Обман со скидкой: как не попасться на удочку магазинов?

Бывало ли у вас так, что на ценнике вы видите одну стоимость, а на кассе в супермаркете вам называют совершенно другую? Или пробивали ли вам лишний товар, который существовал только в чеке? Поход в супермаркет может как сэкономить время, деньги, нервы, так и напротив опустошить карман и измотать вас морально. Как бороться с основными видами обмана? Мы попробовали найти ответы.
Просроченный товар
Вам знакома ситуация, когда вы берете первый попавшийся товар с полки, а срок его годности истекает уже через пару дней? Тогда приходится нырять вглубь стеллажа, чтобы раздобыть продукт посвежее. Это один из самых распространенных способов обмана покупателей. Ведь невнимательный человек попросту не заметит истекшего срока годности.
Как бороться?
Если срок годности вышел, а товар еще продается или, более того, вы его купили, то здесь можно воспользоваться статьей 18 закона о защите прав потребителей:
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки;
- потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы
Закон о "Защите прав потребителей", ст. 18
Процитируйте этот закон - и вам должны как минимум заменить товар или вернуть деньги.
На своем опыте
Просроченный товар мы нашли не в первом магазине. Искать начинали с молочного отдела, так как там хранятся скоропортящиеся продукты. И только в пятом магазине мы нашли ее - просроченную трубочку с кремом. Дата изготовления - 13 августа 2018 года. Срок ее годности - 30 суток. На календаре тем временем было 19 сентября.
Мы решили ее купить и посмотреть, легко ли будет вернуть просроченный товар обратно, как себя будут вести сотрудники магазина. Вопреки нашим ожиданиям, они очень долго извинялись, благодарили за помощь и содействие и тут же вернули все деньги. От просроченного продукта они избавились при мне.
В общем, то ли нам повезло, то ли в магазинах действительно меньше стала попадаться просрочка, но найти ее оказалось сложной задачей. При этом вернуть просроченный товар не составило никакого труда.
Комментарий руководителя краевой общественной организации защиты прав потребителей - Сароян Лейлы
Не тот ценник
На товаре вы видите очень привлекательный ценник, а на кассе узнаете, что сотрудники магазина просто не успели поменять цену товара и на деле он стоит гораздо дороже - без паники. Здесь главное действовать грамотно.
Конечно, продавец предложит вам либо заплатить новую цену, либо не брать товар вовсе. Вы, конечно, можете согласиться с требованиями, а можете поступить по закону.
Фотография нашего читателя. По его словам, это объявление висит в магазине уже больше недели.
Как бороться?
Статья 10 Закона о "Защите прав потребителей" гласит:
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации
Закон о "Защите прав потребителей", ст. 10
Здесь самое важное слово - своевременно, то есть, в момент выбора товара, а не на кассе, когда вы уже выбрали именно этот продукт.

Если и это не подействовало, то смело приводите цитату из статьи 14.8 кодекса об административных правонарушениях:
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей
Закон о "Защите прав потребителей", ст. 10
Также рекомендуем сфотографировать ценник с заниженной ценой, чтобы легче было потом доказать свою правоту.
На своем опыте
Нашли мы несоответствие цены товара и ценника в первом же магазине. Чтобы быть уверенными в своей правоте еще до обсчета на кассе, пришлось сравнивать цены на товары в зале и "пропикивать" их с помощью специального устройства в магазине. Оказалось, что очень много товаров не соответствуют своему ценнику. Для эксперимента мы выбрали два таких товара: макароны и кефир.
На кассе, когда пришлось объявить, что на ценнике в магазине указаны другие цифры, кассир предложила либо отказаться от товара, либо, если мы уверены в своей правоте, оплатить покупки и тогда уже с чеком обращаться к администратору. Пришлось переплатить за продукты в целях эксперимента.
Администратора мы ждали довольно долго. Когда он пришел, то потребовал показать ценники, о которых мы говорим. Убедившись в нашей правоте, он без лишних слов вернул разницу.
Нам не пришлось приводить никаких цитат - все и так было ясно. Однако это ситуации не меняет: магазины массово обманывают таким образом людей, и если не замечать и не бороться с этим, то можно переплатить большую сумму.
Наш эксперимент
Комментарий руководителя краевой общественной организации защиты прав потребителей - Сароян Лейлы
Купили то, чего нет
В гипермаркете удобно закупаться на целую неделю. Почему бы и нет: в таких магазинах можно найти практически любой товар, не надо таскаться с сумками - для этого есть тележки, да и цены там не такие уж и страшные. Однако опасность таится на кассе, когда вам пробивают тот продукт, которого нет. Допустим, вместо двух банок кукурузы вам насчитали три, вместо одной жевательной резинки - две. А если у вас покупки на пять тысяч и огромный чек, то найти там лишний товар очень сложно.
Как бороться?
К сожалению, бороться с таким обманом можно только с помощью собственной внимательности. Считайте до кассы сумму всех ваших покупок и сверяйте итоговый счет с ней. В случае превышения суммы - внимательно проверьте чек, не отходя от кассы.
Обвес
Думали, в супермаркетах не "обвешивают" посетителей? Увы, но это не так. Чаще всего "обвешиваются" расфасованные в магазине продукты. Что мешает накинуть один-другой десяток грамм к товару? А чего стоит только замороженная рыба, от которой после льда остается совсем мало. И также нельзя забывать, что упаковка не относится к товару, и потому ее вес должен вычитаться из общего веса "упаковка+товар".
Большого обвеса мы не нашли в супермакерте, но даже такая незначительная разница, как представлена на фото выше, считается обвесом. Стоит ли ради нескольких грамм предпринимать меры - дело каждого.
Как бороться?
Нужно не лениться и взвешивать товары самостоятельно, либо просить продавца проверить вес. Отказывается – значит, что-то здесь не так.
Мнимая скидка
Скидка 30% на товар звучит заманчиво, правда? Но на деле чаще всего оказывается, что никаких скидочных 30% и в помине нет. Продавец может снизить стоимость на 5% или не снижать ее вовсе. Главное - нарисовать поярче ценник и объявление о скидке.

Как бороться?
Не "покупаться" на яркие ценники и мыслить критично в отношении скидок.
Цена за 100 грамм

Если на акции и мнимые скидки покупатели стали обращать внимание, то на этот вид обмана пока нет. Представьте, вы видите аппетитный кусок мяса за 239 рублей. Не раздумывая, вы несете его на кассу - цена-то очень привлекательная. Но на кассе выясняется, что цена эта не за целый кусок, а за 100 грамм продукта. И в перерасчете вы платите гораздо больше, чем рассчитывали.
Впрочем, слово "обман" здесь не вполне уместно: вся информация есть на ценнике. А вот видно ее покупателю или нет - совершенно другое дело.
Как бороться?
Так же, как и с "мнимыми" ценниками: просто быть внимательнее и хорошо рассматривать ценник.
Продукты без даты
Смотреть на дату изготовления продукта - очень важно. Но и здесь вас могут обмануть: иногда производители пишут вместо даты изготовления дату расфасовки. Большинство покупателей этого попросту не замечает, в то время как товар, пусть он и расфасован сегодня, мог быть изготовлен еще на прошлой неделе. Нельзя забывать и о готовых салатах в магазинах, которые продаются без даты. На вопрос "свежие" вам конечно, ответят, что блюда только что приготовили. Но стоит ли верить словам продавцов?
Как бороться?
Либо игнорировать эти продукты, либо выяснять срок годности у сотрудников магазина. Также можно обратиться в Роспотребнадзор.
Забыли пробить товар

Этот вид обмана встречается редко, но если вы попадетесь в сети, то точно запомните это. Дело в том, что на кассе сотрудник "случайно" забывает вам пробить один товар. Клиент думает, что за все заплатил (кто же найдет разницу в 20 рублей в чеке на тысячу) и бережно складывает все покупки в пакет. Однако при выходе из магазина срабатывает рамка на товар, который вы не оплатили. Тут же подбегает охранник, начинает сверять все товары по чеку. Когда он находит "украденный" товар, то предлагает заплатить за него в двойном или тройном размере.
Как бороться?
Запомните раз и навсегда: охранник не считается представителем правоохранительных органов. Он такой же сотрудник магазина, как и кассир. Он не имеет права вас досматривать и проводить обыск. Он вправе только попросить вас задержаться до приезда полиции.

Поэтому не волнуйтесь, никто вас оштрафовать или арестовать не может. Сейчас главное - доказать вину. Для этого можно попросить просмотреть запись камеры наблюдения и вызвать полицию для разбирательства. Скорее всего, охранник сам после этих действий вас отпустит.
Если вы разбили товар

Часто бьющиеся товары, у которых заканчивается срок годности, специально выставляют на стеллажах ближе к краю. Например, молоко в стеклянной бутылке, которое вот-вот пропадет. Покупатель может по неосторожности задеть собой такой товар и разбить. К нему сразу же подбегают сотрудники магазина, требуя возместить ущерб. Однако они действуют незаконно.
... договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара
Гражданский кодекс РФ, ст. 493
То есть, пока вы не приобрели товар, вы не обязаны нести за него ответственность. Только если товар был разбит намеренно - тогда с вас могут взыскать стоимость товара. Но это для начала надо это доказать в суде.
Не только продукты
Конечно, с обманом можно столкнуться не только в продуктовых магазинах. По статистике, наибольшее количество обращений в общество защиты прав потребителей связано с другими сферами:
И здесь самое важное - не молчать. Чем чаще мы будем бороться за свои права - тем магазины чаще их будут соблюдать. Пишите в жалобную книгу, обращайтесь в Роспотребнадзор, в Общество защиты прав потребителей - там вам обязательно помогут.
Автор: Екатерина Еременко
ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен