Встречали ли вы когда-нибудь, гуляя по лесу, мчащихся по тропинкам велосипедистов в экипировке? Эти люди не просто развлекаются, а занимаются спортом – тренируются или, возможно, уже соревнуются за награды. Это маунтинбайкеры.
В Ставрополе маунтинбайку обучают в МБУ ДО спортивной школе по велосипедному спорту. Тренировки и соревнования проходят в местных лесах, так как маунтинбайк – это езда на велосипеде по пересеченной местности (прим ред. – изрезанной реками, канавами, пролесками и другими препятствиями).
Фото: Федерация велосипедного спорта г. Ставрополя / Елена Чирская
Как этот вид спорта развивался в краевой столице, насколько инфраструктура нашего города приспособлена под маунтинбайк и какие есть планы по его развитию здесь? Об этом мы расспросили президента Федерации велосипедного спорта города Ставрополя, заместителя директора муниципальной велосипедной школы Сергея Александрова и администрацию города.
Не было дома: как в Ставрополе развивался маунтинбайк и как город поддерживает этот вид спорта?
По словам Сергея, маунтинбайк начал развиваться в Ставрополе при появлении велосипедов для кросс-кантри с прямым рулем, которые стали завозить из-за рубежа. До этого, в 70-80-е годы, были только шоссейные спортивные велосипеды с кривым рулем типа барана.
“Когда я ходил в секцию по велоспорту, мы специально ставили алюминиевые трубы от раскладушки вместо рулябарана, чтобы удобнее было ездить по бездорожью. Потом Советский Союз прекратил существование, секции позакрывались. Последняя, которая была в Ставрополе, располагалась на “Спартаке” и закрылась в 2010 году. В ней работал Владимир Васильевич Константинов, в честь которого сейчас проводятся соревнования на Кубок “Звездное колесо”. Дело в том, что в 1964 году Вадим Чернов написал повесть “Тигр в алой майке”, прототипом главного героя которой стал Владимир Васильевич. И в этой же повести описывался Кубок “Звездное колесо”. Мы возродили традицию проводить соревнования на Кубок “Звездное колесо” и в этом году проводили их уже в 10 раз”, – рассказал собеседник.
Фото: Федерация велосипедного спорта г. Ставрополя / Елена Чирская
Фото: Федерация велосипедного спорта г. Ставрополя / Елена Чирская
Маунтинбайк в краевой столице начал возрождаться в 2006 году. С помощью Андрея Шушаро родился сайт “Велокавказ”, на котором в течении 11-12 лет рождались идеи и собирались группы велосипедистов, только вот у ставропольского маунтинбайка не было “дома”. Так продолжалось до 2018 года.
“В 2010 году в городе образовалась “Общественная организация велосипедистов Ставропольского края “Велокавказ”, руководителем которой был избран Алан Мисиков. Мы стали проводиться официальные соревнования, появились спортивные судьи имеющие категории, спортсменам начали присваивать разряды. В 2014 году начала работать Федерация велосипедного спорта города Ставрополя. В начале осени 2018 года по городу повесили знаки, запрещающие велодвижение по “Тропе здоровья”, парку Победы, Александровской площади, и пошла большая волна недовольства от велосипедистов в СМИ. Тогдашний мэр Андрей Джатдоев собрал в администрации представителей велосообществ города, чтобы успокоить горожан и пообещал убрать запрещающие знаки. Некоторые потом все-таки убрали”, – поделился воспоминаниями Сергей Александров.
На этом же совещании была озвучена просьба об открытии в городе Ставрополе велошколы: “… в Пятигорске есть велошкола, в Георгиевске дети занимаются велоспортом, даже в Новопавлоске есть велосекция, а в краевом центре у велосипедистов нет до сих пор дома…” Вскоре этим вопросом занялся Комитет по физической культуре и спорту администрации города, деньги нашлись, велосипеды закупили, и уже с 27 декабря 2018 появилась велошкола. С января 2019 она считается открытой.
Ставропольские маунтинбайкеры обучаются и тренируются в таких дисциплинах:
- олимпийский кросс-кантри. Круг на соревнованиях – около 4 км, количество кругов рассчитывается так, что мужчины и женщины должны находиться гонке в течение полутора часов. Женщины обычно ездят 5 кругов, а мужчины – 6;
кросс-кантри – короткий круг. Круг – в районе 1,2 км-1,5 км, насыщенный разными искусственными и естественными препятствиями; - даунхилл, или скоростной спуск. Ставропольцы практикуют эту дисциплину на северном склоне Таманского леса. Эта трасса начинается от кадетской школы и насыщена разными препятствиями, перелетами, трамплинами. По словам Сергея, те, кто тренируется здесь, потом хорошо выступают на российском уровне;
- кросс-кантри – гонка с выбыванием. В данной дисциплине на старт после квалификации выходят по 4 гонщика, после финиша на следующий этап выходят только двое первых. По этой дисциплине, а также по гонке в гору, в мае проходили соревнования среди велогонщиков ЮФО и СКФО. Тогда в Ставрополь приехали спортсмены из 8 регионов;
- велокросс. Это одна из самых сложных дисциплин. Спортсменам на велосипедах с рулем типа «баран» и с «регидной вилкой» нужно несколько раз преодолеть кольцевой маршрут от 2,5 до 3,5 км по пересеченной местности, с искусственными препятствиями и обязательной грязью. Велокросс начал интенсивно развиваться на всероссийском уровне только в прошлом году. Ставропольские спортсмены ездили на всероссийские соревнования, которые проходили в Архипо-Осиповке и в Майкопе в 2023 году.
