5 октября 2006

Школа для заключенных

Образование нужно людям и с плохим зрением, и с отсутствующим слухом, и даже иногда тем, кто находится в тюрьме. Чему и как учат в тюремной школе, а также какие взаимоотношения складываются между учителями и учениками, расскажет наш следующий сюжет.
На работу в эту школу каждый учитель идет в сопровождении охраны. В школе при исправительной колонии в селе Кочубеевском домашнего задания не дают. Всю учебную программу заключенные осваивают только на уроках. На литературе им даже не приходится читать художественные произведения. О творчестве Пушкина и Достоевского ученикам в возрасте от 19 до 30 лет рассказывает преподаватель. Валентина Бондаренко – директор школы: «Кроме основных предметов, у нас есть экономика, информатика. А в этом году – факультативный курс «государственная символика. Курс очень интересный, мы только начинаем по нему работать». Педагогический коллектив небольшой, всего 6 человек. Но текучести кадров нет. Учителя в этой школе трудятся десятилетиями. Как они говорят, к специфике работы со временем привыкаешь. Несмотря на стаж и опыт, в конкурсе «учитель года» педагоги не участвуют. Однако разработанные ими образовательные программы утверждены институтом усовершенствования учителей и взяты на вооружение коллегами из других регионов. Валентина Бондаренко – директор школы «С 1993 года мы начали работать над составительской программой «Человек в современном мире. Поскольку школа особенная, в этой программе большое внимание уделялось изучению психологии осужденных». Круглых отличников здесь не бывает. Лучшие аттестаты с четверками и пятерками. Однако самое важное, говорят учителя, не оценки. Если из 15 выпускников пятеро потом поступили в профучилища, это очень хорошо. Сейчас в колонии есть заключенные, которые заочно учатся на менеджера. Валерий – студент-заочник «Я думаю, в жизни нужно быть образованным человеком, тем более что сейчас наше время диктует такое правило, что везде нужны специалисты и даже то обстоятельство, что я попал в эти места, не лишает меня возможности задумываться о своей будущей жизни». Но основная масса здешних учеников к учебе относится иначе. Сейчас Владимир не задумывается о том, чем будет заниматься через пару лет. Как он говорит, сложные тригонометрические задачи – это способ абстрагироваться от реальности. Владимир – ученик «Сидеть, смотреть друг на друга. А здесь что-то новое, чем-то отвлекся, все равно разнообразие в жизни». И хотя понимаешь, что знания в дальнейшей жизни могут пригодиться, говорит Владимир, на уроках сидишь все-таки по другой причине. Классного руководителя Валентину Винокурову заключенные называют второй мамой. Как она говорит, почти за сорок лет работы помнит всех своих подопечных. Учителя стараются обеспечить своим ученикам не только психологический комфорт. В интерьере классных комнатах ничего не напоминает о неволе. А многочисленным таблицам и ярким иллюстрациям на стенах могли бы позавидовать и в обычной школе. Несмотря ни на что, говорят педагоги, отдача в их работе есть. Валентина Бондаренко – директор школы «Встречаются с нами там, на свободе, поздороваются, спасибо скажут». В канун каждого праздника заключенные поздравляют своих учителей. Подписывают им открытки и даже посвящают собственные стихи.
5 октября 2006, 16:43
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Программа «Утро на АТВ»
ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости