Информация взята с сервиса «Госуслуги». Там же вы сможете найти более подробную инструкцию по восстановлению документов и подать нужные заявления.
Что делать, если потерял паспорт?
- Обратитесь в ближайший отдел полиции и получите талон-уведомление. Он нужен, чтобы получить новый паспорт. А в случае если паспорт был украден – это поможет избежать мошеннических схем.
- Подайте заявление на восстановление паспорта и заявление об объявлении паспорта недействительным лично в подразделении МВД.
- За восстановление паспорта необходимо оплатить госпошлину — 1 500 рублей.
- Получите новый паспорт в назначенный день.
Срок изготовления паспорта — 5 рабочих дней.
Какие документы нужны для восстановления паспорта?
- Два чёрно-белых или цветных фото 3х4 см, три фото — если понадобится временное удостоверение личности;
- Талон-уведомление или данные из него: название отдела полиции, куда подали заявление, и дата обращения;
- Документы о воинском учёте — если достигли 18 лет и подлежите призыву на воинскую службу, либо состоите на воинском учете
- Документы для проставления необязательных отметок — при наличии:
свидетельство о заключении или расторжении брака, свидетельства о рождении детей; - Квитанцию об оплате госпошлины — 1 500 рублей. Оплатить госпошлину нужно обязательно, а принести квитанцию — по желанию.
Как восстановить СНИЛС и ИНН?
Если вы потеряли СНИЛС или ИНН, то восстанавливать их не нужно. Эти документы доступны в электронном виде, и их электронные версии равноценны бумажным документам. Номер документа остается тот же и узнать его можно в личном кабинете Госуслуг и через сервис «Узнать ИНН».
Если нужен бумажный СНИЛС, обратитесь в СФР с паспортом, и вам распечатают номер документа.
Потерял полис ОМС, что делать?
Восстановить полис ОМС можно бесплатно в страховой организации, которая его выдала. Она указана в полисе. При обращении в страховую компанию понадобятся паспорт и СНИЛС.
Также можно обратиться в другую страховую компанию на ваш выбор и получить новый полис в ней. Сменить страховую компанию можно на Госуслугах.
Если данные полиса ОМС будут обновлены, сообщите новые сведения в свою медицинскую организацию.
Потерялся загранпаспорт, что делать?
Загранпаспорт не подлежит восстановлению. Если вы потеряли его, нужно оформить новый. Для этого потребуется подать заявление через Госуслуги или в МВД.
Как подать заявление на новый загранпаспорт?
- Заполните заявление на Госуслугах или лично в МВД.
- Оплатите госпошлину: 6 000 ₽ — для загранпаспорта нового образца с 1 июля 2024 года, 2 000 ₽ — для загранпаспорта старого образца.
- Посетите МВД в назначенный день, чтобы предоставить оригиналы документов, сфотографироваться и сдать отпечатки пальцев — если выбрали загранпаспорт нового образца.
- Дождитесь уведомления о готовности загранпаспорта в личном кабинете. Он будет оформлен через 1—3 месяца: точный срок зависит от того, где вы подавали заявление.
- Получите новый загранпаспорт.
Что делать, если потерял водительские права
При утере, заменить водительские права можно в любом регионе, независимо от регистрации по месту жительства или места выдачи.
Как восстановить водительские права?
- Подайте заявление на Госуслугах или лично в ГИБДД.
- Выберите подразделение ГИБДД, дату и время посещения. Это можно сделать на Госуслугах или при личной подаче заявления.
- Оплатите госпошлину — 2 000 ₽. Оплата будет доступна при заполнении заявления на Госуслугах. При личном обращении – оплатите заранее в отделении банка или платёжном терминале.
- В назначенный день посетите подразделение ГИБДД с документами. Сотрудники проверят их, сфотографируют вас и выдадут новые права.
СТС и ПТС: как восстановить?
Дубликаты свидетельства транспортного средства (СТС) и паспорта транспортного средства (ПТС) можно получить, если потеряли прежние документы. Подать заявление на выдачу дубликатов СТС и ПТС можно на Госуслугах или в ГИБДД.
При замене СТС, ему присваиваются новые серия и номер, а их обязательно указывать в ПТС. Если в ПТС нет места, то придется оформить новый.
Если потеряли ПТС, придётся заплатить и за переоформление СТС. У нового ПТС будут другие серия и номер, а их обязательно указывают в СТС.
Госпошлина за замену документов
- Выдача СТС — 500 рублей;
- Внесение изменений в ПТС — 350 рублей;
- Новый ПТС, если в старом закончилось место для записей, — 800 рублей.

Что делать при потере военного билета?
В случае утраты или порчи можно повторно получить документы воинского учета. Подать заявление на повторную выдачу документов можно на Госуслугах, лично в военкомате или в офисе МФЦ.
При утрате, краже или порче военного билета необходимо обратиться в МВД и получить талон-уведомление о происшествии
Что понадобится для подачи заявления?
- Данные паспорта РФ;
- Документ, подтверждающий утрату или приведение в негодность документа воинского учёта. Если такого документа нет, можно ничего не загружать.
Срок рассмотрения заявления — 10 рабочих дней
В личный кабинет придет решение о выдаче документов воинского учета. После рассмотрения заявления вас пригласят в военкомат.
Что делать, если потерялись свидетельства ЗАГС?
Вы можете получить повторное свидетельство или справку о регистрации записи акта:
- рождения;
- регистрации брака;
- расторжения брака;
- усыновления;
- установления отцовства;
- перемены имени;
- смерти.
Как восстановить свидетельства ЗАГС?
- Подайте заявление на Госуслугах или в ЗАГСе.
- Выберите ЗАГС, дату и время получения повторного свидетельства или справки
- Оплатите госпошлину: за повторное свидетельство — 350 рублей, за справку — 200 рублей.
- Подготовьте документы для загса — полный список вы увидите при подаче заявления.
- Посетите загс в назначенный день и время. Сотрудник выдаст документ в день обращения.
Потерял пенсионные документы, что делать?
Если потеряли свидетельство пенсионера или пенсионное удостоверение, обратитесь лично в Социальный фонд (СФР).
Какие документы нужно взять в СФР?
- Паспорт РФ или другой документ, удостоверяющий личность
- Документы, удостоверяющие полномочия представителя, и его паспорт — при обращении представителя
Посетите СФР, свидетельство выдадут в день обращения.
Что делать, если потерялись документы об образовании?
Документ об образовании состоит из двух частей: диплома или аттестата и приложения.В приложении содержатся название и адрес учебного заведения, ФИО владельца, список освоенных дисциплин и оценки.
Если замены требует только диплом или аттестат, к нему выдадут новое приложение, а старое придётся сдать. Если нужно восстановить только приложение, диплом останется без изменений.
Как восстановить аттестат или диплом?
- Обратитесь в учебное учреждение, где получали диплом или аттестат.
- Напишите заявление на имя руководителя с просьбой о восстановлении. Образец можно найти на сайте учебного заведения или получить от сотрудников при личном визите.
- Подайте заявление — это может сделать выпускник или его законный представитель по доверенности.
Какие документы нужны для восстановления?
- Паспорт РФ;
- СНИЛС;
- Доверенность — если диплом получает представитель;
- Копию диплома или его часть — если сохранилась.
Дубликат выдаётся бесплатно и будет готов в течение месяца.
Что делать, если потерял документы об инвалидности?
В случае утраты или порчи документов об инвалидности можно получить дубликаты или их копии. Подайть заявление можно на Госуслугах. Понадобятся сведения о ранее проведённой медико-социальной экспертизе (МСЭ).
Дубликат справки пришлют в электронном виде или по почте. Также его можно забрать лично в бюро МСЭ.
Как восстановить трудовую книжку?
Для восстановления бумажной трудовой книжки следует обратиться к работодателю на последнем месте работы с письменным заявлением об оформлении дубликата трудовой книжки в связи с её утерей.
Оформить дубликат работодатель должен в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления.
Ранее рассказали о том, как оформить самозапрет на кредит через Госуслуги.