14 мая 2006

Ставропольской Духовной семинарии 160 лет!

Мир духовной школы – мир особый. Он сохранился почти неизменным на протяжении более полутора веков.
Учреждение Ставропольской (первоначально – Кавказской) Духовной Семинарии на Северном Кавказе в 1846 г. стало закономерным шагом на пути возрождения и утверждения Святого Православия в этом регионе России. Мы не случайно говорим о возрождении Православия, ибо Северный Кавказ, это одна из древнейших территорий распространения веры Христовой. Об этом свидетельствуют не только летописи (начиная с Повести временных лет, рассказывающей о пребывании на Кавказе святого апостола Андрея Первозванного), но и многочисленные материальные памятники, относящиеся к первому тысячелетию до Рождества Христова, а также существование среди местных народов, преимущественно мусульманских, христианских родов. В конце XVIII – начале XIX столетий, после утверждениях России на этих землях, встал вопрос и об устройстве здесь церковной жизни. 1 января 1843 года учреждается Кавказская и Черноморская епархия с центром в Ставрополе. Преосвященный Иеремия (Соловьев), первый епископ Кавказский и Черноморский, вступив в управление новообразованной Кавказской Епархией, нашел свою паству не в лучшем духовном состоянии. Считая открытие Семинарии в Кавказской епархии делом самой настоятельной необходимости, Владыка Иеремия, в декабре 1843 г. посылает пространную докладную записку по этому поводу в Священный Синод. В ней Преосвященный указывает на отдаленность ближайших к его епархии Семинарий и на необходимость подготовки собственных миссионерских кадров, в том числе, и из представителей коренных народностей: как для проповеди Православия среди местных народов, так и для противодействия сектантам и раскольникам. Особую помощь в деле открытия Семинарии оказали наместник Кавказа, князь Воронцов и экзарх Грузии митрополит Исидор (Никольский). Желая ускорить решение вопроса об открытии Семинарии, Владыка Иеремия, от лица «неизвестного покровителя», пожертвовал весьма значительную сумму денег из личных сбережений в пользу строительства здания будущей Семинарии. Официальное открытие Кавказской Семинарии состоялось 13 ноября по старому стилю, в день памяти святителя Иоанна Златоуста. В Приветственном Слове Владыка Иеремия отметил, что в Святителе Иоанне будущие воспитанники Семинарии «должны видеть идеал пастыря Церкви», «в нем предуказана цель, к достижению которой должны быть устремлены все их силы». В план учебных занятий, разработанный на основе опыта Тифлисской Духовной Семинарии, включены были, помимо обычных предметов, также местные языки (калмыцкий, татарский, осетинский). Рекомендовано было открыть класс иконописи. Большое значение для развития Семинарии имела деятельность Святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. В деле воспитания будущих пастырей Владыка Игнатий был строг, но рассудителен. Мудрый воспитатель, – по словам Святителя, – «должен более внимания обращать на нравственную сторону взысканий, развивая в детях и юношах совестливость, как более гарантирующую их поведение». Особое внимание среди светских дисциплин, изучавшихся в Семинарии, Святитель Игнатий уделял философии и логике. Само же преподавание считал необходимым доверять лишь «зрелым мужам, изучившим положительные науки, философию и писания отцов Церкви». Каждодневное участие в богослужении Святителем определялось как обязательное для воспитанников школы. Обладая литературным даром, Святитель Игнатий сам составил для семинаристов задания по русскому языку, а покидая Ставрополь в 1861 году, передал в дар Семинарии 180 томов из личной библиотеки. В 1871 г. Кавказскую Семинарию посетил с ревизией член Училищного Совета при Священном Синоде Керский. Он с положительной стороны отмечал сам характер учащегося Кавказской школы, «резко отличавшийся от того оригинального типа, который характеризует семинаристов центральных губерний... В воспитанниках Кавказской Семинарии нет того горького, разъедающего чувства недовольства и озлобления, какое обыкновенно вырабатывает тип бурсака; напротив, в них преобладает довольство настоящим и спокойный взгляд на будущее. Никаких следов антиправославного направления в них нет, нет и других грубых пороков, или же последние слишком редки и исключительны». При подготовке первого епархиального периодического издания – «Епархиальных ведомостей» весьма остро встал вопрос о кадрах. Первый номер «Кавказских епархиальных ведомостей» вышел в свет в январе 1873 года. В середине XIX столетия даже светская журналистика в России еще только приобретала первый опыт. Что же говорить о церковной прессе? И тогда основная тяжесть по изданию «Ведомостей» легла на преподавательскую корпорацию Семинарии. Кстати, через полтора века именно преподавтели нынешней семинарии стояли у истоков и осваивали другой вид церковной проповеди – создание и участие в епархиальной духовно-просветительской передаче «Ставропольский Благовест». В 1896 г. Духовная Школа торжественно отметила 50-летие. За полвека своего существования она действительно стала центром христианского просвещения на всем Юге России, воспитав множество достойных пастырей и служителей Церкви, учителей, наставников и других деятелей, послуживших Отечеству, как на гражданском, так и на военном поприще. Некоторые преподаватели Ставропольской Семинарии известны своими литературными и учеными трудами. Наиболее известны труды: инспектора семинарии священника Н. П. Малиновского «Православное догматическое богословие» (по этой книге и по сей день учатся семинаристы), «Практическое руководство для пастырей» и «Православная христианская литургика» Хорошунова, «Опыт нравственного богословия» и «Введение в православное богословие» Пятницкого. Ярким представителем преподавательской корпорации конца XIX века был протоиерей Димитрий Афанасьев, выпускник Казанской Духовной Академии. За годы преподавания в Ставрополе протоиерей Афанасьев составил «Учебное руководство по предмету Свящ. Писания» для первых трех классов духовных семинарий; «Толкование на книгу пророка Исайи с введением к пророческим книгам Ветхого Завета»; «Толкование на книгу пророка Иеремии». Все эти пособия выходили несколькими изданиями. Дом отца Димитрия стал одним из центров духовной и культурной жизни губернского города Ставрополя. И это его значение сохранялось и после кончины хозяина. В годы Первой мировой войны в помещениях Семинарии был устроен эвакогоспиталь. Однако занятия продолжались до 1918 года, а окончательное закрытие Духовной Школы произошло в 1920 году. Первая попытка восстановить Ставропольскую Духовную Семинарию была предпринята в 1925 году настоятелем Варваринской церкви города Ставрополя, зятем протоиерея Димитрия Афанасьева, протоиереем Иоанникием Петровым. Он обратился с соответствующей просьбой к советским властям, но вместо разрешения попал под арест, а затем был сослан в Среднюю Азию. Последующие годы были для Ставропольской епархии, как и для всей Русской Православной Церкви, временем тяжелых испытаний. Достаточно сказать, что к концу тридцатых годов из более чем двадцати дореволюционных храмов в числе действующих оставалась лишь одна Успенская церковь. Многие храмы, как, например, Казанский кафедральный собор, были не просто отняты у верующих, но и варварски разрушены. Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизнь страны, в том числе, и в сферу церковно-государственных отношений. 12 апреля 1945 года в журнале заседаний Священного Синода появилась краткая запись, о которой всего за несколько лет до этого не могли и помыслить: «Имели суждение о необходимости открыть Пастырско-Богословские курсы в следующих городах: Ленинграде, Киеве, Одессе, Минске, Луцке, Саратове, Ставрополе, Львове. Постановили: Предложить Преосвященным названных епархий озаботиться в скорейшем времени о подыскании преподавательского персонала для курсов и помещений для курсов и общежития при них». Выписка такого содержания была направлена и архиепископу Ставропольскому и Пятигорскому Антонию (Романовскому). В ноябре 1945 года владыка Антоний назначил заведующим курсами недавно прибывшего в Ставрополь протоиерея Иоанна Богдановича, будущего Ректора Ставропольской Духовной Семинарии. Первым и пока единственным преподавателем стал Александр Иванович Преображенский, выпускник Казанской Духовной Академии. Желающих учиться на богословско-пастырских курсах оказалось 24 человека, но не всем удалось поступить. В списке «выдержавших испытание» значится только 11 имен (да и то с припиской: «5 из них прибыло, остальные на неоднократные телеграммы не явились»). Благодаря твердости и настойчивости владыки Антония трудности по реставрации здания при Крестовоздвиженской церкви и организации учебного процесса удалось преодолеть, и 15 ноября 1946 года состоялось торжественное открытие Духовной Семинарии. Но даже в эти годы, отмеченные нормализацией церковно-государственных отношений, жизнь Семинарии и семинаристов сопровождалась непрекращающимся внешним давлением. В первую очередь это давление испытывали на себе те, кто еще только собирался поступить в Духовную Школу: они подвергались сильнейшему моральному давлению, из партийных ячеек специально назначались люди для «идеологической работы» с ними. Нелегко было и с материальным обеспечением семинарии. Ректор протоиерей Иоанн Богданович по окончании первого учебного года писал в своем отчете: «Необходимо отметить большие трудности, с которыми сопряжено изыскание и заготовка продуктов питания и строительных материалов, а так же и транспортировка их из отдаленных районов Ставрополья». Библиотека семинарии собиралась буквально по крупицам: свободно купить можно было только художественную литературу, а книги богословского содержания покупали из частных собраний. Даже размножить составленные преподавателями конспекты стоило больших трудов: каждая печатная машинка регистрировалась органами госбезопасности, а в семинарии их было всего две. Более того, в 1948 году, когда семинарская библиотека еще только начала формироваться, Уполномоченный дал указание изъять из нее и уничтожить книги и отдельные статьи из сборников, «не соответствующие по своему содержанию требованиям настоящего времени». Архиепископ Антоний периодически посещал занятия и экзамены, внимательно следил за тем, как протекает образовательный процесс. Для него было важно подготовить молодых семинаристов к священническому служению, поэтому, несмотря на довольно стесненные условия, будущим пастырям старались дать хорошие знания. Особенно строго архиепископ Антоний требовал от семинаристов знания богослужебного устава, был внимателен к пению семинарского хора. И такая забота давала свои плоды. Так, в сентябре 1952 года на имя ректора Ставропольской Духовной Семинарии пришло письмо следующего содержания: «Примите глубокую благодарность от прихожан Андреевской церкви г. Киева, удостоившихся присутствовать 4 сего июля в храме и слушать дивное пение при совершении Литургии. Пели воспитанники вашей Семинарии. Такое стройное и молитвенное пение очень и очень редко приходится слушать даже в исполнении профессиональных хоров!..». Преподавательский состав почти каждый год пополнялся. Первоначально это были выпускники дореволюционных академий, затем послевоенных духовных школ. По свидетельству видного русского богослова XX века Дмитрия Петровича Огицкого, который преподавал в Ставропольской Духовной Семинарии в пятидесятые годы, а также нес послушание инспектора: «В нашу среду влилось несколько новых преподавателей из молодежи. Спасибо Учебному комитету: нам прислали не «отсев», а, видимо, лучшее, что у них имелось, юноши благочестивые и очень серьезные. И мы с отцом ректором взираем на них с надеждой». Общение преподавателей и студентов не ограничивалось рамками лекционных занятий. Однажды, утверждая постановление Педагогического Собрания о распределении функций классных наставников, архиепископ Антоний заметил: «Помимо названных лиц, в деле воспитания принимают участие и остальные преподаватели; каждый преподаватель есть в то же время и воспитатель». Преподавателям приходилось готовить наглядные пособия, составлять конспекты, так как учебников не было. Не было и возможности заготовить необходимое количество конспектов на каждого учащегося, поэтому на самоподготовке семинаристы переписывали из тетради преподавателя прочитанную им в этот день лекцию. При следующем ректоре протоиерее Михаиле Рудецком семинария крепла и развивалась, становясь, все более заметным духовным центром. Однако эта тенденция не совпадала с изменившейся государственной политикой по отношению к Церкви. Конец пятидесятых годов был отмечен возвращением к методам антирелигиозной борьбы послереволюционных лет, с разнузданной пропагандой в средствах массовой информации, показательными процессами, закрытием храмов якобы «по просьбам трудящихся». Эти, так называемые, «Письма трудящихся» с требованием закрыть семинарию, следуют одно за другим, срочно готовится брошюра «Святые тенета», очерняющая преподавателей и студентов Семинарии. «Начался большой судебный процесс, – пишет Дмитрий Петрович Огицкий, – продолжавшийся целый месяц, над бывшим экономом и бывшим ректором, а также над целым рядом ответственных работников торговых и иных организаций за имевшее место в прошлом незаконное приобретение материалов на постройку. На процессе Отец Михаил Рудецкий держался с достоинством. Но повредил себе тем, что не «каялся» и в заключительной речи сказал все, что думал о процессе. Ему дали 3 года условно». Учебный Комитет фактически оказался перед фактом уже принятого гражданскими властями решения. 8 июня 1960 года на его заседании было принято постановление: «Считать целесообразным объединить Ставропольскую Духовную Семинарию с Саратовской». Архиепископ Антоний попытался спасти духовную школу от закрытия, направив в тот же день письмо Святейшему Патриарху Алексию I, но и Патриарх был уже не в силах что-либо изменить. Семинария была расформирована. Всего 14 лет просуществовала семинария после своего возрождения. Но за эти четырнадцать лет она дала Церкви четырех иерархов и более двухсот священнослужителей, многие из которых и по сей день плодотворно трудятся на Ниве Христовой. 47 студентов, не успевших окончить Ставропольскую семинарию, были распределены в Саратовскую и Одесскую. Среди двадцати выпускников 1960 года был и Александр Завгородний – будущий архиепископ Антоний, которому Промыслом Божьим было определено восстановить родную Духовную школу. В 1988 году, на торжествах, посвященных 1000 – летию Крещения Руси, архиепископ Антоний (Завгородний) испросил у Святейшего Патриарха благословение на возрождение своей alma mater. В самое короткое время к февралю 1989 года было сделано все для того, чтобы новооткрытое Духовное училище имени святителя Игнатия Брянчанинова начала свою работу. Ректором по благословению архиепископа Антония был назначен протоиерей Петр Савенко – выпускник Ставропольской Духовной Семинарии 1960 года. В училище, а затем и в семинарии преподавали многие священники, которые в 50-е годы окончили Ставропольскую Духовную школу. Теперь им было поручено ее возрождение: сохранялась преемственность традиций. Здание Семинарии в то время еще достраивалось, и училище первые месяцы своего существования располагалось при архиерейском доме. В сентябре 1989 года Ставропольское духовное училище перевели в новое здание, поскольку в старом, дореволюционном, располагался и до сих пор располагается Ставропольский Государственный Университет. Сразу был устроен и освящен семинарский храм, и многое в его интерьере сохранилось неизменным до настоящего времени. Архиепископ Антоний в благословение учащимся передал в семинарский храм икону святителя Игнатия Брянчанинова и свою личную библиотеку. Внутренняя отделка здания была еще незакончена: завершали ее уже с участием семинаристов. К моменту возрождения Духовной школы не хватало учебной литературы: ее приходилось привозить из Москвы. Библиотека Семинарии формировалась из личных библиотек священников Ставропольской и Бакинской епархии, а некоторые из них жертвовали даже старые конспекты. Часть книг дореволюционной Ставропольской семинарии владыке Антонию удалось вернуть из Санкт-Петербургского музея атеизма (в основном это были книги на иностранных языках и частично дореволюционные периодические издания). В программу, наряду с богословскими дисциплинами, были введены предметы, которые отсутствовали в семинарских курсах: бухгалтерский учет, эстетика и правоведение. Коллектив студентов и преподавателей училища взял шефство над одним из домов престарелых, что дало студентам некоторую практическую закалку и воспитание, опыт общения с людьми верующими и не верующими, молодыми и престарелыми. После непродолжительной тяжелой болезни, 4 декабря 1989 года, архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Завгородний) отошел к Господу. Согласно завещания почившего архиепископа, тело его было погребено в склепе под колокольней Духовного училища. Исполнилось желание покойного быть всегда с родной Духовной школе. Благодаря его заботам за 1 год удалось сделать все необходимое для её существования. В январе 1990 года Ставропольскую Епархию возглавил митрополит Гедеон (Докукин). В июне того же года духовное училище было преобразовано в семинарию. Ректором Ставропольской Духовной Семинарии определением Священного Синода был назначен архимандрит Макарий (Веретенников). Во время ректорства архимандрита Макария (Веретенникова) началась издательская деятельность Ставропольской Духовной семинарии. Онарасширилась при новом Ректоре архимандрите Евгении (Решетникове). Много трудов отец Евгений положил для улучшения преподавания в Семинарии. При нем в несколько раз увеличилось количество книг в библиотеке. Он часто экзаменовал студентов по древним языкам (греческому и латинскому). Отец Евгений призывал воспитанников Духовной семинарии не унывать, если попали в сложную ситуацию, и претерпеть все, что выпадало на их долю. Он ценил в студентах прежде всего духовность, потому что сам определял ее как образ жизни христианина. Семинария издавала газету «Православное слово», духовно-просветителький журнал «Мир вам». Выходили в свет брошюры с акафистами и отдельные книги богословского содержания. В 1993 году состоялся первый выпуск возрожденной Духовной Школы: семинарию окончили студенты, начинавшие свою учебу еще в духовном училище. В этом же году усилиями преподавателей при семинарии были организованы катехизаторские курсы, для будущих преподавателей воскресных школ. Ректором Ставропольской Духовной Семинарии архимандрит Евгений был до 1994 года, когда был рукоположен во епископа Верейского, и назначен председателем Учебного Комитета и Ректором Московских Духовных Семинарии и Академии. В последующие годы обязанности Ректора исполнял Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин), скончавшийся в марте 2003 года. Он много трудился для поддержания авторитета Семинарии. Неоднократные комиссии из Учебного Комитета признали Ставропольскую Духовную Семинарию отличной духовной школой! В дар библиотеке Митрополитом Гедеоном было передано более 5000 томов духовной литературы. Митрополит Гедеон отмечал, что Ставропольская Духовная Семинария, неоднократно закрываемая, репрессируемая, продолжала свою миссию в самых трудных моральных и материальных обстоятельствах. Страдавшая, но не погребенная под обломками оттепели, застоя, перестройки, экономических и политических кризисов, она выстояла. И объяснение этому самое простое, и в то же время, самое высокое – потому что она была устремлена к Небесному. 21 марта 2003 года, после продолжительной болезни, Митрополит Гедеон отошел ко Господу, оставив неизгладимый след в сердцах учащих и учащихся Ставропольской Духовной Семинарии. В июле 2003 года решением Священного Синода ректором Семинарии назначен Преосвященный Феофан, епископ Ставропольский и Владикавказский. Имея огромный опыт служения Матери Церкви, он сразу же принялся за благоустройство Ставропольской Епархии и ее Духовной школы. За весьма короткий промежуток времени Ставропольская Духовная Семинария вышла на качественно новый уровень преподавания Семинария – первое учебное заведение Ставрополя, которое преподает своим студентам знания с помощью системы дистанционного обучения. Студенты семинарии имеют возможность слушать лекции ведущих преподавателей Московских Духовных школ. За минувшие годы преподавателями и питомцами Ставропольской Духовной Семинарии были священномученики Иоанн Восторгов, Николай Кандауров, Симон Мчелидзе, Иоанн Яковлев, новомученик Александр Верижский, несколько десятков иерархов Русской Православной Церкви, богословы и церковные писатели, профессора Духовных Академий, известный северокавказский краевед Прозрителев, историк кубанского казачества Щербина, писатель Илья Сургучев. Нынешние учащие и учащиеся стремятся продолжить и развить славные традиции предшественников. На сегодняшний день Ставропольская Духовная Семинария представляет собой научно-богословский, учебный и исследовательский центр, готовящий священнослужителей, преподавателей, регентов церковных хоров и иконописцев. В 2005/2006 учебном году в Семинарии обучаются 196 студентов очного и 141 студент заочного отделения из Ставропольской, Ростовской, Екатеринодарской, Майкопской, Бакинской, Элистинской, Астраханской, Волгоградской, Владивостокской и Читинской епархий. Ставропольская Духовная Семинария является центром духовного просвещения на Кавказе. Контингент студентов предоставлен практически всеми епархиями Южного федерального Округа. А, главное, студенты Семинарии понимают, что жизнь священника не просто работа – это служение церкви,подвиг. Уже в годы учебы большинство семинаристов ведет большую просветительскую и миссионерскую работу. Студенты СтДС преподают в школах и вузах Основы православной культуры, организуют и проводят лекции и экскурсии по святым местам Ставрополя и Епархии. Большое внимание уделяется социальному служению в детских домах и приютах, наркологическом диспансере, учреждениях исполнения наказаний. Преподаватели и студенты Ставропольской Духовной Семинарии принимают участие в выпуске духовно-просветительских программ на телевидении и радио, посвященных проблемам духовной жизни современного общества. Продолжается традиция издательской деятельности. В 2005 году Издательский центр Семинарии опубликовал ряд книг из новой серии «Святыни Кавказа». Одна из них посвящена истории Иоанно-Мариинского монастыря в городе Ставрополе. Говорят, были времена, когда духовенство было как будто ярче, заметнее. Теперь этого нет, но суть не меняется. Суть – это жертвенное служение людям, их духовным нуждам. Священник – пример для остальных. Из стен Ставропольской Духовной Семинарии выходят высокообразованные священники, которые вносят вклад в распространение и утверждение Православной веры на всем Северном Кавказе. Сегодня, как и 160 лет назад, взоры православных верующих, и тех, кто только еще ищет свой духовный путь, обращены прежде всего к пастырям, от которых ждут живого свидетельства о Боге, о православной вере и о спасении. Но такое свидетельство возможно только в том случае, если личная святость сочетается в служителе Христа с глубоким знанием Священного Писания, православного богословия и богослужения. Именно эту задачу и выполняет единственная на Юге России Ставропольская Духовная Семинария.
14 мая 2006, 17:28
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Программа «Ставропольский Благовест»
ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости