15 июля 2005
В краеведческом музее нижний этаж называется не подвалом, а хранилищем всех музейных ценностей…
- Баян издает очень громкие, низкие звуки. Этот инструмент может заменить струнный контрабас в симфоническом оркестре, – обяснила главный хранитель фондов Ставропольского краеведческого музея Нина Гальфингер.
Этот тембровый баян-контрабас посетители не найдут на полках выставочного зала. Изобретение ставропольского музыканта и дирижера симфонического оркестра хранится в фондах краеведческого музея. Раньше в этих помещениях тоже работали выставки, а предметы, которые не выставлялись, хранились в подсобных помещениях с нарушением всех правил содержания экспонатов. В середине восьмидесятых годов прошлого века музею надстроили третий этаж, а помещения нижнего этажа были выделены под фондохранилище. Только десять процентов от всех музейных экспонатов размещены в выставочных залах. Все остальное находится в фондах.
Коллекция еще одного Ставропольского изобретателя ждет своей очереди в выставочный зал музея. В прошлом году пенсионер передал целый набор в помощь садоводам и огородникам. Все инструменты сделаны из подручных средств и рассчитаны на людей с ограниченными физическими способностями. Нина Александровна говорит, что в музее пока слишком мало изобретений, чтобы делать отдельную выставку.
- Одно из таких приспособлений – устройство для подъема плодов. Это могут быть и овощи, фрукты, просто падалица, которую нужно убрать. Вот такой интересный инструмент – можно поднимать предметы и практически не наклоняться.
В фондохранилище пять залов. В двух из них хранятся всевозможные документы. По одному помещению выделено для экспонатов из металла, скульптуры и живописи. Отдельный зал – для хранения изделий из дерева, кожи и ткани.
- А вот этот портрет нам особо ценен. Во-первых, это ручная работа и, соответственно, предмет декоративно-прикладного искусства – выполненный из шелка портрет Сталина. Он нам ценен, потому что в пору борьбы с культом личности много портретов и скульптур вождя были уничтожены. У нас в музее их практически нет. Это подлинник 50-х годов. Изготовлен он в дружественном нам Китае, – объяснила Нина Александровна Гальфингер.
Нина Александровна всего несколько лет работает в отделе фондов музея. Говорит, что если бы была возможность, она бы только и занималась изучением экспонатов хранилища.
Сейчас главный хранитель занимается изучением коллекции пистолетов.
- Сначала я не могла отличить слово «курок» от «спуска», например. Это для меня было одним и тем же, – пояснила Нина Александровна.
Сейчас хрупкая женщина разбирается не только в том, мастера каких народов изготавливали оружие, но и в принципе действия огнестрельных аппаратов.
- В момент спуска курок ударял по огниву, порох воспламенялся, энергия горящего пороха передавалась в ствол, а здесь, внутри, находилась пуля. Калибр был огромнейший, – объяснила Нина Александровна Гальфингер.
Не случайно для дуэли соперники отходили друг от друга на двенадцать шагов. На более дальнее расстояние пуля еще долетала, но уже теряла поражающий эффект. Тем не менее, убойная сила и точность попадания у старинных пистолетов по некоторым параметрам не уступают современным экземплярам.
- В то время ставили клинок кинжала и попадали по острию клинка, но с небольшого расстояния, – сказала Нина Александровна.
В хранилище должна постоянно поддерживаться определенная температура и влажность. В фондах краеведческого музея сейчас нет возможности соблюдать все правила хранения экспонатов. Мечта работников хранилища – переехать в более просторное помещение, где каждый экспонат займет свое достойное место.
15 июля 2005, 16:22
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Программа «Утро на АТВ»
Последние новости: