27 июля в Ставрополе прошел круглый стол по вопросам доступности общественного транспорта для маломобильных групп населения. В нем приняли участие представители администрации города, министерства дорожного хозяйства и транспорта, общественных движений и люди с ограниченными возможностями здоровья.
Важность темы обусловлена большой численностью граждан с инвалидностью в краевой столице. Сейчас их 3 тысячи. Кроме того, по словам Оксаны Романенко, руководителя филиала фонда поддержки участников СВО, количество людей с ОВЗ стремительно увеличивается.
Стал ли общественный транспорт Ставрополя доступнее для людей с инвалидностью?
В 2022 году ставропольцы с нарушением опорно-двигательного аппарата часто не могли воспользоваться общественных транспортом города. Водители впадали в растерянность, замечая человека в коляске, не останавливались по просьбе потенциальных пассажиров с ОВЗ или отказывали в помощи зайти в автобус. Такую проблему обнаружили во время эксперимента Победы 26. При этом в эксперименте женщина с инвалидностью останавливала автобусы, предназначенные для перевозки людей с МДС.
Фото: pxhere
В 2023 году при повторной проверке выяснилось: теперь водители всегда останавливаются, чтобы «взять» пассажира в коляске. Однако большинство из них по-прежнему впадают в растерянность, а некоторые не знают, как поставить пандус.
Какие сложности присутствуют в пользовании общественным транспортом в Ставрополе для людей с ОВЗ?
Маломобильные ставропольцы назвали главные проблемы в пользовании автобусами в краевом центре. Это:
- нехватка низкопольного транспорта;
- неумение пользоваться пандусами;
- нежелание водителей помочь;
- неудобная высота бордюров (угол пандуса оказывается слишком большим).
Кроме того, имеющиеся низкопольные автобусы невозможно отследить, поскольку не все маршруты отображаются в картографических приложениях. Более того, некоторые из отображающихся маршрутов выводят в сервисы информацию не о всех транспортных средствах. Так, например, у маршрута №11 отображается лишь одна маршрутка.
Также гражданам в инвалидных косяках тяжело добраться до места оплаты проезда.
Для слабовидящих и незрячих горожан основными проблемами являются:
- невозможность определить номер маршрута;
- отсутствие озвучивания номеров и остановок;
- сложности с поиском терминала.
Еще одна проблема для всех групп людей с инвалидностью – неработающие кнопки остановки.
Как в Ставрополе делают общественный транспорт более удобным для пассажиров с инвалидностью?
В городе уже есть несколько маршрутов со внутренним звуковым оповещением об остановках и номере маршрутки. Среди них маршруты №88 и 46. Но технология не всегда работает исправно. Меры по установке наружных сигналов пока не принимались, но замминистра дорожного хозяйства и транспорта Денис Янаков заявил, что систему попробуют установить. Ее введение заместитель назвал проблематичным.
Помимо этого, для водителей проводят инструктажи о правилах перевозки людей с ОВЗ.
В то же время в Ставрополе увеличивают число низкопольного транспорта. На сегодняшний день таких автобусов в городе 240. Они есть у 4 маршрутов с регулируемым тарифом.
Фото: АТВмедиа
Перевозчики, в свою очередь рассказали: закупать качественный низкопольный транспорт стало проблематично после начала СВО. Цены сильно поднялись, что заставляет предпринимателей делать выбор в пользу менее качественных полунизкопольных автобусов.
Однако на 100% перейти на низкопольный транспорт необходимо – таким мнением поделился урбанист Андрей Черняков. Без этого, по словам эксперта, проблему с недоступностью ОТ для горожан с инвалидностью не удастся решить полностью. По прогнозам специалиста, к такому показателю город придет не раньше 2026 года.
Что поменяется в системе общественного транспорта Ставрополя?
На обсуждении заявили о следующих нововведениях:
- до конца 2023 года в краевой столице появится еще 90 низкопольных автобусов (об этом сообщил Денис Янаков);
- маломобильным ставропольцам предоставят бесплатный проезд на 13 маршруте до конца года;
- в Ставрополе может появиться социальный маршрут для людей с ОВЗ (с такой инициативой выступила гендиректор СПАТП, перевозчик подаст заявление на установление маршрута);
- 48-й маршрут может появиться в отслеживании Яндекс-карт.
«Воздуховозы» в Ставрополе: чем вредят дублирующие маршруты - читайте в материале АТВмедиа.