13 января 2007
Еще несколько лет назад на российского потребителя смотрели с некоторым скепсисом, сегодня для многих производителей он стал покупателем № 1. Доходы нашего среднего класса превратили его из посетителя вьетнамских рынков в потенциального клиента магазинов одежды хорошего качества. На рынок или в магазин?
Ответ на этот вопрос находится между разбросом цен, уровнями комфорта при покупке и требованиями к качеству одежды. Социологи, да и сами продавцы, заметили, что покупателя ныне притягивают большие супермаркеты – там и развлечешься, и пообедаешь, и приоденешься. Что же остается рынкам? И кто нас одевает?
На ставропольские рынки одежда попадает из Турции через Пятигорск, а также из Белоруссии, Польши, Китая и рынка Лужники, что в Москве. В свободное время, которого у торговцев рынка много, обсуждают исчезновение главного героя – покупателя. И даже козырная карта вещевого рынка – дешевизна – уже привлекает далеко не всех. Таких, как Марина – заядлая посетительница рядов без претензий, здесь только и ждут.
Мама с дочкой одеты в вещи турецкого производства. И считают их хорошими из разряда «поносил и выбросил». Покупки с ярлыком «сделано в России» даже не припомнят. Тенденцию подтверждает и опрос, проходивший в октябре, во время проведения Российской недели моды. Только 3 процента отечественных покупателей отдает предпочтения российскому производителю. Главная причина такого «непатриотизма» у среднего класса – отсутствие магазинов отечественных дизайнеров в российских городах. Огорчает это и хозяйку торговой точки, там же на рынке, Валентину. Она свой товар берет в Москве, а уж туда, откуда привозят, не ведает. Еще предлагает белорусское и польское. А мечтает торговать российским, пока же, говорит, нашим производителям не хватает чувства моды, хотя стандарты русских фигур им ближе.
Современные магазины тоже не могут похвастаться обилием товаров с российскими ярлычками. Хотя здесь нюанс – выясняется, что строчки на костюмах некоторых зарубежных марок прокладывали руки отечественных швей.
Оксана Гуржий – администратор ТЦ «Плаzа»:
«В основном фирмы работают с европейскими дизайнерами, а отшиваются в России, Южной Азии. Но отшиваются на заводах качественные модели».
То, что ставропольцы променяли холодные рынки на уютные магазины, здесь подтверждают как свершившийся факт. Переманивает комфорт, возможность подобрать комплект одежды одной марки, сезонные распродажи и дисконтные карты. Линиями с названиями на русском языке здесь тоже, как и на рынке, торговали бы с удовольствием. Но где их взять? Одежду местного производства надо искать днем с огнем, по местам, известным немногим. Один из хорошо осведомленных – зам министра промышленности Александр Кузнецов. По его словам, еще лет пять назад ставропольская легкая промышленность была практически на нуле. Нынешний уровень производства одежды он оценивает на пять. Просто в основном это пошив не модной одежды, а специализированной – рабочие комбинезоны, халаты врачей, униформа официантов. Хотя, конечно, есть редкие исключения. За швейными машинками трудятся больше восьми тысяч человек по всему краю, и обшивают даже московских заказчиков. Основная проблема – нет своей торговой сети. Поэтому с турецкой популярностью ставропольской одежде не тягаться.
Александр Кузнецов – зам. министра промышленности, энергетики и транспорта:
«Это очень затратно иметь магазин. Поэтому мы хотим создать такой, где бы продавались вещи производителей СК».
Качество на высоте, работы у этих швей тоже хватает. В основном такие малые предприятия работают под заказ и мало рекламируются. Выйти на рынок модной одежды многие и не пытаются – сложно, рискованно и для прибыли в общем-то не нужно. Поэтому пока деньги ставропольских модниц будут утекать в европейские и азиатские кошельки.
13 января 2007, 17:10
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Программа «Персональный счет»
Последние новости: