В 2021 году в 1 201 малом населенном пункте по всей России появилась мобильная связь. Отчет о выполнении плана по строительству базовых станций в рамках второго этапа проекта устранения цифрового неравенства (УЦН 2.0) представил «Ростелеком» в Минцифры РФ.
Мобильная связь для небольших сёл и деревень является одной из основных потребностей жителей для использования соцсетей, дистанционного образования, а также использования цифровых услуг. Однако коммерческим операторам не выгодно строить станции из-за количества потребителей и низкой платежеспособности. Для решения этой проблемы в отдаленных и труднодоступных местах используется механизм универсальных услуг связи.
Государство финансирует создание необходимой инфраструктуры, строительством которой занимается компания, назначенная оператором универсального обслуживания. «Ростелеком» реализует государственную задачу совместно с Минцифры на протяжении семи лет.
На первом этапе в проект УЦН было включено порядка 14 000 населенных пунктов с населением 250–500 человек.
В апреле 2021 года Минцифры России и «Ростелеком» подписали соглашение, расширяющее договор об условиях оказания универсальных услуг связи. В рамках него предстоит провести мобильную связь в сёлах и деревнях с населением от 100 до 500 человек. До 2030 года мобильная связь, включая высокоскоростной доступ в интернет по технологии LTE (4G), появится более чем в 24 000 населенных пунктах.
Как это происходит?
Базовые станции подключаются по волоконно-оптическим линиям связи. Это обеспечивает высокоскоростную мобильную передачу данных и позволяет существенно расширить охват населенных пунктов страны цифровой инфраструктурой.
Оператор мобильной связи Tele2 (дочерняя компания «Ростелекома») выступает в качестве центра компетенций:
- согласовывает проектное решение;
- планирует архитектуру сети;
- осуществляет приемку сайтов;
- поставляет оборудование для строительства сети.
Для удобства жителей малых поселений, где нет салонов связи, специалисты «Ростелекома» выезжают на место для заключения договора и оформления сим-карты. Для этого пользователю потребуется предъявить документ, удостоверяющий личность. Также они могут выбрать оптимальный тариф в зависимости от объема потребления услуг.
Кроме того, клиентам круглосуточно и бесплатно (даже при нулевом и отрицательном балансе) будут доступны звонки в экстренные оперативные службы и на номера, определенные Правительством РФ. Например, звонки на горячую линию помощи в условиях пандемии COVID-19 по номеру – 122.