Сергей отметил: раньше Ставрополь мог представить на официальные велосоревнования только взрослых, а с открытием велошколы стало возможным приобщать к краевым и всероссийским состязаниям спортсменов разных возрастов. В основном в ставропольской велошколе дети обучаются в дисциплине кросс-кантри. Сейчас в краевой столице есть такие категории юных велоспортсменов:
- 11-12 лет – они ездят на краевые соревнования;
- 13-14, 15-16, 17-18 – на всероссийские.
Заместитель директора велошколы также рассказал об успехах воспитанников учреждения. Так, в состав сборной России в 2024 году входят 15-летняя Виктория Юдахина, занимающаяся кросс-кантри и 19-летний Максим Шишулькин, занимающийся даунхиллом. Виктория в этом году получила именную стипендию администрации города Ставрополя, а Максим в августе месяце занял 2 место на Чемпионате России, выполнив норматив Мастера спорта России. Кроме того, есть несколько кандидатов в мастера спорта.
Фото: из личного архива Виктории Юдахиной
Фото: Федерация велосипедного спорта г. Ставрополя
Без падений никак: насколько травмоопасен маунтинбайк?
По словам Сергея, редко встречаются случаи, когда родители приводят детей в велошколу против их воли. Чаще это происходит по обоюдному желанию. При этом родителя сразу ставят в известность о том, что на тренировках ребенок будет падать, особенно если он слабо владеет техникой.
“Тренировки выстраиваются по принципу “от простого к сложному”, для безопасности наши велосипедисты выезжают только в шлемах, экипировке и закрытой обуви, тренеры обязательно проводят инструктаж. Но нет такого учащегося велошколы, который бы ни разу не упал. А уже на соревнованиях спортсмены травмируются гораздо реже, так как для участия отбираются лучшие”, – рассказал собеседник.
Последний серьезный случай, после которого спортсмена забирала скорая, был еще в 2013 году. Тогда травму получили ставропольский и новочеркасский взрослые маунтинбайкеры. Дети же на соревнованиях иногда получают ссадины и ушибы.
Чем хуже, тем лучше? Или какие трассы нужны маунтинбайкерам
Ставрополь хорош для маунтинбайка, так как богат лесами с разнообразными склонами. Соревнования здесь в основном проходят в двух лесах: Мамайском и Таманском. В первом есть трассы разного уровня сложности. Например, так называемая “ковырялочка”, которая подходит для соревнований по олимпийскому кросс-кантри. Также там есть горки “Русского”, с заездом на которые проводятся соревнования по марафонскому кросс-кантри.
“В маунтинбайке трассы часто называют в честь того, кто делает их или находит то или иное препятствие. Горки Русского назвали в честь ставропольца Евгения Шевлюгина ака “Русского”. Они знамениты тем, что велосипедисты могут переезжать с одной стороны оврага на другую. Сначала идет небольшая горка вверх-вниз, с каждым поворотом она становится все круче, потому что увеличивается и глубина оврага, и в конце получаются такие сильные уклоны, что аж дух захватывает”, – рассказал Сергей.
По его словам, местные трассы нравятся приезжим маунтинбайкерам и помогают местным ребятам осваивать элементы разной сложности, чтобы затем выступать на всероссийских соревнованиях.
Фото: Федерация велосипедного спорта г. Ставрополя / Вероника Ружечко
“Чем дорога хуже, тем лучше” – это правильный тезис. Сейчас на всероссийском уровне идет тенденция на усложнение трасс для маунтинбайка: их насыщают каменными секциями, трамплинами.
Всё чаще используют велосипеды с амортизаторами на заднее колесо. Мы стараемся учитывать новшества, меняем наши трассы, находим новые локации, но для работ необходимо во-первых разрешение от лесничества, а во-вторых – средства. Сами же мы готовы завезти пиломатериалы и заняться строительством сооружений”, – поделился Сергей.
За год в Ставрополе проходит не меньше 6 соревнований по велосипедному спорту, 5 из которых по маунтинбайку, – как городских, так и краевых. По их итогам формируется сборная, которая представляет край на всероссийском уровне. В краевых соревнованиях по маунтинбайку, которые проводятся в Ставрополе обычно участвуют около 100 человек. Сейчас сезон таких соревнований закончился, а следующие краевые пройдут в апреле. Планируется провести гонку в гору, так как это не слишком сложная дисциплина и для нее подходит любая погода.
А тем временем продолжаются выезды – в середине сентября прошла многодневная гонка в Псебае, в октябре ставропольские спортсмены отправятся на соревнования ЮФО и СКФО, почти до 23 декабря запланированы выезды в Саратов, Архипо-Осиповку, Майкоп.
Больной вопрос: какие проблемы есть у ставропольского маунтинбайка?
Вопрос о проблемах, с которыми сталкивается ставропольский маунтинбайк, Сергей назвал больным. По словам мужчины, основные сложности связаны с тем, что внутригородские леса, подходящие для тренировок и соревнований, находятся в ведении городского лесничества. А некоторые участки леса не подчиняются даже ему, потому что являются особо охраняемыми территориями. Один из таких – район урочища “Корыта”. Разрешение на то, чтобы там хотя бы транзитом проезжали велосипедисты, необходимо просить у минприроды Ставропольского края, а это усложняет организацию соревнований.
Пилить деревья и что-то копать в лесах Ставрополя самостоятельно маунтинбайкеры не могут, поэтому используют уже натоптанные тропинки, ищут траектории с крутыми спусками. Перед соревнованиями каждый раз делают разметку – вешают на деревья указатели, ограничивают территорию лентой, а после соревнований всё снимают. Часть разметки, считает Сергей, можно было бы сделать постоянной. Президент городской федерации велоспорта обращался в местную администрацию с предложением разметить трассы, на которых тренируются ребята, постоянными указателями и табличками и ожидает ответ вот уже полгода.
Фото: Федерация велосипедного спорта г. Ставрополя / Вероника Ружечко
“В Таманском лесу отдыхающие, поднимаясь вверх, зачастую идут именно по нашей трассе, не беспокоясь о том, что кто-то на них может налететь.
А если бы эта трасса была помечена, то риск был бы меньше. А если бы еще были таблички “здесь проходит спортивная трасса”, было бы еще безопаснее”, – считает заместитель директора ставропольской велошколы.
Маунтинбайкеры планируют продолжить направлять обращения по этому вопросу, но есть и другие сложности. Например, во время соревнований ЮФО и СКФО, которые проходили в мае, маунтинбайкеры хотели провести гонку в гору на дороге, ведущей от “Молочного хутора”. Осуществить это не получилось, так как оказалось, что данная дорога по документам не входит в муниципальную собственность, как и другие подъездные дороги к дачным товариществам краевой столицы.
Не получилось добиться и установки мостиков через речки в Таманском лесу, где проходила велотрасса. По словам Сергея, маунтинбайкерам нужны были деревянные мостики без оснований, но его направили с этим вопросом в комитет капитального строительства, где вопрос так и не решили.
“На момент 26 сентября в нашей школе числится 201 спортсмен, из них маунтинбайком занимаются 148 человек. Велосипедов для маунтинбайка у нас 53. По стандарту велосипед должен быть у каждого учащегося, но у нас на одном ездят по три человека. Это неправильно. Каждый год мы покупаем на средства субсидии только 3-4 велосипеда, но этого все равно не хватает”, – обратил внимание на еще одну проблему развития маунтинбайка в Ставрополе Сергей.
Президент Федерации велосипедного спорта отметил, что поддержка городского маунтинбайка со стороны муниципалитета, несмотря на трудности, всё же есть. Однако хотелось бы, чтобы получать помощь было проще и быстрее.
“На данный момент спортсменам велошколы катастрофически не хватает боевых велосипедов, на которых они могли бы выступать на российском уровне”, – отметил Сергей Александров.
“Дорожная карта” и велопарк: как горадминистрация поддерживает маунтинбайк Ставрополя?
В пресс-службе мэрии нам рассказали, что в 2023 году глава города Иван Ульянченко разработал “Дорожную карту” развития велошколы. Каждый год, на протяжении трех лет, в краевой столице будет появляться новая локация для привлечения горожан к велоспорту. Так, в прошлом году открылось отделение велошколы в Кадетской школе им. Генерала Ермолова, в этом году открывается отделение в школе № 46.
В планах – создать в черте города велопарк, в который войдут постоянные, огороженные велотрассы для маунтинбайка, шоссе и ВМХ, а также будет обустроена инфраструктура в виде велошколы, гостиницы и стоянки для автомобилей.
Кроме того, в 2025 году в Ставрополе планируют провести всероссийские соревнования по маунтинбайку.
Ранее мы рассказывали о том, как живет ставропольское велосообщество “Велотоксикозники”. Читайте об этом в материале по ссылке. А советы по выбору велосипеда, если вдруг вы захотели заняться велоспортом, использовать велосипед в работе или путешествиях или просто покататься для души, ищите здесь.