За последние несколько лет в Ставрополе произошли изменения в сфере общественного транспорта. Одни автобусы исчезли, другие – стали ездить по иному маршруту. Жители юго-западного и северо-западного районов всё чаще жалуются на нехватку транспорта, в то время как многие маршруты дублируют друг друга.
28 июня в Ставрополе прошло обсуждение проекта КСОТ (комплексная схема транспортного обслуживания), который подразумевает пересмотр и оптимизацию маршрутной сети. Что ждёт общественный транспорт в краевой столице, разбирался корреспондент АТВмедиа.
Почему исчезли многие маршруты?
Как рассказали в краевом министерстве дорожного хозяйства, сейчас транспортная сеть города является комбинированной системой. Она представлена городским электротранспортом и автобусными маршрутами.
Проблемы стали очевидны в период пандемии: поток пассажиров снизился, и перевозчики стали массово отказываться от обслуживания маршрутов, показывающих низкую рентабельность. Часть из них пришлось отменить по требованиям нормативных документов. Среди них – маршруты №1, 2м, 5, 7А и 17м.
Другая часть маршрутов оказалась «парализована» из-за сокращения количества автобусов.
«В результате некоторые районы столкнулись с дефицитом транспорта и необходимостью пересадок с маршрута на маршрут», – пояснили корреспонденту АТВмедиа в миндоре.
Часть маршрутов, по словам сотрудников министерства, находится на грани закрытия. В их числе автобусы №5м, 33м, 39м и 59м.
«В случае отсутствия заявок на участие в конкурсах на право осуществления регулярных перевозок маршруты исчезнут из города», – прокомментировали в ведомстве.
Как появилась КСОТ?
Решение вышеперечисленных проблем с помощью изменения действующих маршрутов невозможно.
«Попытка «залатать пробоины» положительного эффекта не дает, а наоборот только ухудшает положение. В таких условиях требуется комплексный подход, который учитывает потребности населения, возможности перевозчиков и транспортной инфраструктуры», – отметили в миндоре Ставрополья.
Для этого министерство дорожного хозяйства настояло на разработке комплексной схемы транспортного обслуживания, которая получила короткое название КСОТ. Новое мероприятие начала разрабатывать администрация города.
Что такое КСОТ?
КСОТ – это стратегический документ, который определяет направления развития городского и пригородного общественного транспорта для обеспечения качественного обслуживания населения.
Результат схемы – комплекс мероприятий, который предусматривает:
- развитие видов, систем транспорта и транспортных средств;
- оптимизацию маршрутной сети с учетом повышения качества и безопасности транспортного обслуживания населения;
- повышение рентабельности пассажирских перевозок.
«В данный момент для Ставрополя разработка такой комплексной схемы близится к завершению. После ее утверждения, мероприятия, которые предусмотрит КСОТ, будут положены в основу проводимой миндором работы по организации транспортного обслуживания населения», – сообщили корреспонденту АТВмедиа в министерстве.
28 июля в Ставрополе состоялось первое обсуждение проекта КСОТ. В его создании использовались исследования пассажиропотоков, данные генерального плана по застройке территории города, а также жалобы и предложения местных жителей. Обработка данных и создание новых схем маршрутов осуществлялись с использованием математического моделирования.
«По результатам обсуждения проекта КСОТ выявлен ряд недостатков. Кроме того, установлено неполное выполнение технического задания. Подрядчику предложено доработать схему, после чего повторно предоставить её на комиссию», – рассказали в краевом миндоре.
Мнение урбаниста: эффективна ли КСОТ?
Ставропольский урбанист Андрей Черняков присутствовал 28 июля на обсуждении новой комплексной схемы. Своим мнением он поделился с корреспондентом АТВмедиа.
«На текущий момент схема, которая разработана и предложена подрядной организацией, не соответствует техническому заданию. Назвать сырой документ эффективным не поворачивается язык», – рассказал Андрей.
По словам урбаниста, главный нюанс нового проекта заключается в том, что над разработкой схемы и её реализацией работают разные ведомства.
«КСОТ разрабатывает городская администрация, а реализовывать мероприятие будет министерство дорожного хозяйства. У мэрии одно видение, у миндора – другое, и они не совпадают», – отметил урбанист в беседе с корреспондентом АТВмедиа.
Например, министерство выступает за выделение полосы для общественного транспорта, в техническом задании она также обозначена. Однако в представленной КСОТ выделенные полосы включены не оказались.
Новое обсуждение по предварительным данным запланировано на сентябрь 2022 года.
Что нужно сделать, чтобы разгрузить дороги и сделать общественный транспорт удобным?
По мнению Андрея Чернякова, для устранения перегрузки дорог необходимо развивать общественный транспорт и средства индивидуальной мобильности. Между тем недавно в Ставрополе закрыли въезд в парк Победы для велосипедистов, а вопрос с самокатами в городе до сих пор не решен.
Для того, чтобы общественный транспорт стал удобным, урбанист предлагает полностью пересмотреть маршруты, сократить количество автобусов и отказаться от беспересадочной модели.
«Нужно ввести проездные билеты с бесплатными пересадками, обновить подвижной состав и сделать общественный транспорт комфортным. Чтобы когда человек отказывается от личного автомобиля, ему было не стыдно сесть в автобус», – поделился с корреспондентом АТВмедиа Андрей.
Напомним, 45 точек, недоступных для людей с ОВЗ, отремонтируют в Ставрополе в 2022 году.