Какие эмоции у вас вызывают фотографии мертвых родственников? Кто-то при взгляде на них чувствует грусть и горечь от потери близкого, кто-то – неприязнь, если умерший не нравился при жизни, а кто-то – страх, ведь человек на фото уже мертв, однако на картинке глаза его «живые».
Да и вообще, что это за традиция ставить снимки умерших предков на видное место? Так люди пытаются не забыть о них? Или это способ «прикоснутся» к ним, почтить память и отдать дань уважения? На самом деле, всё это в какой-то степени правда.
Сейчас технологии сильно влияют на нашу жизнь и культуру. Коснулось это и смерти. Слышали ли вы про случаи, когда родственники создают «цифровых двойников» умерших в соцсетях?
Мы поговорили с психологом и культурологом, чтобы узнать, чем обоснована тяга людей к загробной тематике, почему у кого-то появляется потребность в общении с мертвыми, и помогают ли боты пережить утрату.
Да, этот текст создан «По запросам». Это наш проект, темы для которого выбирают подписчики.
От наскальных засечек до «цифровой смерти»: как давно люди начали хранить память об умерших
Почти во всех культурах погребение – процесс перехода из мира живых в потусторонний. Причем долгое время считалось, что первыми применять захоронение тел начали неандертальцы, рассказал культуролог Дмитрий Пикалов.
- Чуть больше 10 лет назад в ЮАР обнаружили захоронения в пещере, которые были сделаны представителями рода Хомо наледи, жившими около 2 миллионов лет назад. До сих пор ведутся споры, могли ли быть у них представления о загробной жизни. Однако сам факт погребения сородичей в пещере, а так же то, что количество тел совпадает с количеством наскальных изображений, оставленных в этой пещере, указывает на то, что какие-то представления о потустороннем мире были, а само захоронение представляло собой вполне сложившийся ритуал.
По его словам, культура памяти о мертвых начала формироваться, когда люди перешли к оседлому образу жизни – 10-12 тыс. лет назад. Например, в одном из древнейших городов первых земледельцев - Иерихоне– археологи нашли человеческие черепа, которым с помощью глины придали черты некогда живых людей.
- Это можно назвать первыми своеобразными портретами покойных родственников и соплеменников, тем более, как предполагают нашедшие их археологи, эти головы располагались на полках в домах, примерно как сейчас у нас фотографии почивших родственников.
Связь живых и мертвых особенно сильна в земледельческих культурах. Люди буквально хоронили своих соплеменников в землю, откуда и прорастают злаковые культуры, считавшиеся дарами предков.
- Отсюда и тесная связь, и обычай посещения кладбищ в определенные дни поминовения, сохранившийся до наших дней.
Цифровое наследие и спиритизм: как в традиции выписываются новые веяния
В начале двадцатого века в Европе популяризировался спиритизм. Повсеместно появлялись кружки, которые пытались с помощью определенных ритуалов общаться с духами.
- Везде возникали спиритические кружки, продавались специальные планшетки для общения с мертвыми, а «Книга духов» Алана Кардека стала бестселлером. Так что нет ничего нового под Солнцем.
И неудивительно, что в какой-то момент технологии добрались и до этой потребности. Боты, которые пытаются дублировать уже умерших личностей, явление не новое.
- Уже сейчас в том же «ВК» существуют десятки, если не сотни аккаунтов Сталина, Ивана Грозного, Николая II. Есть даже Алексей Михайлович Тишайший и Григорий Потемкин. И все «они» что-то постят и репостят.
Однако на этом люди не останавливаются. Разные сервисы могут анализировать информацию с личных страниц покойных, и как бы повторять их стиль речи, поведение. Это и есть одно из проявлений «цифровой смерти». Человек уже не живой, однако часть его личности - те единицы информации, которые остаются в сети – может взаимодействовать хотя бы в рамках переписки.
Как считает Дмитрий Пикалов, такое явление проживет недолго и канет в лету, как спиритизм.
Последний разговор: какая психологическая польза может быть от страниц умерших людей?
Однако как такое «оживление» воспринимается с точки зрения психологии? По словам клинического психолога, руководителя проекта «Психосреда» Марины Грицай, это зависит от человека, но во всех случаях связано с проекцией своего собственного опыта.
- Например, люди могут находиться в страшной ситуации – давайте представим теракт, – и потом достаточно быстро от неё оправятся. А другие люди могут жить в другой части планеты и увидеть, что этот теракт произошёл, и очень сильно переживать эмоционально, даже сильнее, чем те люди, которые были в эпицентре.
Это же может относиться и к родственникам, которым довелось «пообщаться» с умершими. Психолог сравнила это с таксидермией. Для кого-то это странное и неуместное явление, а для кого-то – способ пережить утрату питомца.
- Поэтому родственники могут относиться позитивно к идее цифрового двойника и использовать это как возможность вновь соприкоснуться с человеком. А кто-то другой скажет, что это издевательство.Но, если это не нарушает уголовный кодекс, то человек может помогать себе морально любым способом: поставить свечку, плакать, посмотреть на ожившую фотографию своего умершего родственника и так далее.
В психологической практике есть множество инструментов для преодоления чувства скорби. Один из них – поговорить со стулом. Причем он может быть как пустым, так и с человеком.
- Иногда бывает, что это какой-то групповой процесс. Например, так называемый метод «психодрамы», где вместо пустого стула может быть реальный человек, который готов исполнить эту роль для того, чтобы другой прожил утрату и смог поговорить, высказать то, что не успел.
Туда же можно отнести и написание писем умершему. Все это является проекционными методами, которые так или иначе помогут помочь близкому человеку справиться с болью. Марина Грицай вспомнила один случай, связанный с «цифровым прощанием». Так, в истории отец с сыном любили играть вместе в гоночную компьютерную игру. Это продолжалось до тех пор, пока мужчина не умер.Из-за сильных переживаний у парня появилась депрессия, и он забросил игру на несколько лет, так как она слишком тесно ассоциировалась у него с отцом. Однажды он всё-таки решил вернуться в гонку. В игре есть функция записи последнего рекорда, то есть в процессе езды игрок будет видеть «призрачный» повтор своего лучшего результата. Так сын и «встретил» папу в цифровом мире.
- И ему стало это очень любопытно. Я так понимаю, скорее всего, сначала больно, а потом он раз за разом проживал и проживал эту игру. И однажды на одном из кругов он обогнал этот автомобиль. На финише парень остановился, потому что ему стало страшно, что из-за того, что он сейчас это сделает, призрак пропадёт.
Парень пропустил машину отца вперед, позволив ему вновь себя обогнать. Вероятно, чтобы сохранить образ родителя в игре. Но в какой-то момент, когда сыну захочется окончательно проститься, он всё-таки победит в этой гонке.
От "смерти цифровой" к смерти реальной. А вернее, к тем самым похоронным ритуалам. Вы же знаете, что в Ставропольском крае планируют построить крематорий? Так вот, его строительство сейчас продвигается медленными темпами. Подробнее рассказали об этом здесь.