24 октября 2008

Гжель в краеведческом музее

Из керамического района Гжели, объединившего около 30 сел и деревень Подмосковья в Ставрополь привезли плоды народного промысла. Всего 20 дней, с 21 октября по 9 ноября, в Ставропольском государственном музее-заповеднике открыта выставка-продажа авторских работ уникального фарфора с ручной синей росписью. В тайны производства и ассортимент гжели вникала наш корреспондент Кристина Ревенко.
Бело-сине-голубая гамма этого зала краеведческого музея создает ощущение небесного пространства. Более семисот наименований авторских работ выставлены в этой галерее гжели. А посчитать точное количество всех фарфоровых изделий с первого раза по силам разве что звездочету со стажем. Тарелки, блюдца, подносы, чашки, салатницы – с таким сервизом любой стол будет привлекать всеобщее внимание и вызывать восхищение у гостей, а еда заиграет новыми оттенками вкуса. Общее у всех этих белоснежно-синих предметов – традиционные элементы росписи, но часто с неожиданной интерпретацией мастера. Людмила Пашкова, представитель ЗАО «Объединение Гжель», рассказала, что основным элементом на практически каждом предмете является гжелевая роза. Но у каждого художника свое изображение этого цветка – у кого-то в виде тюльпана, у кого-то в виде ромашки, у кого-то наподобие розы. Летопись современного небесного фарфора имеет свою точку отсчета – 670 лет назад в деревеньке Гжель начали изготавливать глиняную посуду. Затем почти 30 деревень объединились в общем деле – оттачивании этого ремесла. Эволюция и труд сделали свое, сегодня производство керамики доведено до совершенства. Из глины отливают заготовки, а затем уже вручную начинают украшать еще сырой продукт элементами декора. Затем урок живописи – роспись кобальтом – отличительная татуировка каждого фарфорового предмета родом из Гжели. Сеанс печного жара на протяжении 36 часов – и вот грязно-серый кобальт синеет, а неряшливая глина превращается в белоснежную. Каждая картина на фарфоре эксклюзивна – с помощью десятка разных кистей мастер создает панно на глиняном холсте. Но история описывает более оригинальные способы росписи. К примеру, некоторые из них расписывали маленькие девочки своими пальчиками, потому что кисть была предметом роскоши и имели ее только именитые художники. Такая роспись называется Агашка – по имени первой девочки, которая это делала Людмила Козлова частый визитер на подобных выставках. Предметы исконно русского творчества – ее страсть. В коллекции патриотки сине-белая палитра занимает одно из центральных мест. Свои керамические сокровища женщина холит и лелеет. Сегодня в рядах ее гжельцев ожидается пополнение – некоторые фарфоровые сувениры коллекционерка немедля записала в новобранцы. Огромный выбор гжели может вскружить голову посетителям этой выставки – часы, лампы, игрушки, статуэтки и даже телефон – все в одной цветовой палитре с фантазийными узорами. Однажды побывав на таком фарфоровом пиршестве уже невозможно его забыть.
24 октября 2008, 14:41
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»