Ну, чем пахнет Ставрополь, вы знаете. Как-то мы уже создавали аромат краевого центра и подробно рассказывали, какие ассоциации легли в его основу. А что насчет других городов региона и Северного Кавказа?
Вы сразу подумали о шашлыке и горном чае? О лечебно-оздоровительном флёре протухших яиц и ржавчины из курортных минеральных бюветов? Если так, вынуждены вас разочаровать — в нашем ответе всё не так экстравагантно.
Мы решили узнать у парфюмеров-создателей бренда "АС-Кавказ" и мастерской "VivaVi" Анны и Сергея Бойко – как они разрабатывают запахи литературных персонажей и курортов, причём здесь президентский грант и чем же всё-таки пахнет Кавказ.
Да, этот текст создан «По запросам». Это наш проект, темы для которого выбирают подписчики. Мы немного задержались, но нам всё ещё есть, чем вас удивить.
Чем пахнет библиотека Лермонтова: ольфакторные впечатления как главная мотивация всего проекта
По мнению основателей «АС Кавказ», ольфакторная память самая сильная. Связано это с удивительным свойством запахов привязываться к какому-то времени, месту, людям или ситуациям.
- Человека можно идентифицировать по его запаху. Это что-то вроде отпечатков пальцев, но более неуловимое, хотя и столь же информативное. Более того, особенные запахи имеют не только люди, но и города, и достопримечательности.
Однако формат у бренда немного отличается от привычного нам парфюма. В центре своей работы они ставят именно окружение и атмосферу. Как отмечают Анна и Сергей, курорты Кавказских Минеральных Вод были местом вдохновения для многих деятелей искусства сотни лет. Теперь же это места, которые пользуются большой популярностью у населения. И некоторым из них хочется как-то сохранить свои впечатления от поездки.
- Мы начали разработку коллекции именно с интерьерных ароматов, чтобы у каждого человека была возможность забрать частичку прожитых эмоций с собой. Это как неожиданно попавшаяся на глаза фотография — долгое время будет возвращать в состояние, пережитое в путешествии.
На этом создатели не останавливаются. Вы когда-нибудь задумывались о том, чем пахнет ваше любимое произведение? Например, книги Лермонтова или музыка Алябьева? В арсенале «АС Кавказ» как раз представлены коллекции, посвященные творчеству двух этих авторов.
Фото: "АС Кавказ"
- Вот представьте, каким например, ароматом можно передать «острый язык» человека? На наш взгляд это перец! Он как никто иной подсознательно подчеркнет эту отличительную особенность характера. И наш аромат «Печорин», посвященный литературному герою произведения «Герой нашего времени», имеет эту ноту.
Начинается разработка такого парфюма с вдохновения от путешествий, прожитых эмоций и богатой истории. Потом описывается идея, которая ложится в основу ольфакторной реализации. Причем натолкнуть на неё могут даже иллюстрации конкретных персонажей.
Как передать всю палитру запахов Кавказа в нескольких флаконах?
В коллекции «АС Кавказ» есть ароматы, посвященные как региону в целом, так и некоторым городам. Например, здесь представлены запахи Пятигорска, Железноводска, Кисловодска и Ессентуков.
Парфюм, вдохновленный Пятигорском, создатели описывают так:
- Чуть терпковатый и завораживающий аромат Машукского осеннего леса, мокрые листья, дым, смешивающийся с чем-то очень живым и даже немного животным. В нем чувствуется теплота и уют, но в тоже время статусность и дух многовековой истории.
Аромат Кисловодска отдает красной розой, лесом и землей. Ольфакторные Ессентуки отличаются строгостью и интеллектуальностью, минеральной прохладой и зимней свежестью. Железноводск же в представлении Анны и Сергея Бойко пахнет моментом, когда зима только переходит в весну, и начинают распускаться первые цветы.
В целом Кавказ ассоциируется у парфюмеров с горными лужайками и легкостью, которая возникает, когда лежишь на молодой зеленой траве. А что насчет Ставрополя? Специального аромата, посвященного краевому центру, у «АС Кавказ» нет. Однако своими впечатлениями от малой родины поделилась Анна.
- Он наполнен воспоминаниями о прогулках по лесу, катании на санках с горки, неистовой радостью от свежей бабушкиной выпечки. И о чувстве свободы, которые дарят местные ветра.
Фото: АТВмедиа
Ароматы странствий: в регионе проведут конкурс идей ольфакторных сувениров
Недавно стало известно, что команда «АС Кавказ» организует проект «Синергия искусств. Ароматы странствий: Кавказ», он реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Бренд планирует организовать творческий конкурс для дальнейшего создания уникальной сувенирной продукции. Его участниками станут художники, ремесленники и парфюмеры со всего СКФО.
Одна из целей такого мероприятия – интеграция работ местных мастеров в массовое ручное производство уникальной сувенирной продукции. Как рассказали основатели, стартует оно довольно скоро.
- Проведение конкурса запланировано на период с марта по июнь 2025 года. Впереди еще проведение круглого стола с региональными экспертами в области культуры, искусств и туризма, определение конкурсных тем и подробных условий конкурса.
Не ароматный регион: почему в СКФО слабо развита парфюмерия?
Мы решили узнать, а правда ли на Ставрополье и в России слабо представлены производители ольфакторной продукции. Что вообще нужно для реализации подобных проектов?
По словам пары, при искренней вере в реализацию идеи можно развить любое направление. Однако в стране не так много профессиональных курсов по созданию парфюмерии. По мнению создателей «АС Кавказ», наиболее качественные – образовательные программы Perfume Project, работающего под эгидой Грасского института.
- Три первых модуля обучения проходят в Москве, а четвертый — в Грассе (Франция). В мире самые лучшие парфюмерные школы — это интерн-школы, которые создаются внутри самих парфюмерных компаний (IFF, Firmenich, Robertet), но туда попасть можно только в случае, если уже работаешь в этой компании и в тебе видят потенциал.
В профессиональной области создателей бренда вдохновляют и другие мастера. Например, соотечественницы Анна Агурина, Анна Зворыкина. Среди иностранных специалистов они отметили Алессандро Галтьери и Паоло Терензи из Италии, а также французов Жан-Клода Эллена, Эдмона Рудницка и Фредерика Маля.
Сейчас индустрией локальных ароматов в регионе занимаются очень немногие. Но сувениры с запахом Кавминвод интересны как гостям СКФО, так и местным жителям. Поэтому создатели планируют расширять бренд. По их словам, источников вдохновения в регионе ещё много.
Какие креативные проекты существуют в Ставрополе? В каких областям они работают? Составили карту в материале.
Кстати, недавно стало известно, что ставропольский бренд представит свою первую коллекцию в Италии.