26.06.2024, 11:47

Обновлено: 21.09.2024, 13:12

Автор: Полина Песоцкая

"Живое" из дюны: зачем ставропольский фотограф снимал ногайскую степь?

Поговорили о документальной фотосъемке с Иваном Высочинским

Иван Высочинский – документальный фотограф из Ставрополя, интересуется темами гуманизма и экологии. Снимки ставропольца публиковали в известных российских и зарубежных изданиях. В чем их особенность и из чего состоит работа документального фотографа – разбираемся в этом материале.

Документальная фотография: с чего начиналась и в чем заключается сейчас работа ставропольского фотографа?

Иван занимается фотографией несколько лет, начал фотографировать ставрополец к 30 годам.

Иван Высочинский

фотограф

«Это было довольно сложно, потому что обычно к 30 люди в той области, которой они увлеклись раньше, уже укрепляются. Я в свои 30 начал делать то, что другие фотографы уже делали и в 15, и в 20. Но мой жизненный бекграунд помог мне быстро въехать в тему».

Раньше Иван Высочинский занимался предпринимательством в сфере организации мероприятий, сейчас фотография – его основная деятельность. Снимает Иван в документальном жанре.

«Документальная фотография - это фотография во времени. У меня есть архивы с кадрами, которые я систематизировал. Подход документалистики - это когда один и тот же процесс, история, какое-то событие можно показывать во времени. Если репортаж помогает показать события, которые произошли, документальная съемка – изменения во времени», - объясняет фотограф.

Фундаментальными в своей фотографии Иван Высочинский называет интерес и везение.

«Я ищу то, что я хочу узнать, то, о чем я хочу рассказать, и фотографирую. Еще очень удачно с собой всегда оказывается камера», - делится ставрополец.

Часть своих снимков Иван публикует в своем телеграм-канале. Часто это кадры повседневной жизни, говорящие детали, которые мог упустить взгляд обывателя.

Иван Высочинский. "Вечер пятницы. Выступление хора М.Е. Пятницкого"

Иван Высочинский. "Обеденный перерыв"

Иван Высочинский

Иван Высочинский. "Мошки под дождём в Мамайском лесу"

Иван Высочинский

Иван Высочинский

Иван Высочинский. "Вечерний хиппи"

«Я как документалист фиксирую происходящее и увиденное, и спустя время некоторые кадры имеют малую ценность. Но через 30-40 лет эти повседневные обыденные фотографии будут составлять часть моей творческой деятельности, и это игра в долгую, как, в принципе, вся документалистика. Чтобы показывать эти фото, я создал телеграм-канал. Фотографии должны быть увидены. Я ведь их сделал – значит, я должен их показать», - рассказывает фотограф.

Другая часть работ Ивана входит в целые документальные проекты. Один из таких – про ногайскую степь.

Серия фото из ногайской степи, превращающейся в пустыню: о чем проект «Живое»?

Документальный проект про ногайскую степь «Живое» Иван Высочинский сделал в ногайской степи в Дагестане.

Как появился проект про ногайскую степь?

«У меня зародился интерес к ногайской степи в 2020 году, когда я впервые там побывал. Я туда поехал по приглашению вместе со своим другом, с которым мы потом отправились в пешее путешествие. Это была удивительная поездка: мы познакомились с человеком, который согласился провести нас на барханы и показать дюны. Мы выехали с палаткой на одну ночевку и я просто экзальтированно все фотографировал, потому что у меня было такое впечатление, как у человека, впервые увидевшего море. Это ощущение простора, свободы настолько завораживало, что я снимал от рассвета до заката», - делится фотограф.

Спустя время Иван заинтересовался самой идеей пустыни как с художественной точки зрения, так и с точки зрения социальной, экологической. Ставрополец поехал туда во второй раз и захотел сделать документальный проект про пустыню.

«А как это сделать, как снять документально, как погрузиться, если не поехать туда? У меня довольно большой туристический опыт, и он поспособствовал тому, чтобы я с Сергеем Корневым отправился туда пешком. Мы разработали маршрут, экспедицию и план перемещения, и отправились туда. Это была не прогулка, не поход, а экспедиция по местам, о которых пешим туристам неизвестно вообще ничего».

Что фотографировал ставропольский документалист в Дагестане?

На фото проекта – степь, пустыня, ее жители и обитатели. Люди за их привычными делами. И опять – детали.

«Ногайская степь — это засушливая равнина на северо-западе Дагестана. По данным Русского Географического общества, Ногайская степь находится под угрозой исчезновения из-за постоянного наступления песков.

Если не принимать во внимание экологическую катастрофу, то в таких пейзажах можно разглядеть могущественный и прекрасный образ природы».

«С каждым годом перевыпас скота, сильные ветры, нанос соли с побережья Каспийского моря и вырубка лесов приводят к утере тонкого плодородного слоя земли. На восстановление одного сантиметра такого слоя потребуется от 70 до 150 лет».

«В степи живут и работают счастливые люди. Люди, которые верят в себя и в свои семьи. У Магомеда есть собственная недвижимость в Махачкале и его дети уже много лет пытаются вернуть его к городской жизни, но возвращаться туда он не желает. Вместе с женой он прожил в степи уже более сорока лет. Степь — это его дом, как и многих, кто однажды познал её красоты и природную силу».

Всего в проекте – несколько десятков работ.

Что документалист хотел сказать своим проектом?

Ставропольцем, во-первых, двигал интерес сделать полноценный документальный проект как художественное произведение. Но была и задача рассказать о проблеме превращения степи в пустыню. При этом, Иван Высочинский пояснил: цели спасти жителей степи не было.

«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но цель показать [происходящее со степью] и рассказать [об этом] была. Возвращаясь к тому, зачем я фотографирую, снова могу сказать: мне это интересно. Эгоистично звучит, но это та ситуация, когда мои интересы могут пойти на пользу и мне, и людям вокруг», - рассказывает фотограф.

Кроме фиксации проблемы опустынивания на камеру, Иван делал обращение на имя главы республики Дагестан с предложением посмотреть результаты съемки в степи.

Произвел ли проект желаемый эффект и какая была на него реакция?

После обращения Ивану Высочинскому позвонили из администрации ногайского района Дагестана и из министерства сельского хозяйства Дагестана.

«Начали спрашивать: «Иван, что же нам теперь делать?». Я сказал: «Я ведь не эколог, я не знаю, что делать нужно. Я могу помочь чем-то?». Так что цели спасать, помогать, биться за что-то я не преследовал. Мне позвонили, а что с этим делать – никто не знает. Конечно, у нас есть центры в Москве и Волгограде, которые конвенцию ООН об опустынивании реализуют в России, там, вероятно, есть какие-то решения, но с ними у меня связи не было», - поделился фотограф.

Иван считает, что проект принес желаемое реагирование. Со ставропольцем связывались многие люди из Дагестана, Москвы, представители национальных общин, в том числе предлагали посотрудничать. Росту внимания значительно поспособствовали публикации работ в российских и международных изданиях.

От Известий до Vogue: где публиковали работы ставропольца и какие награды они получали?

Фотографии проекта «Живое» попадали в еженедельник Vogue.

«Каждый понедельник фотографы отправляют туда фото, их рассматривают редакторы, и если фотографии интересны, Vogue публикует их в специальном разделе. Благодаря этому можно найти партнеров и заказчиков для дальнейшей работы», – делится Иван Высочинский.

Кроме того, серия из Дагестана вошла в шорт-лист престижного международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина.

«Активные публикации, продвижение и участие в конкурсах привлекают внимание. Потому что, вот, например, фотографии победителей Стенина показываются по всему миру с передвижной выставкой. Это большое внимание привлечет и к проблеме, и к фотографиям. Тем более, с прошлого года проблемой еще сильнее заинтересовались в России, у нас сейчас всячески опытные образцы растений выращивают, которые лучше помогут закреплять песок», - поясняет ставрополец.

Также серия из ногайской степи публиковалась в издании «Такие дела», в «Известиях» и в «Заповеднике». Планируется еще одна публикация в журнале «Наука и жизнь».

«Для любого фотографа лучшее признание – это экспонирование фотографий. То есть чем больше людей увидят твою фотографию, тем лучше. А подобные конкурсы и публикации этому сопутствуют. Плюс это большая возможность обрести новых друзей и партнеров».

Какое будущее у документальных работ ставропольского фотографа?

Работы документального проекта «Живое» в ноябре можно будет увидеть на выставке в комплексе «Россия – Моя история».

«Моя идея и цель – показать мою работу в Ставрополе. Я бы хотел, чтобы горожане увидели эти фотографии, потому что, например, из моего окна – прекрасный вид на лес, я получаю невероятное удовольствие от того, что вижу, но то, что я видел там, очень контрастирует с этими ежедневными буднями ставропольцев. И я бы хотел, чтобы люди посмотрели и придали этому значение», - подчеркивает Иван Высочинский.

Фотограф отмечает фундаментальность работы: для ее создания Иван изучал многие вопросы, консультировался, чтобы делать корректные подписи к фотографиям.

«То есть работа подразумевает не только снимки, но и рассказ в нескольких плоскостях: это личный опыт, это документированные факты, это прогнозы научные. Честно сказать, не все зрители читают текст, но те, кому интересно, могут намного глубже погрузиться в проблему, нежели просто посмотреть снимки. На выставке будут разные снимки, у меня много фото, которые не входили в публикации, сейчас уже занимаюсь их расположением и компоновкой. Их будет больше, чем в любой из публикаций», - поделился ставрополец.

Помимо этого, в настоящее время Иван Высочинский работает над кинофильмом о проделанном путешествии.

О том, как другой ставропольский фотограф запечатлел «дьявольскую комету» - читайте здесь. А о фотопроекте, меняющем отношение к инвалидности, рассказываем по ссылке.