21 марта 2005

Самолет смерти

Из Ставропольского аэропорта не выполняются международные рейсы. Аэропорт закрыт из-за близости к границам Чечни. А еще 8 лет назад рейс «Ставрополь – Трабзон» выполнялся по вторникам и четвергам. В общей сложности в Турцию слетали не больше 20 пассажиров, на рейс 18 марта билеты раскупили почти все. В тот день все шло как обычно, если не считать, что самолет вылетел с сорокаминутным опозданием. Говорят, ждали не явившуюся пассажирку. Теперь говорят, что она родилась в рубашке. Ровно через 37 минут по сообщению авиадиспетчера Минераловодской воздушной зоны самолет пропал с радара.
Это тот самый АН-24. Сняли его любительской видеокамерой, когда самолет перевозил грузы в Африке, за несколько лет до трагедии. Мужчина, передающий привет, командир экипажа Виктор Гончаров. В марте 1997 он вновь оказался за штурвалом этого же самолета. Рейс «Ставрополь – Трабзон» прервался спустя полчаса после взлета в считанных километрах от Черкесска. Погибли все. - Гул самолета я слышал, во двор вышли, посмотрели, самолет летит оттуда и летит сюда. Как будто у него крыла нет или хвоста. Вот отсюда километр, где крыло упало. А потом самолет, где лесополоса кончается, пошел вниз и врезался в землю, – рассказал местный житель. На месте, где упала с неба железная птица сейчас небольшая поляна. Показать ее могут только местные жители. Нет ни памятника, ни таблички, ни креста. Есть грязь, мусор, обугленные ветки и проложенная после катастрофы просека. Вот этот паспорт несколько дней после авиакатастрофы не сходил с экранов телевизоров. У Людмилы Николаевны в Турцию летел муж. Мария Яковлевна встречает восьмой десяток одна. Сын Юрий впервые собрался за границу. - Моего сына показали по телевизору. Лежит вот так. Это как было матери смотреть? Пускай ищут. Мы с этим не согласны, чтобы виновные гуляли на свободе. У них ведь тоже дети есть, – сказала Мария Яковлевна. Еще одна судьба. Накануне катастрофы, днем раньше, на этом же самолете прилетел еще один экипаж и пассажиры. Все обошлось, но наутро командир экипажа отправил в Трабзон свою жену. Таких историй пятьдесят. Причина авиакатастрофы заняла в акте расследования межгосударственного авиационного комитета одно предложение: «разрушение в полете хвостовой части фюзеляжа в пределах допустимых эксплуатационных нагрузок вследствие исчерпания статистической прочности, вызванного накоплением коррозионно-усталостных повреждений конструкции». С продленными межремонтным ресурсом и сроком службы – это и есть причина искореженных судеб. Причем, не только погибших и их семей. Дмитрий Мазельский ждал приговора 6 лет. За эти годы из 12 человек, которым предъявили обвинение, осталось вдвое меньше. Кто-то доказал непричастность, один не дожил до начала процесса. Расследование продолжалось почти 6 лет. Менялись следователи и следственные бригады, была расформирована транспортная прокуратура, чуть ли не на год затянулась экспертиза. В феврале 2004 присяжные вынесли вердикт: 6 сотрудников авиакомпании оказавшиеся на скамье подсудимых признаны невиновными. Обвинение технического персонала в нарушении правил безопасности движения, и эксплуатации воздушного транспорта присяжные сняли. В исках о возмещении родственникам погибших морального вреда отказали, все расходы по суду оставили за государством. Тем временем, прошло 8 лет. Дело так и осталось «глухарем». Что произошло в воздухе официально не доказано.  – В Верховном суде мы не считаем, что что-то получим. Виновных, посмотрите, нигде никто не находит. Вот только погибло столько людей в Ессентуках, в Москве. Кто ответит за них? Никто и нигде. А соболезнования нам не нужны, – сказала мать погибшей Мария Цветкова.
21 марта 2005, 14:33
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Программа «Новости 24. Тем временем»
ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости