14 апреля 2009

Троллейбусы навсегда!

Больше века назад 13 апреля в Санкт-Петербурге прошли испытания первого в России троллейбуса. Его предшественник был создан в Германии и назывался «Электромот». Он не мог ездить при сильном ветре – провода располагались на близком расстоянии, и от порывов воздуха случались короткие замыкания. Страшны ли природные катаклизмы троллейбусам сегодня? Ольга Облогина наблюдала за эволюцией «рогатого» транспорта.
Наша страна – троллейбусная чемпионка. «Рогатый» отечественный транспорт отличается не скоростью, а количеством – 87 троллейбусных систем. Правда, самый протяжённый троллейбусный маршрут в мире пролегает на Украине и связывает Симферополь и Ялту, его длина 86 километров. Зато самый длинный троллейбус колесил по Санкт-Петербургу. Сейчас 18-метровый гигант красуется в транспортном музее. Ещё месяц назад по ставропольским улицам ездил экспериментальный троллейбус – с компьютерной начинкой и турникетом. Пассажиры заходили в него только через переднюю дверь и тут же расплачивались за проезд. Но опыт не увенчался успехом. Нервов водителя не хватило даже на те немногие километры, которые успел проехать троллейбус. Каждому пассажиру приходилось разъяснять правила пользования турникетом, да ещё и извиняться за неудобства. Большинство пассажиров этим троллейбусом были недовольны. Не помогла даже успокаивающая музыка, которая звучала в салоне. Против нововведений пассажиры высказывались резко и эмоций не скрывали. Разработчики этой турникетной системы своё компьютерное детище считают уникальным. Даже в столице, говорят, техника не столь современна, хотя там модернизованный «рогатый» транспорт уже давно не в новинку, а профессия кондуктора занесена чуть ли не в Красную книгу . Сегодня по улицам Ставрополя ездят 74 троллейбуса. Простор салона позволяет перевозить внушительных размеров багаж, велосипеды и даже крупногабаритных животных. Главное правило пассажира – не забыть вовремя оплатить проезд. Таисия Бондаренко – редкий экземпляр. Кондуктор-контролёр уже 8 лет колесит по одному маршруту с сумкой на ремне. Вручая билет, всегда улыбается, потому что, признается, любит людей. Обязанности кондуктора Валентина выполняет на «отлично», но иногда в схеме «деньги-билет» происходят сбои – бабушки нередко получают бесплатный проезд. Управляет электрическим кораблем Олег Василенко. Он утверждает, что работа сама его выбрала. Олег Николаевич работал преподавателем, и в период перестройки зарплаты были крайне маленькими, а на троллейбусах в 1994 году зарплата в 10 раз превышала зарплату преподавателя института! 15 лет за рулём – и в кабине троллейбуса уже, как на троне. Возить людей Олег Николаевич считает делом жизненно важным и свою работу очень ценит.
14 апреля 2009, 13:42
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»