21 октября 2008
Аграрии Ставрополья в панике – уже три месяца на токах гниет пшеница. Рекордный урожай хлеба настолько опередил спрос на него, что продавать пшеницу предприятиям нет никакого смысла: цена на зерно ниже себестоимости. Что делать с тоннами собранной пшеницы, в каждом хозяйстве решают по-своему. Не грозит ли нам продразверстка, выясняла Алена Островерхова.
Пятьсот тонн труновской пшеницы уже три месяца лежат прямо на земле под навесом. В колхозе «Терновский» урожай получился таким богатым, что в элеватор собранное зерно просто не помещается. Крестьяне хватаются за голову и нервно поглядывают на календарь: в это время года ток уже должен быть пуст.
Такая картина наблюдается на всем ставропольском рынке зерна. Если в прошлом году за килограмм пшеницы разных классов предлагали от 7 до 8,5-9 рублей, то в этом году 3, в лучшем случае – 4 рубля, в то время как производителям урожай обходится примерно в 3,40. Продать его – выйти на ноль, если не в минус. Перебросить в другую отрасль за один год не получится. Больнее всего цены ударили по моноотраслевым хозяйствам, где пшеница – единственный источник дохода. Работники многоотраслевых колхозов счастливее себя не чувствуют: одно дело кормить поголовье свиней и кур фуражом, другое дело – отдавать на корм зерно третьего класса. Прямо продразверстка какая-то, жалуются крестьяне – зерно придется придержать. И такого невостребованного зерна в крае тысячи тонн. Иван Богачев, председатель колхоза «Терновский», грозит, что если его пшеница никому не нужна, то на будущий год его хозяйство будет выращивать другие культуры.
В министерстве сельского хозяйства повода бить тревогу не видят. Такая ситуация, объясняют власти, сложилась по нескольким причинам. Повлиял и мировой кризис, и прошлогодняя паника, когда в страхе остаться без зерна хлебозаводы сметали его тоннами, а теперь пекут из прошлогодних остатков. Конечно, проблема острая, говорят в министерстве, но так работают законы рынка: если предложение превышает спрос, значит, товар будет дешевым. Предприятиям советуют не делать акцент на продаже зерна и переключиться на другие отрасли сельского хозяйства. Другое дело, что не все могут так легко перестроиться. Мелкие фермерские хозяйства, занимающиеся только пшеницей – а их в крае около 40% – прочувствуют суровую политику рынка больнее других. Но Минсельхоз заявляет, что вопрос держат на контроле и массовое разорение хозяйств краю не грозит. Евгений Касютин, начальник отдела Министерства сельского хозяйства края, говорит, что за проблемой следят и губернатор и федеральные власти в курсе сложившейся ситуации.
21 октября 2008, 10:12
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Программа «Новости 24. Тем временем»
Последние новости: