24 января 2007
У казачества день памяти жертв политических репрессий. Только за период 30-х прошлого столетия с юга было выселено более двух миллионов казаков. Многие семьи так и не вернулись. А те, кому удалось пережить ужас этих событий, оставили память своим потомкам.
Атаман Иван Подколзин драму своей семьи вспоминает со скупой слезой на глазах. Единственной памятью об удалом прошлом деда и отца остались лишь несколько фотографий. Да еще старая газета. Те страшные события он понимает по-своему.
Иван Подколзин:
«Это были не репрессии. Это был обыкновенный геноцид. Потому что расправлялись без суда и следствия. Просто приходили домой. А начинали с того, что понимали, что браться сразу за всех – это трудно. Выбирали определенных людей, за которыми мог пойти народ».
Таким человеком, кстати, тоже Иваном, был дед атамана. Есаул. О его небывалой силе, говорит казак, ходили легенды. Но больше всего односельчане ценили честь слова. Видимо, говорит внук, для красных – это не было особенным показателем.
Иван Подколзин:
«Они пришли домой. Вначале расстреляли деда. Брат, который был, ну его сын, который был постарше, начал его защищать. Они его закололи во дворе просто, а деда расстреляли».
По совету соседей жене есаула пришлось бежать из станицы. Вместе с маленьким сыном-сиротой. Это был отец атамана – Павел Подколзин. Он то и рассказал эту ужасную историю. Клеймо принадлежности к казаческому роду его еще долго преследовало. Сначала не брали в армию, но во время войны на фронт все-таки попал.
Таких семейных хроник, рассказали в музее, тысячи. Во время депортации у казаков умудрялись обдирать до нитки – от оружия до последнего куска хлеба, не говоря уже о родном доме.
24 января 2007, 17:19
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Программа «Новости 24. Тем временем»
Последние новости: