Как перевести бизнес из офлайна на онлайн-платформы?

Ни для кого не секрет, что малый бизнес на сегодняшний день переживает не самый радужный период. Но предприниматели стараются не отчаиваться и адаптируются к реалиям и современным проблемам. Ведь от текущих решений зависит будущее многих компаний и ситуации малого, среднего бизнеса в целом.

Как перевести бизнес из офлайна в онлайн и кто может заработать в интернете, обсудили вместе с экспертом в прямых эфирах в рамках проекта «Бизнесу в кризис». Для тех, у кого нет времени смотреть записи эфиров – пересказываем самое главное.
Денис Бухинцев
бизнес-блогер, предприниматель
– Как вы начали свой бизнес? Дайте инструкцию новичкам.

– Начну с предыстории. После окончания университета в 2017 году я сразу понял, что не хочу работать по найму. Поэтому переехал в Москву, прошел бизнес-тренинг. Первым, чем занялся, было рекламное агентство. После этого я запустил еще одно – онлайн-магазин женских сумок в Инстаграме. С новой идеей вернулся в Ставрополь. Это была мысль об онлайн-школе по заработку в интернете.

Теперь про новичков. Согласитесь, что 99% людей сейчас сидят на самоизоляции и ничего не делают. А я считаю, что мы живем уникальный период и именно сегодня самое время заняться чем-то. У нас есть 2-3 месяца, чтобы саморазвиваться. Читайте книги, изучайте Ютуб, там много обучающей информации. Ее действительно много, даже той, которой, за которой вы могли бы обратиться платно.

Расскажу про способ, как протестировать нишу, если не хотите закупить товар и прогореть. Необязательно сразу бежать и закупать товар. Пример с сумками. Я выставил объявление на Авито. Смотрю, сколько звонков получаю, просто говорю, что товар закончился. Вижу спрос, закупаю небольшие партии товара. По сути, нужно прощупать почву.
Кстати, когда я был студентом, заказывал часы за 300 рублей и перепродавал. Допустим, взял бюджет 5000, закупил на эту сумму, подавал объявление на Авито. Очень важно дать правильное описание. О тонкостях рекламы поговорим дальше.

– Как рискнуть и начать новый бизнес в таких условиях? Когда даже устоявшиеся компании бьют тревогу и сдают позиции?

– Изначально, чтобы достичь успеха в интернет-пространстве, необходимо освоить навыки SMM-менеджмента и с успехом продвигать рекламу, масштабировать количество потребителей. Неважно, в какой период открывается бизнес, важны инструменты продвижения и опыт. Если вы ими владеете, то получите максимальный результат. Вне зависимости от того, какой это продукт, вы должны дать пользу людям и заинтересовать их. С таким подходом никакой коронавирус не будет страшен.

Еще с середины марта, у многих началась паника, они стали закрываться. А мы обладали некоторыми инструментами, которые не позволили бояться. Мне помог в этом деле Инстаграм и моя аудитория. Наше заведение- Sky Food открылось ровно месяц назад. За это время мы выполнили свыше 550 доставок, это около 20 в день, а для начала – это достойный крутой результат. Повторюсь, до этого о нас особо никто и не знал.

– Многие ударились в доставку еды, чтобы как-то защититься и пережить кризис, да и в принципе у нас немало служб доставки. Как вы выделяетесь среди конкурентов, даже может быть, более опытных. Как завоевываете свою аудиторию?

– Да, вы правы, если в самом начале маркетолог насчитывал около 19 служб доставки по Ставрополю, то сейчас это практически каждое кафе, кальянная, везде, где есть кухня, занимаются доставкой. Соответственно, конкуренция большая. Мы выделяемся тем, что, в первую очередь, имеем личный бренд.

Потом, мы сохраняем невысокий ценник, если сравнивать с конкурентами. Допустим, у них салат стоит 360, а у нас 290, разница есть.

На данный момент заработать прибыль – не главная задача. Мы хотим дать попробовать наш продукт, собрать обратную связь, узнать наши ошибки и далее выходить на рынок с реально крутым продуктом.
– Так как же перевести офлайн-бизнес на онлайн-платформу? Есть ли смысл переводить старый бизнес в новый формат или стоит начать двигаться в новом направлении? Какие ниши позволят реализовать себя в онлайн-среде?

– Скажу так, на протяжении трех лет я анализировал многие ниши. И тренд современного бизнеса – вебинары и онлайн-образование (от уроков как сесть на шпагат, допустим, до тренингов по заработку). Я выделил топ-10 актуальных занятий, среди которых SMM-менеджер, таргетолог, копирайтер, разработчик сайтов, приложений и т.д. Это на сегодняшний день такие профессии очень востребованы, ведь когда человек открывает свой бизнес, для рекламы ему понадобятся все эти специалисты. К тому же, это те вещи, которым можно легко обучиться, а в дальнейшем зарабатывать. Я так и начинал. Данная ниша очень интересна. И если вы думаете, что вам уже не будет в ней места, скажу так, хорошего SMM-щика для Sky Food я нашел не сразу.

Например, я уже наладил свою онлайн-школу так, что могу работать с любого места, это не обязательно должен быть офис. Я собирался улететь жить в другую страну пожить и оттуда заниматься своим делом. Это очень интересно.

Также я с августа наблюдаю за валютным рынком. Понимаю, что рынок растет и там можно очень хорошо заработать. Эту сферу тоже можно изучить, чтобы получать доход онлайн.

Теперь про блогеров. Не совсем корректно, когда спрашивают про их заработок. Допустим, у блогера есть магазин одежды и очень часто бывает так, что блог помогает с рекламой. Люди доверяют блогеру и покупают его продукцию. То есть блогер монетизирует аудиторию. Также в этой сфере идет хороший заработок от рекламы.
– Как развивать онлайн-продукт?

– Если мы возьмем одно и то же дело, например, обучение игре на фортепиано, для онлайн и офлайн, обучение должна подбираться своя реклама, разная. Для онлайн обучения вы должны подать себя, как бренд. Допустим, вы должны показать, как играете на инструменте. Здесь нужно выделяться среди остальных.

Поэтому необходимо тщательно проработать рекламу. Да, это сложно, но вполне реально. Сегодня Инстаграм - это топовая площадка. Возьмем этот же пример с фортепиано. Запишите видеоуроки, первый покажите бесплатно. Чтобы человек «потрогал, пощупал» и понял, что этот продукт стоит тех денег, которые вы за него запрашиваете.
Один совет: никогда не гонитесь за деньгами. Не залезайте в ту сферу, в которой совсем не разбираетесь. Займитесь тем, что вы действительно любите.
– На каких площадках кроме Инстаграма можно продвигать свой бизнес?

– Площадка, к которой я долго скептически относился – Tik-Tok. У меня в нем около 6 тысяч подписчиков, я его особо не веду, но наблюдаю, что там очень много рекламы, причем самой разной: продажа телефонов, мебели, предметов живописи и т.д. Я уверен, что в течение месяцев 6 он выстрелит еще больше. Также реклама есть Вконтакте и на Авито, да его никто не отменял. Потому что, как раз-таки на Авито человек заходит, чтобы купить. То есть человек уже готов отдать деньги. Это может быть все, что угодно, от постельного белья, до частного самолета.

Что касается Ютуба: идея хорошая, но там нужно снимать реально качественный контент. В 100 раз более качественный, чем в Инстаграме. Соответственно, надо нанимать видеографа, закупать лучшее оборудование, тщательно разрабатывать план-контент и т.д. То есть, в целом, очень дорогой стартап.
Топ площадки для рекламы: Инстаграм, ВКонтакте и Авито.

– Какие еще инструменты можно использовать для заработка?

– Я скажу так, инструментов может быть очень много. Они вас окружают. Найдите то, чем хорошо владеете. Я считаю, что многим просто мешает лень. Недавно я в своем Инстаграме я дал объявление о монтаже видео для публикаций и сториз и не получил отклика.
Думаете, у меня из подписчиков никто не умеет этим заниматься? Просто никто не захотел тратить на это время. Допустим, один ролик стоит 3000 рублей, а с 20 роликов можно заработать 60 000.
Все, с чем мы сталкиваемся, можно превратить в заработок.
– Поговорим о рекламе. Сколько нужно тратить на неё? Как распределить бюджет?

– Конечно, даже если вы хороший специалист, недостаточно будет описать свою услугу. Необходимо изучить инструменты рекламы и маркетинга, чтобы правильно преподносить себя, быть заметным и выделяться среди конкурентов. Хорошая реклама нужна всегда.

Расскажу про два направления наглядно.

На Sky Food я трачу около 90 000 рублей: это работа Инстаграма, настройки рекламы, создание видеороликов, и так далее. И скажу, это минимальная сумма. По-хорошему только на рекламу нужно тратить 100 000 рублей.

Если брать мой личный бренд, мою страницу и онлайн-школу, то здесь затрат больше. Я участвую в гивах (розыгрышах). И они дают реальный результат. Есть гивы, из которых уходишь в плюсе, а есть и в минусе, но они дают хороший приход аудитории. На свою страницу я трачу много. Минимум 100-150 тысяч рублей и больше. Кто за мной наблюдает, видит, что мои рекламные посты много где публикуются.

Есть три рекламные кампании, которые можно использовать при продвижении: таргетинг, паблики и блогеры. Изначально глаза разбегаются, и ты не понимаешь, как ее распределить. Лично моим первым действием было распространить рекламу в ставропольских пабликах, потом у блогеров.

Хочу заметить, что обязательно иметь специалиста по рекламе. Мы очень много экспериментировали с форматом. Где-то больше людей пришло, где-то меньше.
Бюджеты нужно контролировать и тестировать. Например, на женских сумках я обжёгся. Я продавал качественные копии брендовых изделий. Изначально мы рассчитывали на аудиторию 17-24 лет. И провели рекламную кампанию, опираясь на них. И это было ошибкой, так как мы выделили неплатежеспособную аудиторию.

Денег почти не отбили. А вот когда настроили рекламу под возраст 27-40 лет, прибыль стала расти, так как у этой возрастной группы есть деньги.

Именно поэтому так важно тестировать рекламу.


– Что еще можете посоветовать новичкам, которые сейчас не знают, что делать? Может, стоит начать с каких-то книг?

– Кстати, очень важный вопрос. Читать нужно всегда. Необходимо пропитываться информацией. Есть книги, которые вам не особо понравятся. Но там будет одно слово, предложение, которое зацепит и вдохновит.
Я очень люблю читать. Мой топ среди книг:

  • Богатый папа - бедный папа
  • Подсознание может все
  • Развитие лидеров
  • Монах, который продал свой «Феррари»
– Как изменится мир после самоизоляции? Как кризис повлияет на дальнейшую обстановку? Вернется ли все на места или мы выйдем на новый уровень?

– Скажем так, я считаю, что это то время, когда мир выходит на новую ступень. Ведь до этого, мы смутно представляли, как обучаться или работать онлайн.

Элементарно, не все имеют подушку безопасности. Так как я занимаюсь благотворительностью, вижу, как много людей оказались совсем без денег. И я вижу, мало людей понимают, что в интернете реально можно зарабатывать. Они в панике. Даже среди предпринимателей замечаю, как некоторые продают бизнес, потому что не справляются. Думаю, что процентов 40 по городу не откроются после карантина.

– Какое напутствие можете дать тем, кто все-таки решится начать бизнес?

– Я в 20 лет слушал успешных людей и реально мотивировался. Не знаю, дал ли я сейчас какую-то мотивацию, но скажу одно: если вы сейчас не начнете что-то делать, то ни через год, ни через два так и не решитесь. Каждый человек выбирает свою дорогу. Работать наймом тоже хорошо. Но если вам хочется хорошо заработать, работать на себя, оставить свою историю, то нужно начинать прямо сейчас. Изучайте интернет, Ютуб, Инстаграм, Вк. Там действительно много полезной информации.
Записывайте свои идеи. Я каждый год завожу блокнот, где прописываю все цели и планы. По факту, если ты не записал свою идею, то очень маленький процент, что эту идею воплотишь.

Каждый человек может зарабатывать, если горит своим делом.

Очень важно помнить, что богат не тот, у кого много денег, а тот, кто грамотно пользуется ресурсами. Один и тот же миллион можно потратить по-разному.
Авторы: Карина Рубан, Вероника Кизима