19.03.2025, 14:46

Автор: Елизавета Семченко

Что делать, если потерял документы?

Расскажем, как восстановить документы при потере

Информация взята с сервиса "Госуслуги". Там же вы сможете найти более подробную инструкцию по восстановлению документов и подать нужные заявления. 

 

Что делать, если потерял паспорт? 

  1. Обратитесь в ближайший отдел полиции и получите талон-уведомление. Он нужен, чтобы получить новый паспорт. А в случае если паспорт был украден - это поможет избежать мошеннических схем.
  2. Подайте заявление на восстановление паспорта и заявление об объявлении паспорта недействительным лично в подразделении МВД.
  3. За восстановление паспорта необходимо оплатить госпошлину — 1 500 рублей. 
  4. Получите новый паспорт в назначенный день.

Срок изготовления паспорта — 5 рабочих дней.

Какие документы нужны для восстановления паспорта?

  • Два чёрно-белых или цветных фото 3х4 см, три фото — если понадобится временное удостоверение личности;
  • Талон-уведомление или данные из него: название отдела полиции, куда подали заявление, и дата обращения;
  • Документы о воинском учёте — если достигли 18 лет и подлежите призыву на воинскую службу, либо состоите на воинском учете
  • Документы для проставления необязательных отметок — при наличии:
    свидетельство о заключении или расторжении брака, свидетельства о рождении детей;
  • Квитанцию об оплате госпошлины — 1 500 рублей. Оплатить госпошлину нужно обязательно, а принести квитанцию — по желанию. 

 

Как восстановить СНИЛС и ИНН? 

Если вы потеряли СНИЛС или ИНН, то восстанавливать их не нужно. Эти документы доступны в электронном виде, и их электронные версии равноценны бумажным документам. Номер документа остается тот же и узнать его можно в личном кабинете Госуслуг и через сервис "Узнать ИНН".

Если нужен бумажный СНИЛС, обратитесь в СФР с паспортом, и вам распечатают номер документа. 

 

Потерял полис ОМС, что делать? 

Восстановить полис ОМС можно бесплатно в страховой организации, которая его выдала. Она указана в полисе. При обращении в страховую компанию понадобятся паспорт и СНИЛС.

Также можно обратиться в другую страховую компанию на ваш выбор и получить новый полис в ней. Сменить страховую компанию можно на Госуслугах.

Если данные полиса ОМС будут обновлены, сообщите новые сведения в свою медицинскую организацию. 

 

Потерялся загранпаспорт, что делать? 

Загранпаспорт не подлежит восстановлению. Если вы потеряли его, нужно оформить новый. Для этого потребуется подать заявление через Госуслуги или в МВД. 

Как подать заявление на новый загранпаспорт?

  1. Заполните заявление на Госуслугах или лично в МВД.
  2. Оплатите госпошлину: 6 000 ₽ — для загранпаспорта нового образца с 1 июля 2024 года, 2 000 ₽ — для загранпаспорта старого образца.
  3. Посетите МВД в назначенный день, чтобы предоставить оригиналы документов, сфотографироваться и сдать отпечатки пальцев — если выбрали загранпаспорт нового образца.
  4. Дождитесь уведомления о готовности загранпаспорта в личном кабинете. Он будет оформлен через 1—3 месяца: точный срок зависит от того, где вы подавали заявление.
  5. Получите новый загранпаспорт.

 

Что делать, если потерял водительские права 

При утере, заменить водительские права можно в любом регионе, независимо от регистрации по месту жительства или места выдачи. 

Как восстановить водительские права?

  1. Подайте заявление на Госуслугах или лично в ГИБДД.
  2. Выберите подразделение ГИБДД, дату и время посещения. Это можно сделать на Госуслугах или при личной подаче заявления.
  3. Оплатите госпошлину — 2 000 ₽. Оплата будет доступна при заполнении заявления на Госуслугах. При личном обращении - оплатите заранее в отделении банка или платёжном терминале.
  4. В назначенный день посетите подразделение ГИБДД с документами. Сотрудники проверят их, сфотографируют вас и выдадут новые права. 

 

СТС и ПТС: как восстановить? 

Дубликаты свидетельства транспортного средства (СТС) и паспорта транспортного средства (ПТС) можно получить, если потеряли прежние документы. Подать заявление на выдачу дубликатов СТС и ПТС можно на Госуслугах или в ГИБДД. 

При замене СТС, ему присваиваются новые серия и номер, а их обязательно указывать в ПТС. Если в ПТС нет места, то придется оформить новый.  

Если потеряли ПТС, придётся заплатить и за переоформление СТС. У нового ПТС будут другие серия и номер, а их обязательно указывают в СТС.

Госпошлина за замену документов

  • Выдача СТС — 500 рублей;
  • Внесение изменений в ПТС — 350 рублей;
  • Новый ПТС, если в старом закончилось место для записей, — 800 рублей.
Фото: АТВмедиа

 

Что делать при потере военного билета?

В случае утраты или порчи можно повторно получить документы воинского учета. Подать заявление на повторную выдачу документов можно на Госуслугах, лично в военкомате или в офисе МФЦ.

При утрате, краже или порче военного билета необходимо обратиться в МВД и получить талон-уведомление о происшествии

Что понадобится для подачи заявления?

  • Данные паспорта РФ;
  • Документ, подтверждающий утрату или приведение в негодность документа воинского учёта. Если такого документа нет, можно ничего не загружать.

Срок рассмотрения заявления — 10 рабочих дней

В личный кабинет придет решение о выдаче документов воинского учета. После рассмотрения заявления вас пригласят в военкомат.

 

Что делать, если потерялись свидетельства ЗАГС?

Вы можете получить повторное свидетельство или справку о регистрации записи акта:

  • рождения;
  • регистрации брака;
  • расторжения брака;
  • усыновления;
  • установления отцовства;
  • перемены имени;
  • смерти.

Как восстановить свидетельства ЗАГС?

  1. Подайте заявление на Госуслугах или в ЗАГСе
  2. Выберите ЗАГС, дату и время получения повторного свидетельства или справки
  3. Оплатите госпошлину: за повторное свидетельство — 350 рублей, за справку — 200 рублей.
  4. Подготовьте документы для загса — полный список вы увидите при подаче заявления.
  5. Посетите загс в назначенный день и время. Сотрудник выдаст документ в день обращения.

 

Потерял пенсионные документы, что делать?

Если потеряли свидетельство пенсионера или пенсионное удостоверение, обратитесь лично в Социальный фонд (СФР).

Какие документы нужно взять в СФР? 

  • Паспорт РФ или другой документ, удостоверяющий личность
  • Документы, удостоверяющие полномочия представителя, и его паспорт — при обращении представителя

Посетите СФР, свидетельство выдадут в день обращения.

 

Что делать, если потерялись документы об образовании?

Документ об образовании состоит из двух частей: диплома или аттестата и приложения.В приложении содержатся название и адрес учебного заведения, ФИО владельца, список освоенных дисциплин и оценки.

Если замены требует только диплом или аттестат, к нему выдадут новое приложение, а старое придётся сдать. Если нужно восстановить только приложение, диплом останется без изменений.

Как восстановить аттестат или диплом?

  1. Обратитесь в учебное учреждение, где получали диплом или аттестат.
  2. Напишите заявление на имя руководителя с просьбой о восстановлении. Образец можно найти на сайте учебного заведения или получить от сотрудников при личном визите.
  3. Подайте заявление — это может сделать выпускник или его законный представитель по доверенности.

Какие документы нужны для восстановления?

  • Паспорт РФ;
  • СНИЛС;
  • Доверенность — если диплом получает представитель;
  • Копию диплома или его часть — если сохранилась.

Дубликат выдаётся бесплатно и будет готов в течение месяца.

 

Что делать, если потерял документы об инвалидности?

В случае утраты или порчи документов об инвалидности можно получить дубликаты или их копии. Подайть заявление можно на Госуслугах. Понадобятся сведения о ранее проведённой медико-социальной экспертизе (МСЭ).

Дубликат справки пришлют в электронном виде или по почте. Также его можно забрать лично в бюро МСЭ.

 

Как восстановить трудовую книжку?

Для восстановления бумажной трудовой книжки следует обратиться к работодателю на последнем месте работы с письменным заявлением об оформлении дубликата трудовой книжки в связи с её утерей.

Оформить дубликат работодатель должен в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления.

Ранее рассказали о том, как оформить самозапрет на кредит через Госуслуги.