АТВ Ставрополь
https://atvmedia.ru/materials/v-chem-smysl-stavropolya
В чем смысл Ставрополя?
2019-11-05 15:34:49
2019-11-05 15:34:49

В чем смысл Ставрополя?

В чем смысл Ставрополя, как бороться с повседневным уродством и сделать город лучше? Обо всем этом рассказал Владимир Бойков из Центра прикладной урбанистики. Говорить о городе и не видеть его - это неправильно, поэтому мы прошлись по Ставрополю и прочувствовали, чем он дышит.
ЧТО ТАКОЕ УРБАНИСТИКА?
Урбанистика – это наука о городах, которая объединяет как архитектуру, градостроительство, так и социологию, психологию и многие другие аспекты. Это систематизация городского пространства. Урбанисты копаются в смыслах. Хотя архитекторы раньше тоже шли от смыслов к вымыслам, постройкам. Но сейчас урбанистика больше пластов в себе объединяет. По сути, все могут заниматься урбанистикой, потому что живут в городе.
В свою очередь, прикладная урбанистика – это когда наука применяется на практике. Когда мы действительно выходим и начинаем что-то делать. Урбанистика вместе с прикладной ее частью образует технологию. Когда кто-то проводит интересные акции, центр прикладной урбанистики видит эту технологию, формирует из нее шаблон и адаптирует к другим городам – понятное дело, с применением локальной идентичности.

Центр прикладной урбанистики – это инициатива неформальных городских сообществ от Святослава Мурунова. Он организовал это движение и ребята, которым интересна урбанистика, к этому движению присоединяются.

Получается, что со временем в центре прикладной урбанистики скапливаются технологии, образуются связи между теми, кто делает урбанистику, администрацией и бизнесом. И все вместе пытаются повлиять на ситуацию.

В Ставрополе основное направление центра прикладной урбанистики – это стрит-арт. Наше сообщество изначально сформировалось из художников, которые хотели рисовать. И мы подумали о том, что преобразовывать городское пространство через стрит-арт намного проще. Например, когда мы провели фестиваль стрит-арта в Невинномысске, мы расписали несколько площадок и в итоге пространство вокруг них благоустроили. Стрит-арт – это способ легко зайти и рассказать, что такое урбанистика, быстро показать. Все остальное требует больших согласований, большего количества людей. Мы этим тоже начинаем заниматься. Сейчас мы задумали организовать несколько общественных пространств, развиваем образовательную деятельность: устраиваем школу прикладной урбанистики, читаем открытые лекции.
Центр прикладной урбанистики – это больше, чем городское планирование. Это во многом создание тематических сообществ. Сейчас в нашем центре собралось несколько сообществ. В самом большом из них около 40 человек, в самых немногочисленных - не больше пяти постоянных участников.

Основа урбанистики – это заинтересованные люди. Например, в городе есть сообщество паркурщиков, они придумали и проводят всероссийский фестиваль «КАРДО». Есть сообщество, есть запрос – и на него есть ответ. А урбанисты в целом пытаются сформировать в принципе у горожан запрос на город. Чтобы был запрос на город, в котором они хотят жить. Не чтобы горожане видели, как город меняется без их участия, а чтобы понимали, какой им нужен город, могли это донести и реально увидеть в итоге. Это идеальный план.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Вот одна из площадок в исторической части города, которую мы хотим преобразить. Здесь снесли старый дом, а строить ничего не стали - землю забрал город. Сейчас мы хотим сделать на этом месте европейский дворик, с ландшафтным дизайном. И мы уже собираем команду единомышленников и волонтеров, которые хотят нам помочь.

О ВАРИАНТАХ ПРОСТРАНСТВА
Иногда мы предлагаем для обсуждения проекты обустройства общественных пространств – например, смотровой площадки возле памятника Солдату. Архитектор в нашем сообществе предложил проект, который он когда-то в вузе защищал. Мы выступили с ним на форуме предпринимателей, затем - в градостроительном комитете. Проект обсудили, очень сильно его разругали, сказали, но все же отправили на доработку.

Урбанистика – это поиск смыслов
Вполне возможно, это произошло из-за того, что уже был проект стеклянного моста возле памятника. Но наш проект мосту не противоречит, потому что мы занимаемся другим пространством. В центре города есть огромная запущенная площадка, которую можно было бы заполнить. Тогда она напоминала бы крепость.
Урбанистика – это поиск смыслов. Смысл этой горки – косогор. Это было своеобразное укрепление. Может быть, это не тот самый косогор крепости, но выглядит это именно так. Можно обыграть этот земляной вал, показать, что здесь была крепость. Я не говорю, что наш проект идеален, это скорее концепт, но с ним можно работать. Наша работа - предлагать идеи.
ГОРОД МАЛЕНЬКИХ ТРОПИНОК

К сожалению, наша старая архитектура исчезает. Хотя она могла бы стать туристической достопримечательностью. Мы даже не заходим вглубь улиц, не замечаем этого всего. Например, стоит стена, за которой ничего нет – зданием уже давно снесли, оставив фасад. А ведь это могло бы стать классным заведением со ставнями, общественным местом. Говорят, что у нас нет в Ставрополе символов – но если пройтись по исторической части города, можно везде найти круги - вот такая у города особенность.

Очень интересны дворики старого города – по ним можно гулять часами. Знаете, раньше они все были соединены друг с другом.

Это был совершенно другой город – город маленьких тропинок. Люди друг к другу ходили в гости по маленьким тропинкам, которые соединяли все дворы. Большие дороги существовали только для лошадей. Сейчас же горожане ходят по улицам квадратами - теми же путями, что и автомобили.

Если забрести в старые дворики Ставрополя, можно включить воображение: можно дорисовать брусчатку, подкрасить дома, провода спрятать – и пространство готово. Представляем себе старую Европу, гуляем по маленьким улочкам, фотографируемся на каждом углу.
О СМЫСЛЕ СТАВРОПОЛЯ
Вернемся к разговору о смыслах. Ставрополь вообще был создан как оборонительная крепость. Потом у нас появился новый классный смысл – врата Кавказа, через наши Тифлисские ворота ехали на Северный Кавказ, в Тбилиси. Это подарило мощные экономически потоки, дало городу развитие. У нас своевременно развивалась архитектура, модерн – все это подарило нам аптеку Байгера и многие интересные здания.

А сейчас смысл опять-таки уже утерян. Мы говорим, что Ставрополь в тупике. На самом деле, в тупике скорее наше сознание, потому что мы не знаем – а что с городом, собственно, дальше-то делать?
Мы бы хотели город просто открыть, показать горожанам, чтобы они его увидели

В начале ХХ века чиновники решили «отрубить» все торговые пути, все железные дороги на подступах к Ставрополю. Может быть, им не хотелось прямого контроля из Москвы - кто знает. Если бы дорога была, Ставрополь был бы, наверное, городом намного больше и влиятельней. Может, и к лучшему, что так не произошло, потому что таким образом город лучше сохранился с точки зрения архитектуры.
У нас сохранилась своя особенность, но при этом мы утратили в экономике. Нужно понимать, что экономика может как созидать, так и разрушать. Так или иначе, с точки зрения урбанистики исторический смысл Ставрополя утрачен. Но сейчас его можно всячески привносить, заново открывать, и он будет понятен как символ.
КРЕПОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Еще один проект - благоустройство площадки возле крепостной стены. Это самый центр Ставрополя. Мы хотели здесь продолжить смысл города. Видите, здесь есть парапет маленький. Возле него можно построить две башни маленькие, а сам парапет заложить деревянными досками – сделать лавочкой.

Вокруг сразу же образуется общественное пространство. Понятное дело, что это не крепостная стена, но это символ, который можно доиграть визуально. Может быть, добавить подсветку. Можно и по-другому эту крепость расположить, отталкиваясь от того, что уже есть. Эта стена уже сама по себе напоминает крепостную стену. Если бы мы шли и увидели, что ее стилизовали, поставили башню, нас бы ничего не удивило. Мы бы сказали – ну да, это же крепостная стена, значит, здесь должна быть крепость.
ОТ ПОЛА ДО ПОТОЛКА
Недавно в центре города обустроили историческую зону во главе с фундаментом здания интендантства - одного из первых сооружений в городе. Эту площадку, кстати, классно сделали. Мне кажется, что пока это лучшее, что у нас сделано в городской среде.

В идеале, начинать город всегда нужно с пола: с ливневых стоков, канализации, подземных путей и коммуникаций. Достаточно сделать так, чтобы город не был грязным. На площадке вокруг фундамента интендантства, например, тротуар находится выше уровня земли. Значит, соответственно, грязи будет меньше.
Вообще всегда начинать город всегда нужно с пола
Как еще минимизировать грязь? Сократить площадь открытого грунта. Вот эти островки земли, когда высыхают, превращаются в пыль. Если нет открытого грунта, то пыль не несется – она застревает в траве. Я не знаю, насколько здесь настроен сток воды, остаются лужи или уходят. Если они уходят – значит, все нормально настроено. Пол настроили – можно дальше идти.
КРЕПОСТЬ КАК СМЫСЛ

Самое интересное, что в принципе в Ставрополе можно крепость даже и не строить – она уже есть. Она со всех сторон огорожена стеной - забором частного предприятия. За этой стеной давным-давно находился плацдарм ставропольской крепости. За забором можно увидеть историческую постройку, первоначальный центр крепости.

Теперь представьте себе, что мы вдруг обратно воссоздаем крепость. Эти гаражи становятся магазинчиками, можно второй-третий этаж достраивается, появляется какая-нибудь башня. Как видите, мы, как горожане, не имеем доступа на эту территорию. Несмотря на то, что здесь находятся исторические здания, к которым нельзя закрывать доступ. Нельзя запрещать людям смотреть на свою историю.
ГДЕ У СТАВРОПОЛЯ ЦЕНТР?
А теперь я покажу еще одну ставропольскую крепость. Совсем недалеко есть еще одна стена, которую поставили в 80-х годах прошлого века, чтобы здания не скатывались. Ставрополь – город оползневой, не везде можно строить высокие дома. Вот и построили эту стену. А теперь представьте себе, что мы можем Ставрополю подарить крепость и достопримечательности, которые несут исторический смысл.
Мы можем получить совершенно другой город, просто сместив немного акцент
У нас сейчас в городе акцент в другом месте находится. Он поднялся на площадь Ленина и смещается к югу. А старый центр начинается внизу города: с проспекта Карла Маркса, улицы Достоевского, в сторону северо-западного через низ, через железную дорогу. Мы можем получить совершенно другой город, просто сместив немного акцент – ближе к Триумфальной арке. Вот там Ставрополь настоящий. Там есть исторические улицы, можно гулять. Сохранились целые ансамбли, что редко для того же Краснодара.

Идем дальше. Возле стены - опять же, в центре города, есть неблагоустроенное место. Здесь воображение рисует сцену. Старый ларек может стать модной кофейней. На бетонные парапет можно добавить досок, сделать из него лавочку. Люди и так на нем сидят - будет намного удобнее.
А это место может стать еще одним небольшим симпатичным парком, если будет хороший газон и появится бескаркасная мебель. Это же будет симпатично – можно будет не только просто прогуляться и подняться наверх горы. Город перестанет быть линейным.

Вообще сейчас в урбанистике тенденции борьбы с линейностью в пространстве. Например, почему нельзя ходить по газонам? Там какие-то редкие растения? Если бы мы с вами были где-нибудь в Германии, то летом, скорее всего, здесь была бы в жару куча ребят, которые расстилали бы свои одеяла и там валялись. В прохладные дни они бы перемещались на солнце.
ПОВСЕДНЕВНОЕ УРОДСТВО

Мы стоим на главной улице города и смотрим на повседневное уродство. Стоят дома, которые построили без соблюдения норм по высоте зданий. Здания на заднем плане нельзя было поднимать выше исторических фасадов. Можно ли исправить ситуацию? Не сносить же дома! Значит, нужно попробовать адаптировать.

Адаптировать достаточно просто – у дома, который находится ближе, очень колоритная крыша. Его можно зашпатлевать, покрасить в яркие цвета, оставить эту крышу. Со вторым зданием совсем беда. Когда строишь, нужно сразу понимать, как это будет смотреться в окружении.
О ВАУ-ЭФФЕКТЕ
Я не до конца уверен, если честно, что город вообще готов полностью меняться. Есть запрос только на небольшое изменение. Вообще раньше был тренд в мировой урбанистике, который назывался "вау-эффект". Нужно было строить дома, которые вызывали удивление. Таким образом появилась сиднейская опера и множество других привлекательных объектов. Потом тренд сменился на общественные пространства. Теперь важнее стало делать удобно для города, для горожан.

В Москве, например, жителей не особо интересует, какую высотку построят – важнее, чтобы возле дома была комфортная площадка или коворкинг, где можно с ноутбуком посидеть.
Нам не хватает такого городского художника
У нас в Ставрополе это может, конечно, быстро измениться. Но сейчас у нас есть запрос на "вау-эффект". Вспомните, сколько людей приехало на открытие светомузыкального фонтана. А на обустройство какого-нибудь двора вряд ли кто-то обратит внимание.

Яркий пример – новые каскадные фонтаны на Александровской площади. Там же даже неудобные лавочки. На них неудобно присесть, нельзя толком опереться – у них узкая спинка. Но народу это нравится – площадка вызывает "вау-эффект". Однажды, когда все сместится в направлении эстетики окружающего пространства и создания именно общественного пространства, может все поменяться.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Микрорайон "Перспективный" в городе с точки зрения урбанистики – это то, что может стать проблемой. Это огромные здания, узкие дворы. Их, можно сказать, вообще нет – есть парковка, детская площадка, аллейка одна. Но сейчас вообще отошли от тенденции строить спальные районы.

Строят жилые кварталы. В них, как правило, все учтено. В этой концепции важны интересы всех жителей, необходимо, чтобы комфортно было жить в этом квартале, не выезжая из него. Привычный нам спальный район породил "городских пассажиров" - людей, которые живут в одном, более дешевом районе, а работают и отдыхают, ходят за покупками в другом. Этот подход создает пробки и неудобства. Жилой квартал самобытен внутри себя. Он может жить своей жизнью.

А что делать с "Перспективным"? Не сносить же его. Выход есть всегда. Может, не самый дешевый, но и не самый дорогой. Например, есть идея с эксплуатируемыми крышами. Представьте себе, что только вы, как житель "Перспективного", можете подняться на крышу и гулять там. А так как дома стоят друг с другом близко, это уникальная ситуация. От дома к дому можно протягивать мосты. Можно гулять по верхнему парку. Получаются своеобразные висячие сады Семирамиды.
КОГДА НУЖНА УРБАНИСТИКА?

Вообще запрос на урбанистику обычно возникает тогда, когда в городе уже очень плохо. В Москве это было. Еще в 2006 году там были разбитые парки, неудобный транспорт, куча вывесок, как в Шанхае, одна на другой – было неудобно в этом городе абсолютно. И в городе появился запрос на изменения. Где-то в 2008-2009 годах он начал активно меняться. Началось все с парка Горького. И с того момента в Москве выросла совершенно другая городская среда.
Когда туда сейчас приезжаю, я иногда не узнаю этот город. И все эти изменения можно сделать очень быстро. У нас должен возникнуть ярко выраженный запрос. Ставрополь в принципе может быть вполне туристическим городом. Для многих сейчас это звучит дико, но задумайтесь. Например, у нас очень экологичный город, у нас пять лесов, были найдены пять видов слонов, у нас лопухи человеческого роста растут в долине реки Чла. Причем растения там редкие. Там можно поставить древних слонов в виде двигающихся фигур, например.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИЛЛЮЗИЯ

Вот на это здание мы тоже давно смотрим. С двух сторон можно сделать пространственную иллюзию. Что это с точки зрения стрит-арта? Когда идешь, рисунок разный, но в определенной точке он замыкается в единый рисунок. Это здание продается, можно увеличить его привлекательность для тех, кто будет его покупать и тех, кто продает.

О ДОРОГАХ И ЛЮДЯХ
Дороги – это тоже один из вечных вопросов урбанистики. Как сделать передвижение по городу удобнее? Ответ на поверхности, но он многим не понравится – нужно ограничивать частный транспорт, увеличивать общественный. Можно выделить полосы для общественного транспорта. Когда ты едешь на машине, стоишь в пробке и видишь, что слева от тебя пролетел автобус, на следующий день ты уже едешь в этом автобусе. А личный транспорт остается для того, чтобы съездить в торговый центр, выбраться куда-нибудь за город. А по городу в принципе удобнее передвигаться на общественном транспорте. Такая ситуация складывается во многих странах. Опять-таки, велосипед во многом заменяет транспорт.

Я знаю о нескольких проектах, которые предлагают реализовать. Например, был такой проект – с Доваторцев на Лермонтова хотели протянуть трамвай посередине трассы. Сейчас там билборды стоят. Можно, кстати, вместо трамвая взять метробус – автобус, который ходит по рельсам. Он может быть длинным, как несколько вагонов. И в итоге он соединяет районы города. Он может ходить быстро, по расписанию.

А еще можно вспомнить о пешеходных маршрутах через леса. У нас в городе пять лесов. По сути, через них мы можем коммуницировать со всеми районами. Уже сейчас некоторые знатоки обходят пробки пешком по лесу – и добираются на работу гораздо раньше. Можно составить карту пешеходных маршрутов с расчетом времени прибытия, обустроить дорожки. Чтобы человек знал, что может ехать полчаса, а может за 20 минут дойти пешком.
Если бы мы соединили линиями юго-запад с центром трамваем или выделенной линией автобуса, провели бы линию на Кулакова, у нас была бы площадь на Доваторцев-Лермонтова развилкой всех этих трамваев.

Кроме того, через город проходит железная дорога: идет на север, идет на юг, идет в Пелагиаду. Есть даже несколько остановок. И в принципе, вы по большому счету можете воспользоваться линией легкого метро в Ставрополе. Сейчас это, конечно, неудобно, но в принципе можно подумать в этом направлении.
ЗАКРЫТЫЕ ПРОСТРАНСТВА

Вот здесь тоже место интересное. Это все был раньше Центральный парк. Сейчас же частные предприятия поделили пространство заборами. Город является отражением культурных кодов. В России не было частной собственности какое-то время. Потом ее ввели, и все захотели свой "кусок".

И теперь все должны максимально показать, что это их "кусок", любым способом. Заборы эти в нашем сознании в первую очередь. Открыв какой-то забор, мы будем открываться внутри. Если бы мы открыли забор, гуляли бы уже не линейно.
Автор: Вероника Кизима