Город в мелочах: как горожане влияют на изменения в Ставрополе

Вы заметили, что при работе светофора простаиваете лишние секунды, пандус под ногами ведёт в никуда, а где-то систематически появляется огромная лужа? Говорить об этом вы, конечно же, станете разве что знакомым, пожимая плечами – а что мы можем сделать? Как оказалось, повлиять на город вокруг себя – возможность вполне реальная.


Как теория малых дел трансформировалась с веками и работает в современном городе? Могут ли жители сделать свою жизнь лучше сами и повлиять на проблемы? Мы собрали несколько историй о том, что иногда один в поле всё-таки воин и может сделать город лучше. А ещё подготовили подробные инструкции для того, чтобы каждый мог поделиться проблемой.
Сделали светофоры удобнее для пешеходов
Иногда городская среда становится лучше даже от минимальных изменений – например, от оптимизации работы светофоров. Так, житель Ставрополя Андрей Черняков и эксперт АНО «Города за здравый смысл» придумал, как сэкономить лишние секунды жизни, а заодно и нервы горожан.
Идея изменения светофорных фаз пришла мне в голову случайно: каждый день в обеденный перерыв я проходил через перекрёсток улиц Ленина и Краснофлотской, где ещё недавно пешеходы должны были ждать зелёного сигнала в среднем 45 лишних секунд. Я подумал: почему бы не попробовать это изменить?

В один из дней я пришёл на перекрёсток, посчитал, какое количество пешеходов и машин через него проходят, отснял работу светофора и перекрёстка в разное время на видео и составил предложение, которое представил в комитете городского хозяйства при администрации Ставрополя. В итоге работу светофора откорректировали, перекрёсток стал удобнее, а главное – люди меньше нарушают там правила, не имея соблазна переходить дорогу на красный свет.
Андрей Черняков, эксперт «Городов за здравый смысл» по транспорту
Сегодня по предложениям Андрея Чернякова, составленным по той же схеме, городская администрация изменила работу уже трёх светофоров: на пересечениях улиц Ленина и Краснофлотской, Ленина и Пушкина, Ленина и Артёма.
Пока не было ни одного полностью отклонённого администрацией предложения: где-то просто пришлось искать компромиссный вариант. Эксперт «Городов за здравый смысл» подчеркивает: часто изменения воспринимаются как слишком радикальные, а аргументируется позиция тем, что всё это делается только для пешеходов.

На рассмотрении или в работе администрации сейчас находятся ещё три предложения: по изменениям светофорных фаз на пересечениях улиц Карла Маркса и Войтика, Артёма и Морозова, Пушкина и Ленина. Также активист планирует предложить корректировки в работе нескольких светофоров в центре города и двух на Ташле.
К слову, после того как я в первый раз написал о том, что власти изменили работу светофора после моего предложения, горожане в комментариях стали рассказывать о других, на их взгляд, проблемных перекрёстках. И дальше я действовал по отработанной схеме.

Правда, буквально за пару недель до этого я познакомился с заместителем руководителя Комитета городского хозяйства, поэтому мне выпал шанс представить эти предложения ему лично. Думаю, что если бы я составил официальное письменное обращение, результат был бы тем же, но на это ушло бы больше времени.
Андрей Черняков, эксперт «Городов за здравый смысл» по транспорту
Составили карту недоступных мест для инвалидов
В какой-то момент я начал передвигаться по городу на электросамокате вместо личного автомобиля и понял, что есть масса мест, где либо очень большой и неудобный съезд с бордюра, либо его нет вообще. Мы обсуждали это в нашей организации и подумали: если это неудобно для самокатчика или велосипедиста, как же с этим справляются родители с детскими колясками или, что ещё более важно, люди в инвалидных креслах?

При этом очевидно, что в огромном количестве случаев эта проблема решается очень легко с помощью болгарки, цемента и известных стандартов. Для этого не нужен миллиардный бюджет. Это дело простое, но оно имеет важнейшее значение для очень большого количества горожан.
Дмитрий Шевелёв, эксперт «Городов за здравый смысл», куратор акции «Карта недоступности»
Активисты решили создать электронную карту, на которой можно было бы отметить все проблемные точки и попросить власти обратить на них внимание и устранить. Осенью собрали волонтёров, разбились на четыре команды и прошли по нескольким маршрутам, измеряя углы наклона пандусов, высоту бордюров и другие детали «недоступной» городской среды.
В каждой команде были люди на инвалидных креслах. Благодаря им, подчеркнул Дмитрий Шевелёв, общественники сделали много открытий: например, что несколько градусов наклона или сантиметров высоты могут определить, преодолимое перед человеком препятствие или нет. Кстати, в этой акции поучаствовал и глава города. Его включили в команду, которая пошла по одному из простых маршрутов. Но даже там обнаружились проблемные точки, отметил куратор акции.

По итогам этого исследования на «Карте недоступности» появилось примерно 60 точек, которые потом передали в комитет труда и социальной защиты. Они повторно исследовали эти точки и 50 из них приняли в работу, разбив на 17 отрезков. Как оказалось, где-то препятствия невозможно устранить из-за технических или ландшафтных особенностей. А где-то тротуары полностью заменят на новые.
В начале марта нам уже показали смету на все эти точки. Под них будут найдены исполнители, и в первый-третий кварталы следующего года они все должны быть устранены. Мы за этим обязательно дополнительно проследим.

В целом, мне кажется, это классический случай нормального взаимодействия общества и власти, когда люди хотят сделать что-то хорошее, для чего подсвечивают проблему, как могут. А власть, как и должна, занимается её устранением. Такой запрос снизу при правильной отработке делает хорошо всем вокруг: и горожанам, и чиновникам, которые показывают, какими молодцами они могут быть. Конечно, такие примеры мы видим далеко не всегда, но хотя бы понимаем, к чему нужно и можно стремиться.

К слову, комитет соцзащиты предложил из нашей «Карты недоступности» сделать «Карту доступности», чтобы горожане с её помощью могли выстраивать оптимальные маршруты, понимая, где есть подходящие тротуары и в целом доступная среда, а какие улицы и районы лучше обходить стороной. Конечно, в этом направлении предстоит ещё очень много работы. И мы постараемся продолжать принимать в ней участие.
Дмитрий Шевелёв, эксперт «Городов за здравый смысл», куратор акции «Карта недоступности»

Восстановили исторические дома

В 2019 году группа волонтёров во главе со студентом Иванов Самохваловым отреставрировали дом на улице Ленина. У здания богатая история: около 150 лет назад его построил местный купец. Сейчас в доме проживают пять семей. Одна жительница помогала ребятам во время проведения работ: кормила их, выделила место для хранения инструментов.

Назвали происходящее «Том Сойер Фест». Фестиваль восстановления исторической среды с таким названием впервые стартовал в 2015 году в Самаре, и с тех пор распространяется по разным городам страны.
Изначально на реставрацию волонтеры использовали средства, которые предоставил спонсор –строительный магазин. Позже им выделили часть гранта, полученного на форуме «Машук» для благоустройства города.

При реставрации участники фестиваля относили материалы на исследования (для распознавания). Также им давали советы профессиональные реставраторы.

Во втором сезоне «Том Сойер Фест» начал реставрировать усадебное место Константина Емельянова на улице Лермонтова. В этот раз волонтеров было в три раза больше. Помощь оказывала также находящаяся рядом спасательная служба.

Сейчас волонтёры думают о создании сувенирных футболок с городской тематикой, средства от продажи которых планируют потратить на восстановление исторических зданий.

Обустроили двор на месте снесённого дома

Чтобы сохранять старый одноэтажный Ставрополь и в то же время добавить новую рекреативную зону в центре города, в 2019 году активисты из Центра прикладной урбанистики «Процессор» решили обустроить двор на улице Розы Люксембург. Двор стоит на красной линии и принадлежит городу.

Здесь снесли старый дом, а строить ничего не стали – землю забрал город. Сейчас мы хотим сделать на этом месте европейский дворик с ландшафтным дизайном.
Активисты встретились с жильцами соседних домов, разработали план благоустройства. Подпорки газовой трубы решили заменить функциональными корзинами, удерживающими деревянную балку. Название улицы вдохновило активистов на две детали: на стене нарисовали пейзаж Люксембурга, а вокруг будут расти розы.
Мы собираемся посадить кусты роз прямо здесь, а останки стен превратить в башни замка с подсветкой. Арт-объект в центре поляны будет сочетать в себе альпийскую горку и очертания одного известного замка в Люксембурге. Из камней и кирпичей, оставшихся от разрушенного дома, проложим тропинки, вход сделаем в виде портала. Нишу откроем, перенесем защиту на другую сторону стены, и поставим внутрь малую скульптуру с подсветкой. Угол выложим деревянным настилом. Остаток территории оставим свободным с элементами ландшафтного дизайна.
Из проекта благоустройства площадки на улице Розы Люксембург
Волонтёры уже провели несколько встреч и выполнили часть работ. Как отмечают организаторы, прийти и помочь может любой желающий.

Кстати, несколько лет назад активисты обустроили сквер на пересечении Сальского переулка и улицы Кавалерийской: обновили детский городок и лавочки, украсили забор стрит-артом и даже вышивкой.

Как сделать город лучше?

АТВмедиа и АНО «Города за здравый смысл» подготовили для горожан несколько инструкций. С ними любой желающий может поделиться проблемами и предложить пути их решения.