ТЕТРАДЬ ПРОЕКТ

Мир внутри: что такое аутизм и кто помогает с ним жить

Вместе с ними мы разобрались в теории аутистического расстройства, развенчали главные мифы и поговорили о том, что ребенок с аутизмом, в первую очередь, ребенок.

С кем мы говорили?

Галина Медведева
основатель детского коррекционного центра "Сам Самый"
Юлия Ильченко
директор некоммерческой организации "Новая инклюзия"

Что такое аутизм?

Аутизм – это расстройство коммуникации, и рассматривать его с точки зрения болезни скорее нельзя. Потому что в основе расстройства аутистического спектра лежит нарушение коммуникации, следовательно, вылечить отсутствие коммуникации невозможно. Принято говорить, что аутизм не лечится, а корректируется. Кроме того, у нас есть клинические рекомендации, в которых указано, что расстройство аутистического спектра корректируется с помощью поведенческих технологий – это прикладной анализ поведения – научно доказанная эффективная методика коррекции аутизма у детей. Чем раньше начинается коррекция аутизма – а он диагностируется уже с полутора лет, – тем больше вероятность того, что ребенок приблизится к развитию нормотипичных людей.
когда у ребенка есть какие-то стереотипии – это могут быть как повторяющиеся действия, так и стереотипии более сложные, когда дети ходят по одному маршруту, следуют распорядку, нуждаются в постоянстве среды, чтобы в комнате все лежало на одном месте

когда у ребенка наблюдается нарушение коммуникации, и зачастую в связи с изначальными трудностями общения, он не замотивирован – ему сложно как вступать в коммуникацию, так и поддерживать ее

когда у ребенка нарушение социального взаимодействия, нет понимания социальных правил, требований
В мире аутизм диагностируется примерно у 2% детского населения в зависимости от качества особенностей диагностики в каждой стране.

Юлия Ильченко

Когда ставят диагноз "аутизм"?

Есть ли у аутизма классификация?

Что такое ABA-практики? Как с их помощью помогают детям?

Мифы и заблуждения

С какого возраста аутизм становится заметен?

Чаще всего говорят, что заметно становится где-то с полутора лет. Но потом, когда общаешься с родителями и задаешь им какие-то уточняющие вопросы, оказывается, что и в младенчестве были какие-то трудности, просто на них не обращали внимания. Аутизм становится заметен, когда от ребенка начинают ожидать коммуникации и взаимодействия. До года, до полутора лет ребенок растет, ползает – и больше ничего от него не ждут. А когда уже хочется, чтобы ребенок играл, взаимодействовал, говорил – а этого нет – родители начинают бить тревогу.

Галина Медведева
А это самая большая проблема. То, что аутизм и умственную отсталость путают, или принимают аутизм за умственную отсталость – это распространенная практика по всей России, и у нас в Ставропольском крае в том числе. У нас есть клинические рекомендации, это настольный документ любого психиатра, которым он должен руководствоваться при установлении диагноза, при назначении поведенческих вмешательств. Этот документ выложен в общем доступе на сайте Министерства здравоохранения. Клиническими рекомендациями психиатр обязан пользоваться при установлении диагноза и при его коррекции.

Юлия Ильченко
Аббревиатура обозначает прикладной анализ поведения. В основе любого поведения лежат мотивационные стимулы – почему мы так делаем. Мы работаем для чего? Чтобы заработать деньги. Для чего мы зарабатываем деньги? Для того, чтобы создать себе такие условия, которые хотим. Есть то, что предшествует поведению, есть поведение и есть результат.

Что это значит? Например, у ребенка есть желание получить конфету, он кричит, мама это услышала и дала ему желаемое. Специалист прикладного анализа поведения выявляет эту цепочку и говорит, что для того, чтобы исключить поведение в конце, нужно изменить серединку. На уровне физических процессов. Если ребенок закричал, и мама дала ему конфету, он будет кричать всегда. А если он будет кричать, а мама не даст конфету, то зачем ему кричать?

Дети с аутизмом есть с сохранным и не сохранным интеллектом, вообще аутизм – это, зачастую, коморбидное состояние, он может сочетаться с умственной отсталостью, шизофренией, эпилепсией. И когда психиатры назначают лечение, они не лечат аутизм, они лечат сопутствующее заболевание. Отсутствие сна или агрессию. Есть такой протокол Хэнли, который дети проходят, и уходит агрессия и самоагрессия.

Юлия Ильченко
Агрессия - одно из сопутствующих аутизму форм нежелательного поведение. Оно действительно встречается у некоторых детей, но его помогают убрать специалисты:

Самое тяжелое – это когда ребенок проявляет нежелательное поведение – агрессию и самоагрессию. Агрессия направлена на других, самоагрессия – на себя. Дети могут себя кусать, царапать. И могу сказать на личном опыте и на опыте ресурсных классов, которые открыты в Ставрополе, что все это подлежит коррекции. Чем раньше начинается правильная поведенческая терапия, тем выше вероятность того, что ребенок пойдет не в коррекционный и не в ресурсный класс, а в обычный. Все зависит от того, какое количество проявлений и в какой степени тяжести.

Юлия Ильченко
Есть миф о том, что все дети с аутизмом гениальны. К сожалению, это не так. Вся загвоздка в том, что дети с аутизмом такие же дети, как и все остальные. И как только мы это поймем, у нас отпадут вопросы по поводу их особенности. Все дети отчасти гениальны, все дети имеют личностные особенности, которые им помогают или мешают учиться. В чем опасность этого мифа? В том, что, если у ребенка есть аутизм, от него могут быть очень высокие ожидания. Была однажды такая история, когда говорили «мы будет учить детей с аутизмом, только есть они потом будут работать в Microsoft». В Microsoft и в компании Apple была отдельная ставка для людей с аутизмом, поскольку у них проявляется гениальность, гиперкомпенсация. Но, к сожалению, это невозможно. Невозможно, во-первых, предсказать, как будет развиваться ребенок в дальнейшем, а во-вторых, невозможно целенаправленно вырастить из ребенка супергения, если это не заложено в нем природой.

Галина Медведева
Из-за того, что аутизм окружен сопутствующими заболеваниями, люди путают его с другими болезнями? Например, родители будут думать, что у ребенка просто умственная отсталость, но не аутизм.
Их несколько. Есть четыре группы аутизма по Никольской. Условно можно сказать, что первая группа – это самый выраженный аутизм, а четвертая – самый менее выраженный аутизм, делится Галина Медведева.
Третья группа – это дети, у которых много специфических интересов, они замкнуты и более привязаны к матери, более тревожны.
Вторая группа – это когда у детей менее выражены какие-то специфические интересы, но более выражено аутоподобное поведение – где привязанность к людям меньше, чем привязанность к предметам.
И первая группа – она достаточно сложная, мы максимум усилий прикладываем для того, чтобы ребенка сфокусировать не на его внутренних ощущениях, а на внешних.
Есть альтернативная система коммуникации, если ребенок не разговаривает. Ребенок почему может кричать? Потому что он не может объяснить, что у него что-то болит, что он хочет есть, пить, на улицу. У маленького ребенка родители по состоянию могут догадаться, что у него что-то не так, а это ребенок достаточно взрослый. Тогда вводится альтернативная система коммуникации – чаще всего это карточки ПЕКС. Для ребенка делают альбом, в нем карточки на липучках. Сначала вводят одну карточку, потом фраза, потом предложение. Сначала это действия – ребенок приносит маме карточку «пить», «болит». А потом уже «я хочу пойти в магазин» – то есть выстраивает предложения, даже не умея читать и писать. Таким образом у ребенка убирается и нежелательное поведение, потому что он может просто объяснить. Зачем кричать, если можно принести и показать. Чаще всего после введения альтернативных систем коммуникации у ребенка появляется речь, потому что он коммуницирует со взрослым. И тогда карточки убирают и развивают речь.
Вербальный ребенок
Невербальный ребенок
Это ребенок, который может общаться. Вербальный ребенок откликается, отвечает на вопросы, можно привлечь его внимание.
Есть дети с полевым поведением, почему «полевым»? Потому что он как будто вышел в поле, ничего вокруг нет и он: «а-а-а». Невербальный ребенок не может общаться, никак коммуницировать. Невербальный ребенок находится в полной прострации – не отвечает на вопросы, как в скорлупке своей находится – внутри скорлупки его мир, а все что вне – его не касается. Прикладной анализ поведения работает со всеми детьми абсолютно, даже с нормотипичными.
В четвертой группе находятся дети, у которых, преимущественно, нарушение социального взаимодействия, а когнитивные стороны затронуты меньше. Эти ребята довольно хорошо адаптируются к социуму.
Дети с аутизмом агрессивны
«Мы будет учить детей с аутизмом, только если они потом будут работать в Microsoft»
Кадр из сериала "Хороший Доктор"
Кадр из сериала "Детство Шелдона"

Где мне учиться и как жить?

Мой сын Ваня ходит только по определенному пути. Даже если мы едем в школу и мне нужно заехать на заправку, он говорит: «Ты не по тому маршруту едешь, давай поедем в школу». Если он заболел и два дня не ходит на уроки, он начинает говорить: «Давай пойдем в школу». И не потому что ему туда хочется, а потому что это его зацикленность. У него пищевая избирательность: он не ест каши, супы, молоко, йогурт, бутерброды. Ест овощи и мясо – и это уже хорошо, потому что некоторые дети, например, едят только оладьи. 24 часа в сутки, 365 дней в году.
Как быть с такими детьми?

Прикладной анализ поведения работает на расширение пищевого рациона. Там тоже своя особая методика. Ни в коем случае детей не пихают, а методично в течение нескольких месяцев вводят какой-то определенный продукт. Сначала ребенок смотрит на него, потом трогает пальчиком, потом двумя пальчиками, потом ему дают подержать, потом дают понюхать, коснуться губами, дают лизнуть — в общем, это достаточно долгий процесс, с этим тоже работают.

История Галины Медведевой

История Юлии Ильченко

Руководители НКО в 99% случаев приходят к этой деятельности на основе личных историй
Дети в общеобразовательном классе очень любят, когда к ним приходят наши ребята
Хотя мой Ваня ходил в детский сад, зачастую такие дети в него не ходят, потому что им нужно постоянное сопровождение, а ребёнок идёт туда, куда хочет, а ещё это проблемы с пищевым поведением и туалетным тренингом. Когда ребёнок с аутизмом приходит в школу, его не сажают за парту и не начинают учить буквам, зачастую это долгий процесс. Сначала ребёнка учат сидеть за партой, поднимать руку, тьюторы обучают туалетным навыкам. Таким образом, я создала некоммерческую организацию и открыла её. Затем организация подала заявку в московскую ассоциацию «Аутизм Регионы». Сейчас 88 организаций из 30 регионов России являются ее членами. Эта организация занимается проблемами аутизма в России: пропагандирует научно обоснованные методики, сопровождает семьи.
На тот момент в Ставропольском крае не было ни одного подобного класса, в котором занимались бы такие дети. И специалист, который занимался с моим ребёнком, сказал, что существуют такие ресурсные классы, в которых могут обучаться до 8 детей. Если по заключению ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) ребёнку назначен тьютор, то у каждого ребёнка свой тьютор.
В 2019 году моему ребёнку пришло время идти в школу. На тот момент я жила в городе Ипатово, мы два года ездили к специалисту по прикладному анализу поведения. И я понимала, что это маленький город, и единственное, что предложат моему ребёнку, — это домашнее обучение. Знаете, это как отправить ребёнка с температурой в баню. У ребёнка нарушена коммуникация, и его лишают коммуникации. Что делать?
Как появилась "Новая инклюзия"?
У нас в Ставрополе есть три ресурсных класса, в которых обучаются 22 ребёнка. Мы сопровождаем эти классы и родителей, поддерживаем их. Это не значит, что мы привели ребёнка в ресурсный класс, научили его и всё. Всегда возникают какие-то вопросы по поведению детей.

Еще есть проект «Ресурсная территория» — помощь семьям, воспитывающим детей с РАС. Это проект, поддержанный Фондом президентских грантов, он стартовал 1 марта, в нем участвуют 16 семей. Проект предполагает комплекс индивидуальных занятий для детей, консультации для родителей, группы психологической поддержки. Не все родители принимают диагноз своего ребенка, они часто находятся в депрессии, в стрессовой ситуации, и им тоже нужна помощь. Вот на что направлен этот проект. Еще у нас есть проект, который реализует ассоциация «Аутизм Регионы», и мы в нем участвуем. Он начался в этом году и направлен на помощь семьям, воспитывающим детей с аутизмом и тяжелыми нарушениями. Это довольно грустная история, когда семьи элементарно не могут выйти в магазин — ребенок агрессивен. И вот мы реализуем этот проект — как вывести семью из этой кризисной ситуации. В проекте участвуют 4 региона, 6 детей — один в Ставрополе, один в Липецке, двое в Новосибирске и двое в Краснодаре.

Мы будем рады любой поддержке, в том числе пожертвованиям. Потому что наша организация не оказывает никаких коммерческих услуг.
Они не перенимают обычные вещи — как постирать, как помыть посуду, как сходить в магазин. Всему этому человека с аутизмом нужно научить. И поведенческие аналитики составляют инструкции и учат молодых людей самостоятельно жить в квартире. Мастерские полезной занятости — это то же самое. Это работа, которую может выполнять человек с аутизмом. Это может быть мыловарение, типографские услуги — когда эти же молодые люди печатают карточки ПЕКС для своих младших братьев и сестёр, это швейные мастерские, изготовление свечей.

Почему мы открыли ресурсный класс? Потому что нужна была личная заинтересованность. Как бы странно это ни звучало, но директора и руководители НКО в 99% случаев приходят к этой деятельности на основе личных историй.
После школы человека с аутизмом должны сопровождать мастерские полезной занятости, тренировочные квартиры. К сожалению, у нас в крае таких нет, потому что страдает и коррекция, а когда молодые люди заканчивают школу, им нужно куда-то идти. И в планах нашей организации создание таких мастерских и квартир — всего, что понадобится парню или девушке после окончания школы. Подросткам с аутизмом сложно даже приготовить чай, мы возвращаемся к визуальному расписанию — ребёнку нужна инструкция, его нужно научить самостоятельно жить в квартире. Сначала это социальная. работник или тьютор, который находится в квартире и показывает все ребенку.
Как ребенку с аутизмом адаптироваться ко взрослой жизни?
Например, Ваня, в отличие от обычных детей, достаточно легко сдаёт кровь. УЗИ — проблема, потому что он не знает, что это такое, а кровь — знает. Самое главное — нужно мотивировать ребёнка, в основе прикладного анализа поведения лежит мотивация. Ребёнок делает что-то ради чего-то. Ваня любит KFC. Когда мы идём сдавать кровь, я распечатываю карточку и даю ему в руки. И говорю: «Сейчас мы сдадим кровь и пойдём в KFC». Всё, он привык, что это не так страшно, и после этого он получит поощрение. В европейских странах прикладной анализ поведения является обязательной дисциплиной при обучении руководителей и менеджеров — как мотивировать своих специалистов для эффективной работы. Он работает не только с детьми с аутизмом, но и с обычными нормотипичными людьми.
Мы любим путешествовать, Ваня очень любит. Если бы была возможность, мы бы, наверное, вообще не сидели дома. Ему очень нравится ездить в горы, кататься на канатной дороге, ездить на море или туда, где есть бассейн. У нас есть традиция: у Вани день рождения весной, и он всегда выпадает на каникулы. И каждый год мы везём его в Сочи на поезде. И для него это такое путешествие!
С ним мама и папа, мы куда-то едем, заселяемся в номер, уделяем ему максимум внимания, он доволен, расслаблен, гуляет, ест то, что ему хочется. Зачастую детей с аутизмом это пугает, но его новые места не пугают. Если мы едем в новый отель, в новое место, я обязательно показываю ему на сайте, куда мы едем, и он уже представляет себе это.

Просто человека с аутизмом нужно подготовить ко всему. И к хорошим, и к плохим ситуациям.
Как ваша семья проводит время вместе?
Центр открылся в июне 2024 года. Я очень давно работаю с детьми с особенностями развития, и последние десять лет я работала в школах. Я работала в ресурсном классе и сейчас являюсь его куратором. Я считаю, что это единственная форма обучения, которая позволяет детям с аутизмом в принципе учиться, потому что из-за нарушений поведения им тяжело не только в общеобразовательных школах, но и в коррекционных. Потому что оттуда дети часто уходят на индивидуальное обучение на дому, в четырёх стенах — и это не столько обучение, сколько регресс. К сожалению, в городе не так много ресурсных классов, и их количеством невозможно охватить всех детей с аутизмом на данный момент.

И у детей бывает очень тяжёлое нарушение поведения, которое формировалось много лет, и уже в 3-4-м классе говорить о создании ресурсного класса для одного ребёнка очень сложно. Поэтому необходима индивидуальная работа и вне дома. В моей практике есть несколько случаев, и, к сожалению, это распространённая ловушка, когда мама, не найдя специалистов для специфического ребёнка, занимается с ним дома, много занимается, и у ребёнка есть динамика, но он разучивается контактировать с другими людьми. Когда ребёнок приходит к специалисту, он не демонстрирует никаких навыков, потому что для него заниматься — значит заниматься с мамой. Важно, чтобы было место, где дети могли бы получать положительный опыт и полезные навыки, которые пригодятся и в школе, и в жизни.
Дети каких возрастов занимаются в вашем центре?
Очень разных. От малышей двухгодовалых до подростков четырнадцати лет, и старше если придут – будет хорошо. Потому что хороший специалист всегда найдет, чем заняться с ребенком. И я всегда родителям говорю – если вам кажется, что с ребенком что-то не так, то вам не кажется. И одновременно с тем, чтобы пойти к врачу, родитель может пойти к педагогу и начать заниматься с самого раннего возраста. У меня был опыт, когда я проходила практику в доме малютки коррекционном, и мы делали занятия для детей трех месяцев. То есть когда ребенок рождается, и внешне сразу видны сложности, и как только установится биологическая стабильность, говорят, это 40 дней, и мама будет готова, можно начинать. И со взрослыми ребятами есть чем заниматься.
Как пришла идея создания центра "Сам Самый"?
И в итоге мы в сообществе пришли к выводу, что самой главной целью должно быть улучшение качества жизни семьи. Каждый раз мы обсуждаем с родителями, что для них важно. Мы диагностируем ребенка, показываем, что мы увидели, показываем взаимосвязь между навыками, но, в первую очередь, мы должны понимать, что важно для родителей. Конечно, отдельная работа проводится и с родителями, когда мы объясняем им, что вот этот навык действительно важен и поможет. Потому часто родители приходят в первую очередь за речью – им кажется, что если ребенок заговорит, то он их поймет. Они скажут идти в туалет, и он пойдет – но, к сожалению, это так не работает. Если ребенок заговорит, это не значит, что он автоматически научится все делать. Поэтому часто приходится объяснять, что перед тем, как мы будет запускать речь, нужно научить ребенка ходить в туалет, есть ложкой – что эти навыки на данном этапе гораздо важнее, чем если он будет читать стихи.
Когда я еще училась в институте, нам говорили, что цель всей нашей работы – социализация ребенка. Но прошло время и оказалось, что социализация понимается по-разному, не только специалистами, но и родителями. И не всем такая социализация, которую мы хотим, нужна. Иногда бывает такое, что мы хотим, чтобы ребенок ходил на мероприятия, на праздники, а семья ведет достаточно замкнутый образ жизни, и им это не надо. И тогда все наши усилия зря, а время уходит.

Через какое-то время стало популярным главной целью делать формирование так называемых жизненных компетенций – бытовые и социальные навыки: приготовить бутерброд, протереть пыль. Но прошло время, и мир специалистов понял, что это тоже не всегда будет поддерживаться. Мы научим ребенка в школе мыть полы, а дома его не подпустят никогда к швабре, потому что дома, например, есть человек, который приходит и убирает. Тогда для чего опять все наши усилия?
С чего вы начинаете работу с ребенком?
Это все индивидуально. Но чем хорош прикладной анализ поведения – тем, что ставятся конкретные и очень полезные шаги. Маленькие. У нас есть специальные бланки с конкретными крошечными целями: «будет использовать две карточки ПЕКС», «будет реагировать на голос говорящего минимум 5 раз за 45 минут», «имитирует моторные движения, звуки "а" и "о"». И здесь мы не говорим о привязке к возрасту, потому что это может быть как полуторагодовалый ребенок, так и одиннадцатилетний – в зависимости от уровня его развития. Это маленькие ступеньки, по которым мы поднимаемся к тому максимально возможному уровню развития. Обязательно всегда работа начинается с того, что мы убираем преграды – опасное поведение.
Как менялись цели сообщества специалистов
Кто такой тьютор?
Во-вторых, это социализация, это всегда должно быть для ребенка приятно. У нас в 50-й школе, где я являюсь куратором, дети очень любят ходить на уроки в регулярные классы – для них это интересно, это взаимодействие, коммуникация. Более того, я вам скажу, дети в общеобразовательном классе очень любят, когда к ним приходят наши ребята. И у нас есть обратная инклюзия – когда дети из регулярных классов приходят в ресурсную зону и играют. Это здорово. Во-первых, у нас очень хорошее оснащение, во-вторых, у нас много взрослых, которые игры организуют.
То есть, есть ресурсная зона и есть регулярные классы, за которыми они закреплены. И если мы говорим о ребятах с более выраженными нарушениями, то для них присутствие в обычных классах будет носить более социально-коммуникативный характер – уроки технологии, рисования, музыки – те уроки, на которых ребята будут максимально социально успешны. Мы не поведем ребенка на математику, если он считает в пределах пяти, а там дети решают уравнения. И у нас даже есть опыт, когда перед тем, как ребенка привести в класс, тьютор проходит с ним тему, которая будет в классе, чтобы ребенок был социально успешен. То есть здесь об академических знаниях речь не идет, здесь речь о создании имиджа, и это очень важно – для того, чтобы перестали обзываться, скажем так.
Ресурсная зона
Общеобразовательная зона
На самом деле, тьютор – это человек, который сопровождает ребенка с аутизмом по его жизни. И если мы говорим о тьюторстве в школе, к которому я имею большее отношение, то это очень большой спектр взаимодействия. Все зависит от ребенка. Это сопровождение на занятиях или индивидуальных уроках. Но здесь еще нужно понимать разницу между тьюторством в ресурсных классах и общеобразовательных классах. В общеобразовательных классах система построена так, что тьютор сидит с ребенком на уроках, после уроков они изучают тот материал, который был на уроке, то есть догоняют то, чего ребенок недопонял. И если с ребятами без особенностей поведения это работает хорошо, то с ребятами с аутизмом это зачастую не работает. Потому что в момент, когда они приходят на урок в общий класс и видят, что задание им не понятно, это вызывает нежелательное поведение в зависимости от репертуара ребенка – кто-то отказывается что-то делать, кто-то встает и уходит, кто-то переворачивает парту. И для того, чтобы этого не происходило, тьюторы в ресурсных классах сначала обучают ребенка тем навыкам, которые ему необходимы, и тогда он уже идет в общий класс.
Знаете, есть такой мем с кадром из «Короля льва» – сидят Муфаса и Симба, вдалеке восходит солнце, и подпись: ВСЕ, ЧЕГО КАСАЮТСЯ ЛУЧИ СОЛНЦА - ЭТО ТВОИ ТЬЮТОРСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ
12
38
50
Ресурсные классы, которые идут по модели прикладного анализа поведения, у нас есть в 50-й, 12-й и 38-й школе. Есть у нас еще так называемый ресурсный класс в 35-й школе, но они оформлены как коррекционный класс, если я не ошибаюсь, и у них нет поддержки поведенческих специалистов. И есть еще класс в Михайловске, который идет по модели классической дефектологии, но из-за этого у них своих ограничения. В ресурсном классе могут заниматься все дети, вне зависимости от сложности нарушений, в том числе у нас два ребенка на альтернативной коммуникации, то есть не говорящие. В Михайловске одно из требований – ребенок должен говорить, потому что им сложно без прикладного анализа поведения адаптировать программу так, чтобы и говорящие и не говорящие дети могли вместе принимать участие в группе.
Где в Ставрополе есть ресурсные классы?
Что должно быть сделано в городе для детей с аутизмом?
Наверное, в первую очередь хотелось бы, чтобы была политика принятия – какие-то социальные мероприятия, модели взаимодействия, которые могли бы быть полезны как для общества, так и для наших ребят. Мы с Ольгой Евгеньевной мечтали о том, что второго апреля, в день распространения информации об аутизме, мы с ребятами выйдем с кофе-машиной, и они будут на каком-то мероприятии угощать кофе, для того, чтобы мы были полезны друг другу – и общество ребенку, и ребенок обществу.

Таких идей масса, и было бы здорово, если бы они реализовывались. Например, мастерские – детей с двенадцати лет можно привлекать к труду, который может быть полезен для общества. Даже если кажется, что это какое-то баловство – если мы научим ребенка каким-то элементарным кулинарным вещам, и он уставшей маме дома сделает бутерброд, то это будет круто. Эти вещи очень важны, потому что направлены на полезную занятость детей с аутизмом.

Ну и, конечно, хотелось бы больше просвещения. Потому что, когда я работала только в ресурсном классе, меня окружали родители, которые понимают, которые знают об особенностях своих детей, готовые работать. У нас есть целая программа на летний лагерь, когда мы ходим в парки, кафе, зоопарки, батутные парки – мы где только не были, наверное, весь город нас повстречал. Но, к сожалению, не все родители готовы так в это вкладываться, потому что не все понимают и знают. Для того, чтобы родители понимали и знали, нужно, чтобы это понимали и знали специалисты. Сейчас мы как будто бы работаем на то, чтобы общество принимало детей, и это очень хорошо, но еще и родители должны понимать, что у их детей есть будущее и что нужно сделать, чтобы это будущее наступило.

Мам, пап, я особенный ребенок

Нужно ли пытаться увидеть мир глазами детей с аутизмом?

Мы можем много фантазировать, но на самом деле дети с аутизмом – такие же дети, как и остальные. Это все равно что сказать «как видит мир соседка Маша». Очень сложно залезть в голову и увидеть чужими глазами мир, даже глазами своей мамы или партнера. Нам иногда сложно понять, почему они так себя ведут, а что уж говорить о людях, которые дальше от нас. Поэтому это одна из таких ловушек, когда мы пытаемся увидеть мир глазами детей с аутизмом, вместо того, чтобы с ними взаимодействовать на том уровне, который ребенку доступен. Потому что иногда из этого «видения мира» получаются какие-то страшилки, иногда романтизация диагноза – и это не идет на пользу детям с аутизмом.

Почему люди боятся, почему не принимают? Потому что они боятся с детьми с аутизмом взаимодействовать, когда ты боишься – ты не хочешь взаимодействовать. А боятся, потому что не знают – как. У нас раньше в стране был фонд «Выход», сейчас они закрылись, но сайт остался. И у них на сайте есть очень много рекомендаций – например, что делать, если к вам в гости придет ребенок с аутизмом. И если бы каждый из нас знал, что делать, мы бы не боялись приглашать детей с аутизмом к себе в гости. Это не зависит от того, как ребенок видит мир – фокус не на ребенке. Когда ты фокусируешься на себе, что я могу сделать – тогда это легче и понятнее.

Галина Медведева
Аутизм только в 40% случаев не ассоциирован с интеллектуальными нарушениями.

Галина Медведева
Есть такой распространенный тест, называется он M-CHAT. Если у родителей есть вопросы или подозрения, можно пройти тест. Он не ставит диагноз, а дает рекомендации, например, по результатам опроса рекомендуется посетить психиатра для подтверждения или опровержения наличия диагноза. Последним звеном в цепи должен быть психиатр, который порекомендует, в зависимости от состояния ребенка, либо коррекцию, либо лечение. Родители думают, что если у ребенка аутизм, то мы найдем ему таблеточку, часто это ноотропы, и ребенок заговорит. Но коммуникация таблетками не лечится. Коммуницировать человека может научить только человек – специалист прикладного анализа поведения. И психиатр в первую очередь должен порекомендовать поведенческую терапию. Другое дело, что у нас в детских садах и школах этих специалистов практически нет.

Юлия Ильченко
Это разные принципы. Принципы наглядности и визуального расписания, принцип «сначала-потом», когда ребенок просит конфету, а вы ему говорите, что сначала нужно сделать домашнее задание. У нас есть такие специальные ламинированные карточки, на которых написано «сначала» и «потом». Детей пугает неопределенность. Ты ему визуально показываешь – сначала выполняешь домашнее задание, потом я тебе даю конфету. Или сначала мы идем к доктору, потом идем в KFC. На своем уровне ребенок не понимает, не запоминает эту цепочку.

У нас даже в классах висят такие большие календари, дети приходят и им рассказывают, что сегодня вот этот день, выстраивается расписание на день, указывается время. И ребенок себя вполне комфортно чувствует. Сначала календарь, потом приветственный круг, потом завтрак, потом индивидуальные занятия. Карточки выкладываются в два ряда, внизу отмечается то, что сделано, сверху то, что за этим следует. Ребенок понимает, что в его жизни не произойдет непредвиденных моментов и это не будет его тревожить.

Юлия Ильченко
Я бы посоветовала родителям не ждать, обращаться к квалифицированным специалистам, доверять экспертным организациям, не опускать руки и быть счастливыми. Потому что быть счастливыми, воспитывая ребенка с аутизмом, возможно.

Юлия Ильченко
Это ведь будет полезно и для того, чтобы отстоять себя в коллективе, вдруг ребенка попытаются задеть?
Социум – это такая вещь непредсказуемая, и в нем всегда есть те, кто исключает людей по какому-то признаку. Не обязательно тебя обидят, потому что у тебя аутизм, тебя могут обидеть, потому что кучерявый, другого телосложения, потому что ты рыжий, потому что говоришь с акцентом. Беда не в нарушении, а в том, что у некоторых детей есть потребность исключать других. И, конечно, тут будет хорошо научит ребенка реагировать на это. Знаете, можно подключить прикладной анализ поведения фокусом не на ребенка, а на социум – когда ты не подкрепляешь поведение, оно дальше не проявляется. Зависит от того, что хулиганы хотят. Чтобы ты злился – игнорируй, чтобы ты ушел в угол – не уходи. Если вдруг такая ситуация возникает, и родитель сам не может разобраться, как ему поступить, то если специалисты, к которым можно обратиться – они могут посмотреть со стороны или иметь разнообразный опыт в этом. Можно нужно, не страшно и очень полезно обращаться к специалистам в том моменте, когда ты не понимаешь, что делать. Материнство и воспитание – это не то, что приходит с молоком.
Как говорить с ребенком о расстройстве и нужно ли это делать?
Все очень индивидуально. Если мы не наблюдаем тревожности, и ребенку комфортно, то, наверное, говорить не стоит. Если у ребенка возникают вопросы и его это тревожит, то важно проговорить ему, что это особенность, и ты не один такой, есть другие люди с такой особенностью. Приходит период, рано или поздно, например, ребенку нужно проходить ПМПК – комиссию – и для этого нужно сходить к психиатру. И ребенок, который умеет читать и писать, который осознает себя в этой реальности, должен идти в психиатрическую больницу, у ребенка возникают логичные вопросы. Он говорит: «Мам, я нормальный, почему ты меня сюда привела? Со мной что-то не так?». Этого не спрячешь. Ребенку нужно давать образец реакции – да, у меня есть особенности, для их преодоления я делаю это и это.
Любому ребенку с нарушениями интеллекта сложно объяснить абстрактные вещи. Если мы говорим об отсутствии интеллектуальных нарушений. То здесь можно предположить, например, сферу специфических интересов. Если это не входит в сферу интересов ребенка, то ему не будет это понятно, потому что оно не интересно. Тут еще такой момент – насколько ребенку полезно такие вещи понимать? Дети с аутизмом в силу своей природы биологической, в силу особенностей восприятия визуального, тактильного, кинестетического, они в какой-то момент начинают понимать, что они другие, что мир другой, и это порождает тревожность. Очень часто тревожность - это постоянный спутник таких детей.
Сложно обычному подростку объяснить его изменения, а ребенок с аутизмом постоянно ощущает, что он другой. Если у Маши нет аутизма, а у Кати есть, и Маша может спокойно находится в комнате, а Катя не может вынести уровень шума – у нее гиперчувствительность слуховая. И при этом Катя спрашивает: «Почему Маша может, а я не могу?». И вот это накапливается как снежный ком, тревожность увеличивается, мы, как социум, говорим: «В смысле ты не можешь? Маша может, ты почему не сидишь спокойно?». Это перманентная тревожность, и когда мы рассказываем этим детям о тревожных вещах, может получиться гиперфокус. Если мы возьмем Грету Тумберг, у которой предполагают аутизм, – это как раз такая иллюстрация фиксации на тревожных вещах. Это не значит, что мы не должны об этом говорить, но мы всегда должны формировать на своем примере, как справиться с этой тревожностью.
Дети с аутизмом не знают о таких вещах, как, например, войны?
Что можно сделать вместо того, чтобы представлять мир их глазами? Можно попробовать узнать, что делать.
Даете ли вы родителям советы по воспитанию детей с аутизмом?


А частные центры – это недешевое удовольствие. Где-то от 1200 рублей за 40-45 минут. И это должен быть классифицированный специалист, у нас есть реестры, в которых эти специалисты должны значится. И еще самое главное, что прикладной анализ поведения – это не просто занятия, это образ жизни для всей семьи. Принципы, на которых строятся коррекционные занятия, должны соблюдаться и дома. Самые простые примеры – отсутствие переменного подкрепления. Когда в школе не разрешается какое-то действие, а дома этому не уделяют внимания – «тебе там вчера не дали шоколадку, ну ладно, мы тебе сейчас дадим». И ребенок начинает манипулировать, он думает «там шоколадку не дают, тут дают… Дай-ка я все-таки покричу». Нет регулярности, подкрепление нежелательного поведения, когда мы говорим «ой, бедненький, что ты, не кричи». А он думает, что раз он привлекает к себе внимание, значит это работает.
Нажмите на черные каракули, чтобы отогнать их
Есть ли что-то, что в быту необходимо родителям детей с аутизмом?
И мама, которая думала, что ребенок пойдет в детский сад, потом в школу, потом окончит школу, в каком находится состоянии? Конечно, в плачевном. Не все принимают это, срываются. Ребенок без терапии кричит, не ест. И чем дольше семья находится с таким ребенком и не наступает коррекция, тем хуже состояние семьи. Мама потом не может выйти на работу, она постоянно с ребенком. Вот, например, мой Ваня постоянно повторяет фразы из Лунтика. Сложно находится с таким ребенком? Сложно. Это не нормотипичный ребенок, с которым ты можешь поговорить на отвлеченную тему, и он может не ответить тебе на какие-то вопросы. Это стрессовая ситуация, которая приводит всю семью к депрессивному состоянию. Самое главное – создать в семье такое пространство, в котором ребенку будет комфортно. И только в комфорте можно наладить контакт со своим ребенком на основе прикладного анализа поведения.
Самое главное для детей с аутизмом – это обеспечить дома среду, в которой им будет комфортно и доверительно. На самом деле это очень непростая ситуация, потому что родители зачастую не принимают болезни ребенка. Когда родители обращаются к не совсем компетентным специалистам, психиатрам в том числе, пытаются лечить таблетками, ездить к дельфинам, делать Томатис (терапия звуком для развития речи) – методики, которые не обладают научно доказанной эффективностью, но родители пытаются что-то делать, хватают по чуть-чуть тут и тут, тратят на это деньги, ресурсы, и у них не получается.
Ваши рекомендации для родителей детей с аутизмом
Какие дети из вашей практики вам запомнились?
Они на самом деле все классные. Я помню всех детей, который были у меня в практике. И когда ты занимаешься с детьми через установление доверительных отношений – это не только полезно ребенку, но и дает эмоциональный заряд. Конечно, запоминаются те, кто приходят первыми. И сейчас дети, которых я когда-то брала в школу, уже перешли в 9 класс. Это очень интересные подростки. Они уже такие взрослые и стремящиеся к самостоятельности, и это так классно, когда ты видишь, как пупсик, который еле шел на коммуникацию, вырастает в человека, который говорит «я сам». В человека, у которого есть свои интересы и увлечения. Формируется личность.

Галина Медведева
Прежде чем ребенок выходит в первый раз в регулярный класс, с учениками проводится специальная работа. Приходит тьютор и говорит, что это будет такой ребенок, зовут его так, у него вот такие особенности, он любит вот это. У нас был однажды случай, когда мы первоклашку выводили на уроки, в класс пришел тьютор и рассказывал, какая новая девочка придет завтра к ним на урок. И вдруг на задней парте девочка начинает плакать. Мы как взрослые сразу: «Что случилось?». А она говорит: «Меня завтра не будет на уроке, а я так хочу познакомится с ней!». Дети, особенно малыши, обычно заряженные такие, им это интересно. Но, конечно, бывают всякие ситуации, и на сколько здесь ребенок может себя защитить… Опять же, это можно сказать про любого ребенка.
Автор: Александра Енина
ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен