18 марта 2007

Облачение. Одежды клира и монашества

Приходя в храм на литургию и праздничные богослужения, мы видим, что священнослужители меняют цвет облачений. Но мало кто знает – почему это происходит, и что означает тот или иной цвет в символике богослужений. Сегодня мы побываем в цехе по пошиву церковных облачений и расскажем о смысловой и цветовой символике облачении священнослужителей Русской православной Церкви.
По своему назначению облачение делится на внебогослужебное облачение духовенства, богослужебное облачение и монашеское облачение. Внебогослужебное облачение духовенства – одежды, отличающие духовенство от мирян. Богослужебное облачение клира – одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня. Основные цвета богослужебных облачений: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Каждый из этих цветов отображает духовное значение празднуемых событий. В праздники в честь Господа Иисуса Христа, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский, то есть золотой или желтый всех оттенков. Это потому, что Христос – Царь Славы, а его служители знаменуют присутствие Царя в храме. В праздники в честь Пресвятой Богородицы и бесплотных ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачений голубой или белый, обозначающий особую чистоту и непорочность. В праздники и дни памяти Креста Господня цвет облачений фиолетовый или темно-красный, знаменующий высшую духовность и крестный подвиг Спасителя. В праздники и дни памяти мучеников цвет облачений красный, в знак пролитой ими крови за веру Христову. В праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых цвет облачений зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков празднуется также день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим, потому что это цвет вечной жизни, животворения. В великие праздники для совершения торжественного богослужения Церковь «облекается в одежды светлые», или, смотря по высоте праздника, во весь «светлейший сан», как говорится в Церковном Уставе о пасхальном облачении. Праздник праздников Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного Света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но пасхальная литургия и вся седмица служится в красных ризах, знаменующих торжество любви Божией к роду человеческому. Радости и торжеству приличествует свет. Поэтому в великие праздники богослужение совершается при полном освещении храмов, так что высочайший праздник христианства называется «светлым». Обилие света в великие праздники выражает как обилие радости и благодарности Богу и святым за благодеяния, так и обилие вечного небесного света, в котором торжествует Господь и святые на небесах, всегда славимые Церковью.
18 марта 2007, 14:38
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Программа «Ставропольский Благовест»
ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости