– Ну, начинает погода дурить! – мужчина хватается руками за железную перекладину торгового шатра. Ветер шатает столы и хочет сдуть бело-желтые «зонтики», а я пытаюсь спасти падающие рядом восковые фигурки. Непередаваемый шарм ставропольской ярмарки.
АТВ медиа
АТВ медиа
АТВ медиа
АТВ медиа
Сначала идем за главным символом Пасхи. Первый стол занимает 3-й хлебзавод. Большие и пышные куличи выставлены вряд. Стоят они, кстати, дешевле, чем в магазинах и пекарнях. За кулич, который не обхватить двумя ладонями просят 320 рублей. Тут и конфеты из Нальчика, и цветы в подвесных кашпо из собственного сада. А еще – клубника, яркая, кисловодская. Все здесь кажется уютно домашним, вокруг слышаться диалоги с продавцами:
– С вас 45 рублей.
– Держите 50, не надо сдачи!
– Вот вредительница! – улыбаясь, возмущается продавец, – нельзя так, не вреди себе, держи еще яблоко.
Колбасы и сыр
Сыроварня «Ремесло» уже с самого утра выставила свои деликатесы. Сначала узнаю о всех видах сыра: с паприкой, тремя видами плесени, круглые сырные шарики со специями и вялеными томатами. А сыр с голубой плесенью, как экспонат, красуется на подставке под прозрачным колпаком. Рядом новинка – сыровяленая колбаса:
– Я буду давать вам ее пробовать по мере остроты – от легкой к самой острой, – предупреждает продавец Михаил.
Первой была свинина с красным вином и черным перцем в череве, последней – чоризо с перцем чили. Колбаса необычная: плоская и твердая, но вкус очень пряный, прямо для любителей острого.
АТВ медиа
АТВ медиа
АТВ медиа
АТВ медиа
А рядом «Ремесленные колбасы» с таким разнообразием мяса, что меня тянет спросить, как это все приготовлено:
– У нас свое производство в Светлограде, – делится улыбчивая женщина, – по соц. контракту, получили оборудование, изучили рецепты. Вообще все вот это производится одними руками! Без химических добавок, без жидкого дыма. И люди оценили, у нас очереди выстраиваются.
Фото: АТВ медиа
Она с любовью перечисляет все, что манит глаз на прилавке: окорок деревенский домашний, рулеты, сальтисончик и балыковая колбаска.
– Мы для пенсионеров делали сегодня скидочки, для военных. Иногда нас просто найти не могут, а тут мы получили место на ярмарке.
Это, кстати, правда для многих предпринимателей здесь – о них часто не знают, и ярмарка – единственная возможность показать себя. Поэтому тут все готовы – отвечают на все вопросы как для рекламного промо, раздают визитки и очень любят показывать фотографии.
Рыба – это, своего рода, медитация
Если однажды вы увидите на ярмарке бесконечную очередь – это к мужчине с рыбзавода. Он явно был гвоздем программы – здесь и кулинарные мастер-классы, рассказы о том, как готовить каждую купленную рыбу, и истории о дальних морях, где она плавала только что.
Фото: АТВ медиа
Фото: АТВ медиа
Каждую минуту он что-то рассказывал, и люди притягивались к этому потоку речей. Заслушивались, рассматривая поблескивающего на середине стола королевского ската:
«Икра киты – 8500 за килограмм, икра чавычи – 12500. А что вы обалдеваете, черная стоит 100 тысяч, вот здесь можно обалдеть!».
«Видите скумбрию? Это в Мурманске рыбку выловили, засолили и закоптили. Два раза в год мы ее привозим, следующий – только на Новый год!».
«Прислушайтесь к моим советам, я 27 лет вожу вам продукцию с Белореченского рыбзавода Краснодарского края».
Некоторые называемые им виды рыбы я только слышала когда-то. Например, навага с Дальнего Востока, лимонема, плавающая у Камчатки и Аляски, и маленькая салка. Было в мужчине что-то от харизматичного мореплавателя, который хвастается крупным уловом.
Фото: АТВ медиа
Меня заинтересовало, как они получают столько рыбы:
– Мы ее не вылавливаем, а выращиваем в закрытых бассейнах, она не контактирует с внешней средой абсолютно. Завозим ее икрой, которую покупаем в Адлере, а часть – из Франции, вот эти вот черные из французской икры, – рассказывает предприниматель Георгий.
Кроме живой рыбы есть копчение, приготавливается по целой технологии. Для холодного копчения рыбу пять дней держат в рассолах, потом в воде, сутки вялят и отправляют на два часа в шкаф с дымом. И вот французская форель на вашем столе, дешевле, чем из любого магазина. Конечно же, мне похвастались фотографиями огромных бассейнов, заполненных переливающейся рыбой.
«Сейчас вам пасечный рой покажу»
У пасечников всегда особенно заметна любовь к делу. Все они на ярмарке делятся грустью – затянувшая зима погубила многих пчел, но тут же с гордостью рассказывают о пчелиных семьях и всех видах меда.
Фото: АТВ медиа
Любовь Геннадиевна занимается пчеловодством с мужем. Она с энтузиазмом рассказала мне про необычный на вид мед молочай – почти белый и густой, как паста: «Это очень хороший мед для студентов, школьников, он прекрасно на память действует и выглядит шикарно. Им лечат даже туберкулез».
