Каждый житель Ставрополя сталкивался с одной из главных проблем города – пробками на дорогах. В час пик и в непогоду маршрут до пункта назначения может занимать вдвое больше, чем обычно, а в новостных лентах периолически появляются заголовки о пробках до 9 баллов. Казалось бы, если движение транспорта затруднено, значит, проще передвигаться на своих двух, однако и пешеходы часто испытывают дискомфорт на дорогах.
Что является причиной заторов в Ставрополе? Чтобы разобраться в этой проблеме, корреспондент АТВмедиа поговорила с участниками дорожного движения и урбанистом Андреем Черняковым, а также выяснила, как в Ставрополе меняют проблемные светофоры.
Мнение водителей
Лишь малая часть опрошенных водителей заявила, что не видит существенных проблем с трафиком в городе, большинство высказалось иначе. Самыми проблемными участками дороги водители посчитали улицы Ленина, Доваторцев, Шпаковскую, Октябрьскую, Кулакова и Артема. Чаще всего причиной пробок водители называли некорректную работу светофоров:
«На Ленина красный горит несколько минут, вот и стоим в пробке полчаса».
Также водители отметили следующие причины заторов:
- нарушение правил дорожного движения его участниками;
- узкие проезжие части;
- чрезмерное количество маршруток.
Среди ответов:
«Почти у каждой семьи есть по одной машине, дороги не рассчитаны на такое количество транспорта»;
«Пробки – это проблема не градоустройства, а некомпетентности водителей, у нас все куда-то спешат».
«Маршрутчики, пытаясь уложиться в свой график, пренебрегают правилами движения».
Мнение пешеходов
На светофоры пожаловались и пешеходы: долгий «красный свет» для машин не обеспечивает людям достаточно времени на переход дороги. Большая часть опрошенных заявила, что проезжую часть за отведенное время перейти не успевает:
«Зачастую мне приходится бежать, что уж говорить о стариках и людях с особенностями здоровья»;
«Некоторые светофоры дают на переход всего несколько секунд, перебегаю подиагонали»;
«Часто не успеваю перейти, пока горит зеленый. Хорошо, что водители ждут, пока все пройдут»;
Кроме того, некоторые пешеходы признались, что из-за долгого ожидания зеленого сигнала светофора они перебегают дорогу на красный, если опаздывают на работу или учебу. Некоторые участники опроса заявили о нехватке пешеходных переходов:
«Я живу на юге Ставрополя, и на отрезок дороги примерно в 1,5 километра приходится всего одна зебра, хотя район достаточно живой».
Также многие пешеходы признались, что безопасно себя не ощущают даже при переходе дороги в предназначенном месте, так как часто являются свидетелями нарушения ПДД со стороны водителей.
Урбанист о светофорах для водителей
Урбанист Андрей Черняков солидарен со многими утверждениями участников опроса. Например, эксперт подтверждает, что некоторые светофоры в городе действительно работают некорректно.
Самыми неудачными, по мнению урбаниста, являются светофоры на пересечениях улиц:
- Ленина – Льва Толстого;
- Ленина – Кулакова;
- Артема – Морозова;
- Ленина – Артема.
- многие светофоры на юге города.
Однако неправильная работа некоторых светофоров не говорит об их всеобщем вреде:
«Они дозируют потоки автомобилей и распределяют трафик по городу, если бы не было светофоров, то был бы полный хаус», - рассказал Андрей Черняков.
В качестве примера светофора с хорошей настройкой эксперт назвал светофор на пересечениях улиц Льва Толстого – Мира.
Урбанист о светофорах для пешеходов
«Время перехода напрямую должно зависеть от ширины дороги - чем шире переход, тем больше должно быть времени у пешеходов. Переходить дорогу по диагонали можно, «но при неправильной настройке светофоров пешеходы тоже так переходят, потому что не успевают сделать переход за один светофорный цикл, и людей нельзя за это ругать. Городская среда не должна провоцировать нарушения», - подчеркнул Андрей Черняков.
Способ решения проблемы пробок
На вопрос о том, возможно ли разгрузить участки дороги, названные водителями наиболее проблемными, Андрей Черняков ответил положительно. Он подтвердил, что некоторые улицы города не предназначены для нынешнего количества транспорта:
«С каждым годом машин в городе становится все больше, а улично-дорожная сеть не рассчитывалась на сегодняшний трафик, когда создавалась в советские и более ранние времена», - сказал активист.
Однако решение проблемы переполненных дорог может показаться неочевидным. Это не расширение проезжей части, а переход населения города на пользование общественным транспортом.
«Светофоры кардинально проблему не решат, без привлекательного общественного транспорта пробки не победить. Для него должны быть созданы отдельные полосы и полноценный транспортный сервис: проездные, удобные автобусы и троллейбусы, удобные пересадки. Но это – базовые требования», - подчеркнул Андрей.
Казалось бы, что заставит водителя перейти на пользование общественным транспортом при наличии собственного автомобиля даже при воплощении в жизнь вышеупомянутых условий?
Во-первых, автобусы и троллейбусы станут быстрее, так как двигаться будут по отдельной полосе, во-вторых, при преимуществе в скорости и удобных маршрутах, передвижение на общественном транспорте – это экономия. Урбанист также заявил о необходимости введения платы за парковки.
Как в Ставрополе корректируют работу светофоров?
В администрации города АТВмедиа сообщили, что мониторингом светофоров занимается центр управления дорожным движением. Информация сюда поступает с камер видеонаблюдения, установленных на перекрестках. К концу текущего года будут отслеживаться 35 крупных перекрестков города.
"Данный центр работает в круглосуточном режиме, что позволяет оперативно существлять мониторинг улично-дорожной сети, а также в случае необходимости вносить изменения в работу светофорного оборудования", - отметили в мэрии.
Так, уже внесли изменения в организацию дорожного движения на следующих участках:
- ул. Доваторцев - ул. Тухачевского (добавлено разрешающее направление для пешеходов на светофоре);
- ул. Доваторцев - ул. Мира (добавился доезд по ул. Мира со стороны ул. Краснофлотской);
- ул. Гоголя - ул. Вавилова (откорректирован суточный план светофора);
- ул. Доваторцев (выполнены работы по моделированию и внедрению директивного управления транспортными потоками "Зеленая волна");
- ул. Доваторцев - ул. Ленина (добавлено разрешающее направление для пешеходов на светофоре);
- ул. Доваторцев - ул. 45-я параллель (добавлено разрешающее направление для пешеходов на светофоре).
"Все изменения так или иначе затрагивают значительную часть жителей Ставрополя. Перед их внесением проводится большая расчетная работа", - отметили в администрации.
Благодаря проведенным работам пропускная способность на ул. Доваторцев в Ставрополе в час пик увеличилась на 12%. В планах увеличить этот показатель основных направлений до 20%.
На структурах, отвечающих за организацию движения транспорта в городе, лежит большая ответственность за качество передвижения жителей, однако не стоит забывать об ответственности, которая лежит на каждом из нас. Элементарное соблюдение правил дорожного движения, делает перемещение по городу безопасней и положительно влияет на трафик.
Что еще могут предпринять обычные граждане для совершенствования дорожной системы?
Андрей Черняков рассказал, что участники дорожного движения могут самостоятельно обращаться в государственные органы «и не стесняться этого», тем самым запрашивать изменения в работе светофоров, создание новых пешеходных переходов.
О том, как горожане могут изменить Ставрополь и куда нужно обращаться, читайте в развернутом материале АТВмедиа.
Автор: Полина Песоцкая