Мой сын Ваня ходит только по определенному пути. Даже если мы едем в школу и мне нужно заехать на заправку, он говорит: «Ты не по тому маршруту едешь, давай поедем в школу». Если он заболел и два дня не ходит на уроки, он начинает говорить: «Давай пойдем в школу». И не потому что ему туда хочется, а потому что это его зацикленность. У него пищевая избирательность: он не ест каши, супы, молоко, йогурт, бутерброды. Ест овощи и мясо – и это уже хорошо, потому что некоторые дети, например, едят только оладьи. 24 часа в сутки, 365 дней в году.
Как быть с такими детьми?
Прикладной анализ поведения работает на расширение пищевого рациона. Там тоже своя особая методика. Ни в коем случае детей не пихают, а методично в течение нескольких месяцев вводят какой-то определенный продукт. Сначала ребенок смотрит на него, потом трогает пальчиком, потом двумя пальчиками, потом ему дают подержать, потом дают понюхать, коснуться губами, дают лизнуть — в общем, это достаточно долгий процесс, с этим тоже работают.
История Галины Медведевой
История Юлии Ильченко
Руководители НКО в 99% случаев приходят к этой деятельности на основе личных историй
Дети в общеобразовательном классе очень любят, когда к ним приходят наши ребята
Хотя мой Ваня ходил в детский сад, зачастую такие дети в него не ходят, потому что им нужно постоянное сопровождение, а ребёнок идёт туда, куда хочет, а ещё это проблемы с пищевым поведением и туалетным тренингом.
Когда ребёнок с аутизмом приходит в школу, его не сажают за парту и не начинают учить буквам, зачастую это долгий процесс. Сначала ребёнка учат сидеть за партой, поднимать руку, тьюторы обучают туалетным навыкам. Таким образом, я создала некоммерческую организацию и открыла её. Затем организация подала заявку в московскую ассоциацию
«Аутизм Регионы». Сейчас 88 организаций из 30 регионов России являются ее членами. Эта организация занимается проблемами аутизма в России: пропагандирует научно обоснованные методики, сопровождает семьи.
На тот момент в Ставропольском крае не было ни одного подобного класса, в котором занимались бы такие дети. И специалист, который занимался с моим ребёнком, сказал, что существуют такие ресурсные классы, в которых могут обучаться до 8 детей. Если по заключению ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) ребёнку назначен тьютор, то у каждого ребёнка свой тьютор.
В 2019 году моему ребёнку пришло время идти в школу. На тот момент я жила в городе Ипатово, мы два года ездили к специалисту по прикладному анализу поведения. И я понимала, что это маленький город, и единственное, что предложат моему ребёнку, — это домашнее обучение. Знаете, это как отправить ребёнка с температурой в баню. У ребёнка нарушена коммуникация, и его лишают коммуникации. Что делать?
У нас в Ставрополе есть три ресурсных класса, в которых обучаются 22 ребёнка. Мы сопровождаем эти классы и родителей, поддерживаем их. Это не значит, что мы привели ребёнка в ресурсный класс, научили его и всё. Всегда возникают какие-то вопросы по поведению детей.
Еще есть проект «Ресурсная территория» — помощь семьям, воспитывающим детей с РАС. Это проект, поддержанный Фондом президентских грантов, он стартовал 1 марта, в нем участвуют 16 семей. Проект предполагает комплекс индивидуальных занятий для детей, консультации для родителей, группы психологической поддержки. Не все родители принимают диагноз своего ребенка, они часто находятся в депрессии, в стрессовой ситуации, и им тоже нужна помощь. Вот на что направлен этот проект. Еще у нас есть проект, который реализует ассоциация «Аутизм Регионы», и мы в нем участвуем. Он начался в этом году и направлен на помощь семьям, воспитывающим детей с аутизмом и тяжелыми нарушениями. Это довольно грустная история, когда семьи элементарно не могут выйти в магазин — ребенок агрессивен. И вот мы реализуем этот проект — как вывести семью из этой кризисной ситуации. В проекте участвуют 4 региона, 6 детей — один в Ставрополе, один в Липецке, двое в Новосибирске и двое в Краснодаре.
Мы будем рады любой поддержке, в том числе пожертвованиям. Потому что наша организация не оказывает никаких коммерческих услуг.
Они не перенимают обычные вещи — как постирать, как помыть посуду, как сходить в магазин. Всему этому человека с аутизмом нужно научить. И поведенческие аналитики составляют инструкции и учат молодых людей самостоятельно жить в квартире. Мастерские полезной занятости — это то же самое. Это работа, которую может выполнять человек с аутизмом. Это может быть мыловарение, типографские услуги — когда эти же молодые люди печатают карточки ПЕКС для своих младших братьев и сестёр, это швейные мастерские, изготовление свечей.
Почему мы открыли ресурсный класс? Потому что нужна была личная заинтересованность. Как бы странно это ни звучало, но директора и руководители НКО в 99% случаев приходят к этой деятельности на основе личных историй.
После школы человека с аутизмом должны сопровождать мастерские полезной занятости, тренировочные квартиры. К сожалению, у нас в крае таких нет, потому что страдает и коррекция, а когда молодые люди заканчивают школу, им нужно куда-то идти. И в планах нашей организации создание таких мастерских и квартир — всего, что понадобится парню или девушке после окончания школы. Подросткам с аутизмом сложно даже приготовить чай, мы возвращаемся к визуальному расписанию — ребёнку нужна инструкция, его нужно научить самостоятельно жить в квартире. Сначала это социальная. работник или тьютор, который находится в квартире и показывает все ребенку.
Как ребенку с аутизмом адаптироваться ко взрослой жизни?
Например, Ваня, в отличие от обычных детей, достаточно легко сдаёт кровь. УЗИ — проблема, потому что он не знает, что это такое, а кровь — знает. Самое главное — нужно мотивировать ребёнка, в основе прикладного анализа поведения лежит мотивация. Ребёнок делает что-то ради чего-то. Ваня любит KFC. Когда мы идём сдавать кровь, я распечатываю карточку и даю ему в руки. И говорю: «Сейчас мы сдадим кровь и пойдём в KFC». Всё, он привык, что это не так страшно, и после этого он получит поощрение. В европейских странах прикладной анализ поведения является обязательной дисциплиной при обучении руководителей и менеджеров — как мотивировать своих специалистов для эффективной работы. Он работает не только с детьми с аутизмом, но и с обычными нормотипичными людьми.
Мы любим путешествовать, Ваня очень любит. Если бы была возможность, мы бы, наверное, вообще не сидели дома. Ему очень нравится ездить в горы, кататься на канатной дороге, ездить на море или туда, где есть бассейн. У нас есть традиция: у Вани день рождения весной, и он всегда выпадает на каникулы. И каждый год мы везём его в Сочи на поезде. И для него это такое путешествие!
С ним мама и папа, мы куда-то едем, заселяемся в номер, уделяем ему максимум внимания, он доволен, расслаблен, гуляет, ест то, что ему хочется. Зачастую детей с аутизмом это пугает, но его новые места не пугают. Если мы едем в новый отель, в новое место, я обязательно показываю ему на сайте, куда мы едем, и он уже представляет себе это.
Просто человека с аутизмом нужно подготовить ко всему. И к хорошим, и к плохим ситуациям.
Как ваша семья проводит время вместе?
Центр открылся в июне 2024 года. Я очень давно работаю с детьми с особенностями развития, и последние десять лет я работала в школах. Я работала в ресурсном классе и сейчас являюсь его куратором. Я считаю, что это единственная форма обучения, которая позволяет детям с аутизмом в принципе учиться, потому что из-за нарушений поведения им тяжело не только в общеобразовательных школах, но и в коррекционных. Потому что оттуда дети часто уходят на индивидуальное обучение на дому, в четырёх стенах — и это не столько обучение, сколько регресс. К сожалению, в городе не так много ресурсных классов, и их количеством невозможно охватить всех детей с аутизмом на данный момент.
И у детей бывает очень тяжёлое нарушение поведения, которое формировалось много лет, и уже в 3-4-м классе говорить о создании ресурсного класса для одного ребёнка очень сложно. Поэтому необходима индивидуальная работа и вне дома. В моей практике есть несколько случаев, и, к сожалению, это распространённая ловушка, когда мама, не найдя специалистов для специфического ребёнка, занимается с ним дома, много занимается, и у ребёнка есть динамика, но он разучивается контактировать с другими людьми. Когда ребёнок приходит к специалисту, он не демонстрирует никаких навыков, потому что для него заниматься — значит заниматься с мамой. Важно, чтобы было место, где дети могли бы получать положительный опыт и полезные навыки, которые пригодятся и в школе, и в жизни.
Дети каких возрастов занимаются в вашем центре?
Очень разных. От малышей двухгодовалых до подростков четырнадцати лет, и старше если придут – будет хорошо. Потому что хороший специалист всегда найдет, чем заняться с ребенком. И я всегда родителям говорю – если вам кажется, что с ребенком что-то не так, то вам не кажется. И одновременно с тем, чтобы пойти к врачу, родитель может пойти к педагогу и начать заниматься с самого раннего возраста. У меня был опыт, когда я проходила практику в доме малютки коррекционном, и мы делали занятия для детей трех месяцев. То есть когда ребенок рождается, и внешне сразу видны сложности, и как только установится биологическая стабильность, говорят, это 40 дней, и мама будет готова, можно начинать. И со взрослыми ребятами есть чем заниматься.
Как пришла идея создания центра "Сам Самый"?
И в итоге мы в сообществе пришли к выводу, что самой главной целью должно быть улучшение качества жизни семьи. Каждый раз мы обсуждаем с родителями, что для них важно. Мы диагностируем ребенка, показываем, что мы увидели, показываем взаимосвязь между навыками, но, в первую очередь, мы должны понимать, что важно для родителей. Конечно, отдельная работа проводится и с родителями, когда мы объясняем им, что вот этот навык действительно важен и поможет. Потому часто родители приходят в первую очередь за речью – им кажется, что если ребенок заговорит, то он их поймет. Они скажут идти в туалет, и он пойдет – но, к сожалению, это так не работает. Если ребенок заговорит, это не значит, что он автоматически научится все делать. Поэтому часто приходится объяснять, что перед тем, как мы будет запускать речь, нужно научить ребенка ходить в туалет, есть ложкой – что эти навыки на данном этапе гораздо важнее, чем если он будет читать стихи.
Когда я еще училась в институте, нам говорили, что цель всей нашей работы – социализация ребенка. Но прошло время и оказалось, что социализация понимается по-разному, не только специалистами, но и родителями. И не всем такая социализация, которую мы хотим, нужна. Иногда бывает такое, что мы хотим, чтобы ребенок ходил на мероприятия, на праздники, а семья ведет достаточно замкнутый образ жизни, и им это не надо. И тогда все наши усилия зря, а время уходит.
Через какое-то время стало популярным главной целью делать формирование так называемых жизненных компетенций – бытовые и социальные навыки: приготовить бутерброд, протереть пыль. Но прошло время, и мир специалистов понял, что это тоже не всегда будет поддерживаться. Мы научим ребенка в школе мыть полы, а дома его не подпустят никогда к швабре, потому что дома, например, есть человек, который приходит и убирает. Тогда для чего опять все наши усилия?
С чего вы начинаете работу с ребенком?
Это все индивидуально. Но чем хорош прикладной анализ поведения – тем, что ставятся конкретные и очень полезные шаги. Маленькие. У нас есть специальные бланки с конкретными крошечными целями: «будет использовать две карточки ПЕКС», «будет реагировать на голос говорящего минимум 5 раз за 45 минут», «имитирует моторные движения, звуки "а" и "о"». И здесь мы не говорим о привязке к возрасту, потому что это может быть как полуторагодовалый ребенок, так и одиннадцатилетний – в зависимости от уровня его развития. Это маленькие ступеньки, по которым мы поднимаемся к тому максимально возможному уровню развития. Обязательно всегда работа начинается с того, что мы убираем преграды – опасное поведение.
Как менялись цели сообщества специалистов
Во-вторых, это социализация, это всегда должно быть для ребенка приятно. У нас в 50-й школе, где я являюсь куратором, дети очень любят ходить на уроки в регулярные классы – для них это интересно, это взаимодействие, коммуникация. Более того, я вам скажу, дети в общеобразовательном классе очень любят, когда к ним приходят наши ребята. И у нас есть обратная инклюзия – когда дети из регулярных классов приходят в ресурсную зону и играют. Это здорово. Во-первых, у нас очень хорошее оснащение, во-вторых, у нас много взрослых, которые игры организуют.
То есть, есть ресурсная зона и есть регулярные классы, за которыми они закреплены. И если мы говорим о ребятах с более выраженными нарушениями, то для них присутствие в обычных классах будет носить более социально-коммуникативный характер – уроки технологии, рисования, музыки – те уроки, на которых ребята будут максимально социально успешны. Мы не поведем ребенка на математику, если он считает в пределах пяти, а там дети решают уравнения. И у нас даже есть опыт, когда перед тем, как ребенка привести в класс, тьютор проходит с ним тему, которая будет в классе, чтобы ребенок был социально успешен. То есть здесь об академических знаниях речь не идет, здесь речь о создании имиджа, и это очень важно – для того, чтобы перестали обзываться, скажем так.
На самом деле, тьютор – это человек, который сопровождает ребенка с аутизмом по его жизни. И если мы говорим о тьюторстве в школе, к которому я имею большее отношение, то это очень большой спектр взаимодействия. Все зависит от ребенка. Это сопровождение на занятиях или индивидуальных уроках. Но здесь еще нужно понимать разницу между тьюторством в ресурсных классах и общеобразовательных классах. В общеобразовательных классах система построена так, что тьютор сидит с ребенком на уроках, после уроков они изучают тот материал, который был на уроке, то есть догоняют то, чего ребенок недопонял. И если с ребятами без особенностей поведения это работает хорошо, то с ребятами с аутизмом это зачастую не работает. Потому что в момент, когда они приходят на урок в общий класс и видят, что задание им не понятно, это вызывает нежелательное поведение в зависимости от репертуара ребенка – кто-то отказывается что-то делать, кто-то встает и уходит, кто-то переворачивает парту. И для того, чтобы этого не происходило, тьюторы в ресурсных классах сначала обучают ребенка тем навыкам, которые ему необходимы, и тогда он уже идет в общий класс.
Знаете, есть такой мем с кадром из «Короля льва» – сидят Муфаса и Симба, вдалеке восходит солнце, и подпись: ВСЕ, ЧЕГО КАСАЮТСЯ ЛУЧИ СОЛНЦА - ЭТО ТВОИ ТЬЮТОРСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ
Ресурсные классы, которые идут по модели прикладного анализа поведения, у нас есть в 50-й, 12-й и 38-й школе. Есть у нас еще так называемый ресурсный класс в 35-й школе, но они оформлены как коррекционный класс, если я не ошибаюсь, и у них нет поддержки поведенческих специалистов. И есть еще класс в Михайловске, который идет по модели классической дефектологии, но из-за этого у них своих ограничения. В ресурсном классе могут заниматься все дети, вне зависимости от сложности нарушений, в том числе у нас два ребенка на альтернативной коммуникации, то есть не говорящие. В Михайловске одно из требований – ребенок должен говорить, потому что им сложно без прикладного анализа поведения адаптировать программу так, чтобы и говорящие и не говорящие дети могли вместе принимать участие в группе.
Где в Ставрополе есть ресурсные классы?
Что должно быть сделано в городе для детей с аутизмом?
Наверное, в первую очередь хотелось бы, чтобы была политика принятия – какие-то социальные мероприятия, модели взаимодействия, которые могли бы быть полезны как для общества, так и для наших ребят. Мы с Ольгой Евгеньевной мечтали о том, что второго апреля, в день распространения информации об аутизме, мы с ребятами выйдем с кофе-машиной, и они будут на каком-то мероприятии угощать кофе, для того, чтобы мы были полезны друг другу – и общество ребенку, и ребенок обществу.
Таких идей масса, и было бы здорово, если бы они реализовывались. Например, мастерские – детей с двенадцати лет можно привлекать к труду, который может быть полезен для общества. Даже если кажется, что это какое-то баловство – если мы научим ребенка каким-то элементарным кулинарным вещам, и он уставшей маме дома сделает бутерброд, то это будет круто. Эти вещи очень важны, потому что направлены на полезную занятость детей с аутизмом.
Ну и, конечно, хотелось бы больше просвещения. Потому что, когда я работала только в ресурсном классе, меня окружали родители, которые понимают, которые знают об особенностях своих детей, готовые работать. У нас есть целая программа на летний лагерь, когда мы ходим в парки, кафе, зоопарки, батутные парки – мы где только не были, наверное, весь город нас повстречал. Но, к сожалению, не все родители готовы так в это вкладываться, потому что не все понимают и знают. Для того, чтобы родители понимали и знали, нужно, чтобы это понимали и знали специалисты. Сейчас мы как будто бы работаем на то, чтобы общество принимало детей, и это очень хорошо, но еще и родители должны понимать, что у их детей есть будущее и что нужно сделать, чтобы это будущее наступило.