий адаптационный толчок.
– Как инклюзивный туризм помогает родителям детей?
– Семейный инклюзивный туризм – это возможность для родителя выйти за границы собственных домов. Дело в том, что дети с такими нарушениями внешне не всегда привлекательны для общества, на них обращают внимание. Это ранит родителей. Попадая в среду, где твой ребенок перестает быть необычным, где его поведение никого не удивляет, можно расслабиться. В группе есть кураторы, есть ведущие среди детей. Есть другие семьи. Родители могут выдохнуть и перестать пристально следить за ребенком.
Многие из них ни разу до нашего путешествия никуда не выезжали. Обычно их путешествия очень закрытые, такие незаметные пробежки в тихих местах. Мы же свободно ходим в кафе, можем потанцевать или посидеть где-то. Говорю «мы», потому что мы действительно как организация, как одна группа.
– С какими трудностями вы сталкиваетесь при развитии инклюзивного туризма?
– Конечно, возникают трудности, в основном материальные. Иногда бывает сложно найти машину, потому что не весь транспорт приспособлен. Иногда – купить общий инвентарь. До сих пор я не просила помощи у государства, но сейчас, возможно, это нужно будет сделать.
Такие вещи на самом деле легко решаемы, особенно если люди мотивированы. Но если нет, нужно их мотивировать, а это у нас получается. Так что трудности незначительные.
– Есть ли кто-то, кто помогает вам материально развивать ваше дело?
– Нет. Я справляюсь своими материальными средствами и поддержкой добродушных, мотивированных людей. Я умею качественно организовывать людей так, чтобы не затрачивать дополнительные средства.
Фото: из личного архива Оксаны Тютичкиной
– Какие есть перспективы развития инклюзивного туризма? Что для развития нужно?
– Я считаю, в будущем может развиваться не только инклюзивный туризм, но и терапевтический. Важно выходить на государственные уровни, создавать маршруты, организовывать сеть лагерей, в горах, на морях, делать перевалочные базы, обучать сопровождающих. Это если говорить о перспективах развития в целом.
В моем случае – выходить на государственный уровень, заявлять о себе как о человеке, который может этим заниматься, создать систему и программу. Создавать программы не просто туризма, но терапевтического туризма для людей с особенностями здоровья.
– Какие категории людей с ограниченными возможностями могут к вам присоединиться? Как это сделать?
– Изначально клуб был ориентирован на людей с нарушениями интеллекта, коммуникативными и речевыми. Но мы уже давно приглашаем также детей и подростков без трудностей, чтобы ребята учились взаимодействовать.
Пока что мы не ориентированы на детей с выраженными двигательными нарушениями. Если есть незначительные, но ребенок передвигается, мы берем его в программу. Но ребят, которые не могут двигаться совсем, у нас возможности брать пока нет.
Контакты для записи в путешествия и другую необходимую информацию можно найти на сайте центра психологической коррекции «Надежда».
Ранее мы рассказывали о мультфильме ставропольского режиссера Дарьи Шевцовой "Круг Авроры", где проводится параллель между людьми с ограниченными возможностями здоровья и непризнанными художниками. Читайте об этом в материале по ссылке.
Автор: Матвей Станчев