– У нас пасека на 70 семей, – Любовь достает телефон и с нежностью листает фотографии, – вот муж на пасеке весь в пчелках. А сейчас я вам пасечный рой покажу!
Фото: АТВ медиа
Я решила проверить, побьет ли кто-то рекорд этой женщины. Поэтому у Юрия с семейной пасекой я тоже узнала количество семей. И оказалось, что у него их аж 120. Это видно по разнообразию меда и даже собственным свечкам.
– А какой у вас самый необычный вид меда?
– О, это сложный вопрос… какое-то время у нас был кермек. Это такая трава с сиреневыми цветочками, цветет в конце лета на солончаках.
Кстати, некоторые виды кермека – исчезающие, как и сами пчелы.
АТВ медиа
АТВ медиа
АТВ медиа
Есть история и у загадочной надписи «разнотравие» на баночках:
– В хуторе Балка есть научный институт сельского хозяйства, вокруг поля, которые они засеивают разными травами, а рядом как раз пасека.
– А дягель что такое?
– Дягель – это зонтичное растение – как укроп, только гигантского размера.
«Самоделкины»
Отдельно, рядом с фонтанами, в которых плескаются дети, расположились столы рукодельников. От вязаных игрушек и кукол из папье-маше с куличами до целых картин на блюдах и «дулей» от сглаза. Замечаю стол с кожаными сумками, необычными ремнями и чехлами для фляг.
Фото: АТВ медиа
– Сами все делаете?
– 90 процентов моих выкроек, ничего из интернета стараюсь не брать. Такого второго нигде не будет, на 8 миллиардов человек это один кошелек.
Мужчина занимается выделкой кожи уже 10 лет, и признается – повторить изделия может и можно, но точно такое же не сделает уже даже он. И протягивает мне уникальный кошелек с черепками.
Фото: АТВ медиа
– Стараюсь делать так, чтобы ни у кого больше такого не было. Например, вот бумажник, а визитница достается, и ее можно носить как отдельное изделие.
– Кожа интересно выглядит, – замечаю я, рассматривая песочно-черный блеск.
– Это юфть, белорусская. В магазине такое не купишь.
Следующим был мужчина со светло-голубыми глазами и белой седой бородой, выглядел он как мастер из сказок. На столе у него – мисочки, солонки, салатницы, доски и скалки, и все это из дерева. Идеально выточенные, как будто та посуда, из которой ела Маша в доме трех медведей.
Фото: АТВ медиа
– Как вы все это чудо делаете? – спрашиваю я.
– Покупаю пенечек капа граба в интернете, ставлю на токарный станок и начинаю точить, – просто отвечает он, – все делается легко, было бы желание.
В трещинах дерева в глубоких блюдах залита смола, переливающаяся на солнце.
А рядом – его знакомый, Григорий, продает, пожалуй, самый необычный товар на ярмарке – окарины – флейты в виде фигурок.
АТВ медиа
АТВ медиа
– Я изобрел велосипед. – рассказывает Григорий, – В начале 90-х я играл на флейте в одной группе и хотел получить пониже звук. Это сейчас можно любую флейту заказать, хоть «Ямаху», а тогда нужную трудно было найти. У меня были друзья керамисты. Я брал у них глину и лепил небольшие фигурки – старичка на посохе, курочку, и решил просто скопировать на них флейту. Звук растекается, проходит по ней и выходит. Закрываем пальцами все отверстия и получаем самый низкий звук. Сверху дырочки для веревки, вешают на шею и ходят с ней по лесу, чтобы не потеряться.
– Каждый может так сыграть?
– Главное плотно закрыть дырочки, и воздух, как я его чувствую, должен идти из диафрагмы. Осознанное дыхание получается. Я с детства слушаю разную музыку – классику, джаз, этно, хоры – изучаю ее историю.
Все собираются вокруг стола с окаринами. Мужчина, продающий деревянную посуду, предлагает угостить вином из самодельных глиняных кружек, и кусочком сала:
– С самоделкиными интереснее, чем с колбасниками? – спрашивает он меня, – Знаю-знаю, там вкусно пахнет.
Подъезжает велосипедист и просит сыграть на одной из окарин.
– Вы, я вижу, музыкант, – замечает Григорий.
– Флейтист, – довольно отвечает парень.
Фото: АТВ медиа
Сначала они по очереди играют. У каждого изделия свой звук – то глубокий, древний, то высокий, как у птички. Птицы, барашки, львы, древние маски – чем они округлее, тем объемнее звук. Парень стал наигрывать на окарине песню «Smoke On The Water» группы Deep Purple, а потом достал из рюкзака свою флейту. Звуки этого маленького концерта разносились по площади, а в прорези игриво заскакивал ветер.
Я уже собиралась уходить, но Григорий подошел и дал мне амулет с отверстиями для ниточки. На одной стороне были узоры, а на другой – Солнце с ликом.
– Это вам «печенька», на память.
А есть ли у Ставрополя свой вкус? О том, из чего состоит гастрономический код города и какое блюдо можно назвать только ставропольским, читайте в спецпроекте.