11 декабря 2005
Признаком духовной зрелости человека оказывается его способность смиренно принимать волю Божию о себе. Верным признаком того, что человек – сын Церкви Христовой становится доверие человека Богу и Церкви.
Такое доверие – первая ступень веры, такое доверие – знак того, что восхождение на гору Божию начато, что человек встал на трудный путь качественного изменения, роста от раба страстей к рабу Божию, а там и к другу Божию. Само по себе доверие – ещё не вера, оно как бы стоит на пути к вере, оно ещё только доверие, то есть нечто предшествующее вере.
Понятно, что, не одолев первую ступень, невозможно подняться на вторую, а, не научившись доверять Богу, нельзя стать христианином. Нам иногда кажется, что быть христианином достаточно легко: надо ходить в церковь на воскресную службу, надо молиться дома, надо читать Евангелие, и пытаться жить по заповедям Божиим – вот и всё.
И, действительно, – это всё. Но это «всё» – только средства для достижения цели, а сама цель – стяжание терпения, приобретение некоторого навыка равнодушного отношения к радостям и скорбям. Каждому из нас ведомо, что «терпеть» радости легко и приятно. Каждый из нас знает, какая буря чувств поднимается в душе в ответ на несправедливые упрёки, злые или насмешливые слова, как горько и больно переживать обиду от близких и любимых. Наконец, каждому из нас известно, как страшно, как тяжко, как горько нести скорбь опасной болезни, когда она мучительным недугом разрушает твоё тело или тело родного тебе человека.
Именно в способности терпеть скорби и проверяется наша верность Христу. Были времена в истории Церкви, когда христиане запечатлевали свою верность Богу кровью, сораспинаясь Спасителю на кресте мучеников и исповедников веры. Были времена титанов духа, которые, оставив своё немалое имение, уходили в пустыню, уединялись среди безжизненных скал, чтобы всеми своими мыслями каждое мгновение своей жизни принадлежать Богу, уподобляясь Христу в подвиге самоотречения. Были времена мучеников и преподобных, безмездных даятелей и кротких страстотерпцев.
Когда сегодня внимательно вглядываешься в свою «христианскую» душу, с горечью и скорбью не обнаруживаешь там и следа того мужества, той решимости, которая одушевляла христиан прошлых веков. С печальной ясностью видишь, что нет в твоей душе отважной готовности, уподобиться купцу, ищущему прекрасные жемчужины, и отдать за право наследования Царства Божия всё, что имеешь.
А когда так, чем спастись нам? Чем спастись современным православным христианам, которые так избалованы цивилизацией, что нам не только не вынести жизни среди мёртвых скал палестинской пустыни, но и простое отсутствие горячей воды в доме способно вывести каждого из душевного равновесия? Чем спастись нам, если даже мысль о возможных мучениях за веру, а уж тем более и о пролитии крови за Христа, приводит нас в ужас, и мы с трепетом повторяем вслед за Спасителем: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия», – не решаясь, однако, продолжить, – «впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26.39).
Очевидно, да и старцами определено, что христиане последних времён спастись смогут только одним подвигом. И подвиг этот – смиренное терпение скорбей, потому что никогда не понести муки крестного подвига тому, кто не в состоянии потерпеть малейшее бытовое неудобство, кого любое резкое и нелюбезное слово повергает в тяжкую обиду на весь мир или, по крайней мере, «на наше тяжёлое время».
Можно подумать, что для православного подвижника, добровольно следующего за Христом, бывали когда-то времена лёгкие! Никогда не стать вровень со святыми страстотерпцами тому, кто каждый свой недуг, каждую болячку воспринимает не как дар Божий, посланный для нашего совершенствования, а как месть Небес за грехопадения и проступки.
В этом смысле весьма показательно сегодняшнее евангельское повествование о согбенной женщине, которую Господь наш Иисус Христос встретил в Иерусалимской синагоге. «Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (Лк.13.11-13).
Представьте себе, восемнадцать лет безропотно и смиренно несчастная больная несла свой крест. К тому времени, когда Христос увидел её среди внимавших Ему в синагоге, Он уже исцелил от тяжких страданий множество людей. Молва о Нём давно уже достигла Иерусалима, и бедная согбенная женщина не могла не знать, кто перед ней!
И однако, подумайте: никаких просьб, никаких молитв. Она смиренно и безмолвно стоит в своём уголке, она неропотно и кротко несёт свой крест, свою скорбь, своё, ставшее уже привычным, страдание. И не потому, что не верит в Спасителя. Она безмолвствует, потому что смиренно и терпеливо несёт свою скорбь. И это смиренное терпение не может остаться незамеченным и не награжденным, как не остаётся у Бога напрасным никакой духовный подвиг, потому что как пишет в «Откровении» святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов: «и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Апок.7.17).
Отрёт Бог всякую слезу с очей того, кто смиренно и кротко несёт крест свой по тяжкой дороге жизни. Отрёт и утешит, потому что как Сам Он обещал всем нам: «претерпевший же до конца спасется» (Мф.10.22).
11 декабря 2005, 21:08
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Программа «Ставропольский Благовест»
Последние новости: