7 мая 2008
Вряд ли в городе найдется человек, который не знает, что в Северо-Западном районе есть улица Бруснева. А вот, кем был этот самый Бруснев, имя которого ассоциируется сейчас с названием торговых рядов? Все подробности в рубрике «Реальная история».
Начиная с середины девятнадцатого века, в обществе образованной молодежи появилась мода на революционные идеи. В Ставрополе первые нелегальные кружки юных бунтарей обнаружились в мужской гимназии. Сейчас в этом здании находится училище связи. Как раз в те смутные времена из станицы Сторожевой в гимназию приехал учиться будущий революционер Михаил Бруснев.
Егор Карагодин – сотрудник Ставропольского государственного музея-заповедника:
«Он из вполне благополучной семьи. По сословному происхождению он казак. В фондах музея есть фотография его брата, который был офицером казачьего войска кубанского».
Успешно окончив гимназию, Михаил отправился в Петербург – революционную столицу того времени. Там он поступил в технологический институт, рассказывает историк Егор Карагодин. Студент Бруснев хорошо учился и при этом вел активную подпольную деятельность. Полиция неоднократно предъявляла ему претензии в организации нелегальных кружков. Молодому революционеру все-таки удалось получить диплом с правом работать инженером на железной дороге.
Марина Лашко – корреспондент:
«В революционную историю России Михаил Бруснев вошел как организатор первой в России маевки. За что полиция Петербурга сослала его в Сибирь. В изгнании Михаил увлекся изучением климата северных широт».
Вскоре его нашел известный исследователь Северного полюса Эдуард Толль. Он пригласил инженера и климатолога Бруснева в экспедицию. До северного полюса Бруснев из-за болезни не дошел и вернулся в Петербург.
Егор Карагодин – сотрудник Ставропольского государственного музея-заповедника:
«Со временем он пересмотрел свои общественно-политические взгляды. Что привело к тому, что в 1907 году он на некоторое время вышел из партии большевиков».
К политической жизни Михаил Бруснев вернулся уже в Советское время.
Егор Карагодин подробно изучал революционную деятельность наших земляков. Говорит, что по сравнению с другими деятелями судьба Бруснева сложилась удачно. Михаил Иванович ушел на пенсию, как заслуженный советский руководитель и дожил до почтенного возраста.
Егор Карагодин – сотрудник Ставропольского государственного музея-заповедника:
«Но осуждать этих людей за их выбор политический, гражданский, наверное, тоже не корректно. Они делали это, искренне желая блага своей стране».
После отъезда в Петербург на Кавказе Бруснев больше не появлялся. В семидесятые годы прошлого века одну из улиц Северо-Западного района Ставрополя решили назвать именем земляка-революционера.
7 мая 2008, 09:50
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Последние новости: