Иван Высочинский – документальный фотограф из Ставрополя, интересуется темами гуманизма и экологии. Снимки ставропольца публиковали в известных российских и зарубежных изданиях. В чем их особенность и из чего состоит работа документального фотографа – разбираемся в этом материале.
Документальная фотография: с чего начиналась и в чем заключается сейчас работа ставропольского фотографа?
Иван занимается фотографией несколько лет, начал фотографировать ставрополец к 30 годам.
Иван Высочинский
фотограф
«Это было довольно сложно, потому что обычно к 30 люди в той области, которой они увлеклись раньше, уже укрепляются. Я в свои 30 начал делать то, что другие фотографы уже делали и в 15, и в 20. Но мой жизненный бекграунд помог мне быстро въехать в тему».
Раньше Иван Высочинский занимался предпринимательством в сфере организации мероприятий, сейчас фотография – его основная деятельность. Снимает Иван в документальном жанре.
«Документальная фотография – это фотография во времени. У меня есть архивы с кадрами, которые я систематизировал. Подход документалистики – это когда один и тот же процесс, история, какое-то событие можно показывать во времени. Если репортаж помогает показать события, которые произошли, документальная съемка – изменения во времени», – объясняет фотограф.
Фундаментальными в своей фотографии Иван Высочинский называет интерес и везение.
«Я ищу то, что я хочу узнать, то, о чем я хочу рассказать, и фотографирую. Еще очень удачно с собой всегда оказывается камера», – делится ставрополец.
Часть своих снимков Иван публикует в своем телеграм-канале. Часто это кадры повседневной жизни, говорящие детали, которые мог упустить взгляд обывателя.
«Я как документалист фиксирую происходящее и увиденное, и спустя время некоторые кадры имеют малую ценность. Но через 30-40 лет эти повседневные обыденные фотографии будут составлять часть моей творческой деятельности, и это игра в долгую, как, в принципе, вся документалистика. Чтобы показывать эти фото, я создал телеграм-канал. Фотографии должны быть увидены. Я ведь их сделал – значит, я должен их показать», – рассказывает фотограф.
Другая часть работ Ивана входит в целые документальные проекты. Один из таких – про ногайскую степь.
Серия фото из ногайской степи, превращающейся в пустыню: о чем проект «Живое»?
Документальный проект про ногайскую степь «Живое» Иван Высочинский сделал в ногайской степи в Дагестане.
Как появился проект про ногайскую степь?
«У меня зародился интерес к ногайской степи в 2020 году, когда я впервые там побывал. Я туда поехал по приглашению вместе со своим другом, с которым мы потом отправились в пешее путешествие. Это была удивительная поездка: мы познакомились с человеком, который согласился провести нас на барханы и показать дюны. Мы выехали с палаткой на одну ночевку и я просто экзальтированно все фотографировал, потому что у меня было такое впечатление, как у человека, впервые увидевшего море. Это ощущение простора, свободы настолько завораживало, что я снимал от рассвета до заката», – делится фотограф.
Спустя время Иван заинтересовался самой идеей пустыни как с художественной точки зрения, так и с точки зрения социальной, экологической. Ставрополец поехал туда во второй раз и захотел сделать документальный проект про пустыню.
«А как это сделать, как снять документально, как погрузиться, если не поехать туда? У меня довольно большой туристический опыт, и он поспособствовал тому, чтобы я с Сергеем Корневым отправился туда пешком. Мы разработали маршрут, экспедицию и план перемещения, и отправились туда. Это была не прогулка, не поход, а экспедиция по местам, о которых пешим туристам неизвестно вообще ничего».
Что фотографировал ставропольский документалист в Дагестане?
На фото проекта – степь, пустыня, ее жители и обитатели. Люди за их привычными делами. И опять – детали.
«Ногайская степь — это засушливая равнина на северо-западе Дагестана. По данным Русского Географического общества, Ногайская степь находится под угрозой исчезновения из-за постоянного наступления песков.
Если не принимать во внимание экологическую катастрофу, то в таких пейзажах можно разглядеть могущественный и прекрасный образ природы».
«С каждым годом перевыпас скота, сильные ветры, нанос соли с побережья Каспийского моря и вырубка лесов приводят к утере тонкого плодородного слоя земли. На восстановление одного сантиметра такого слоя потребуется от 70 до 150 лет».
«В степи живут и работают счастливые люди. Люди, которые верят в себя и в свои семьи. У Магомеда есть собственная недвижимость в Махачкале и его дети уже много лет пытаются вернуть его к городской жизни, но возвращаться туда он не желает. Вместе с женой он прожил в степи уже более сорока лет. Степь — это его дом, как и многих, кто однажды познал её красоты и природную силу».
Всего в проекте – несколько десятков работ.
Что документалист хотел сказать своим проектом?
Ставропольцем, во-первых, двигал интерес сделать полноценный документальный проект как художественное произведение. Но была и задача рассказать о проблеме превращения степи в пустыню. При этом, Иван Высочинский пояснил: цели спасти жителей степи не было.
«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но цель показать [происходящее со степью] и рассказать [об этом] была. Возвращаясь к тому, зачем я фотографирую, снова могу сказать: мне это интересно. Эгоистично звучит, но это та ситуация, когда мои интересы могут пойти на пользу и мне, и людям вокруг», – рассказывает фотограф.
Кроме фиксации проблемы опустынивания на камеру, Иван делал обращение на имя главы республики Дагестан с предложением посмотреть результаты съемки в степи.
Произвел ли проект желаемый эффект и какая была на него реакция?
После обращения Ивану Высочинскому позвонили из администрации ногайского района Дагестана и из министерства сельского хозяйства Дагестана.
«Начали спрашивать: «Иван, что же нам теперь делать?». Я сказал: «Я ведь не эколог, я не знаю, что делать нужно. Я могу помочь чем-то?». Так что цели спасать, помогать, биться за что-то я не преследовал. Мне позвонили, а что с этим делать – никто не знает. Конечно, у нас есть центры в Москве и Волгограде, которые конвенцию ООН об опустынивании реализуют в России, там, вероятно, есть какие-то решения, но с ними у меня связи не было», – поделился фотограф.
Иван считает, что проект принес желаемое реагирование. Со ставропольцем связывались многие люди из Дагестана, Москвы, представители национальных общин, в том числе предлагали посотрудничать. Росту внимания значительно поспособствовали публикации работ в российских и международных изданиях.
От Известий до Vogue: где публиковали работы ставропольца и какие награды они получали?
Фотографии проекта «Живое» попадали в еженедельник Vogue.
«Каждый понедельник фотографы отправляют туда фото, их рассматривают редакторы, и если фотографии интересны, Vogue публикует их в специальном разделе. Благодаря этому можно найти партнеров и заказчиков для дальнейшей работы», – делится Иван Высочинский.
Кроме того, серия из Дагестана вошла в шорт-лист престижного международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина.
«Активные публикации, продвижение и участие в конкурсах привлекают внимание. Потому что, вот, например, фотографии победителей Стенина показываются по всему миру с передвижной выставкой. Это большое внимание привлечет и к проблеме, и к фотографиям. Тем более, с прошлого года проблемой еще сильнее заинтересовались в России, у нас сейчас всячески опытные образцы растений выращивают, которые лучше помогут закреплять песок», – поясняет ставрополец.
Также серия из ногайской степи публиковалась в издании «Такие дела», в «Известиях» и в «Заповеднике». Планируется еще одна публикация в журнале «Наука и жизнь».
«Для любого фотографа лучшее признание – это экспонирование фотографий. То есть чем больше людей увидят твою фотографию, тем лучше. А подобные конкурсы и публикации этому сопутствуют. Плюс это большая возможность обрести новых друзей и партнеров».
Какое будущее у документальных работ ставропольского фотографа?
Работы документального проекта «Живое» в ноябре можно будет увидеть на выставке в комплексе «Россия – Моя история».
«Моя идея и цель – показать мою работу в Ставрополе. Я бы хотел, чтобы горожане увидели эти фотографии, потому что, например, из моего окна – прекрасный вид на лес, я получаю невероятное удовольствие от того, что вижу, но то, что я видел там, очень контрастирует с этими ежедневными буднями ставропольцев. И я бы хотел, чтобы люди посмотрели и придали этому значение», – подчеркивает Иван Высочинский.
Фотограф отмечает фундаментальность работы: для ее создания Иван изучал многие вопросы, консультировался, чтобы делать корректные подписи к фотографиям.
«То есть работа подразумевает не только снимки, но и рассказ в нескольких плоскостях: это личный опыт, это документированные факты, это прогнозы научные. Честно сказать, не все зрители читают текст, но те, кому интересно, могут намного глубже погрузиться в проблему, нежели просто посмотреть снимки. На выставке будут разные снимки, у меня много фото, которые не входили в публикации, сейчас уже занимаюсь их расположением и компоновкой. Их будет больше, чем в любой из публикаций», – поделился ставрополец.
Помимо этого, в настоящее время Иван Высочинский работает над кинофильмом о проделанном путешествии.
О том, как другой ставропольский фотограф запечатлел «дьявольскую комету» – читайте здесь. А о фотопроекте, меняющем отношение к инвалидности, рассказываем по ссылке.