9 июля 2008
Родина шелководства, как известно, Китай. Именно там впервые разгадали тайну кокона гусеницы-шелкопряда и соткали первое в мире шелковое полотно. Но еще каких-то 160 лет назад Ставрополь был южным центром российского шелководства. В центре города стояли плантации тутовых садов, листьями которых кормили гусениц шелкопряда и получали отменного качества волокно. Кстати, изделия из натурального шелка летом дают телу прохладу, а зимой согревают. Марина Лашко размотала нить ставропольского шелководства в рубрике «Реальная история».
Историю ставропольского шелководства нельзя назвать счастливой. По данным историков последнюю станцию шелководства в городе Георгиевске закрыли 4 года назад. Зато благодаря разведению гусениц, в наших краях осталось много тутовых деревьев, которые как раз в это время дают свой вкусный и полезный урожай.
Вера Данилевич – зав. отделом природы Ставропольского музея-заповедника:
«У меня были плантации по городу. Я ждала, когда они созреют, и мы как белочки прыгали по деревьям и кушали».
В Ставрополе первый тутовый сад заложил отставной военный Алексей Ребров. Его усадьба сейчас находится на территории противочумного института. В конце 18 века за заслуги перед Отечеством ему были подарены земли в Кисловодске, Пятигорске и Ставрополе. Земельные наделы он стал использовать удивительным для местных жителей способом – высадил на них элитные сорта шелковиц и занялся выращиванием гусениц шелкопряда.
Вера Данилевич – зав. отделом природы Ставропольского музея-заповедника:
«Больше 1000 саженцев он привез из Тараскона с юга Франции, где знаменитый главный хранитель ботанического сада в Париже Беве дал ему грену хороших видов шелкопряда».
Правительство России в те времена всячески стимулировало выращивание гусениц шелкопряда на юге страны. Каждому, кто посадил в своем саду дерево тутовника, давали 10 копеек серебром, рассказывает историк. Все остальные платили взносы.
Вера Данилевич – зав. отделом природы Ставропольского музея-заповедника:
«Жители нового Кавказского края были обложены местными властями шелковым налогом, который составлял с каждого двора 10 рублей».
На территории второй городской больницы сохранились несколько шелковиц времен Реброва. Здесь же находилась школа шелководства для мальчиков, которые постигали науку выращивания шелковых гусениц, рассказывает Вера Геннадьевна. Коконы получались высокого качества с белоснежными нитями. Для дальнейшей обработки их отправляли во Францию. Позднее Алексей Ребров изобрел машину для размотки коконов. Достоинства ставропольского шелка оценил сам император Николай Первый, который наградил Алексея Федоровича орденом. А на выставке мануфактурных изделий в Лондоне продукция ставропольского помещика получила большую золотую медаль.
Открытие шелковой нити можно считать революционным событием в истории человечества. И произошло это в Китае. По легенде китайская принцесса на чайной церемонии игралась шелковым коконом и случайно уронила его в чашку с горячим чаем. Светлана Кравцова – научный сотрудник отдела фондов Ставропольского музея-заповедника:
«Она попыталась вытащить этот кокон целиком, но не смогла. Потянула за ниточку, т.е. за одну из кончиков волокна и вытащила. В результате не целенький кокон вытащила, а волокно».
Из Китая по великому шелковому пути изделия из уникальных по своим качествам нитей разошлись по всему миру. Северная ветка этого торгового сообщения проходила через Ставрополье. Аланы контролировали провоз грузов и собирали дань с торговцев, в том числе и шелковыми тканями. Именно поэтому дорогие наряды не были большой редкостью среди местного населения. Хотя в самом Китае, рассказывают историки, за фунт шелка давали фунт золота.
Светлана Кравцова – научный сотрудник отдела фондов Ставропольского музея-заповедника:
«Есть легенда, рассказывающая, что китайский шелк был настолько тонок, что императрицы, получая многослойные платья, сшитые из шелковой ткани, могли одно из таких платьев уложить в половинку скорлупы грецкого ореха».
9 июля 2008, 14:50
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Последние новости: