Новая культура: почему квадробинг стал популярным и что он делает с детьми?

Дети в масках и с хвостами животных стали появляться на улицах России в 2024 году. Что значат эти атрибуты? Варианты такие: либо ребенок собрался на утренник, либо он фурри, либо он квадробер. С большей вероятностью в современных реалиях правильным ответом будет последний.

Разбираемся в причинах появления квадробинга и возможных последствиях этого со ставропольскими экспертами – историком культуры Дмитрием Пикаловым и педагогом-психологом Михайловского Психологического Центра, исполнительным директором АНО "ПроПси" Василием Мазанюком.

Как появился квадробинг и что это такое?

Сам квадробинг зародился еще много лет назад. Считается, что все началось с японского спринтера Кенъити Ито. С начала 2000-х он занимался бегом на четырех конечностях и ставил рекорды в этой дисциплине. Потом были фитнес-движение AnimalFlow, в котором имитировали повадки животных, и «первобытный» паркур с акробатическими трюками на деревьях (признавайтесь, занимались им в детстве, не осознавая этого?).
Квадробинг в нынешнем его виде появился пару лет назад за границей, а в этом году распространился в России. Движение не следует путать с фурри (культурой, посвященной антропоморфным животным) и терианством (идентификацией себя как животного). Квадробика подразумевает подражание животным, но большая роль в ней отводится спортивной составляющей, о чем говорит название («квадро» – «четыре», плюс «аэробика»).

«Квадробинг всё-таки не совсем игра в животных. Здесь есть определённый соревновательный аспект (кто лучше прыгнет и лучше сымитирует зверя), и творческий аспект (как сделать костюм самому). Квадробинг, в первую очередь, про сообщество, а не про игру», - рассказал Василий Мазанюк.

И, действительно, в сообществах квадроберов часто хвалят навыки прыжков, качество самодельных масок, а еще дают советы по коммуникации с родными. Там же романтизируют природу и животных, создавая ролики под атмосферные треки с замедленной съемкой.

Откуда взялось подражание животным и что это значит?

Тотемы, облачение в шкуры животных – такое подражание животным было в доисторическое время. Сейчас оно стало другим, но никуда не делось.

«Подражание животным есть в любой культуре, как архаичной, так и современной. Его элементы сохранились даже в мировых религиях. К примеру Евангелие от Иоанна называет Иисуса «Агнцем Божьим», потому что он добровольно принес себя в жертву ради спасения человечества. Агнец (ягненок) – символ чистоты, кротости и смирения. Древнегреческие боги в мифах превращаются в животных, Зевс становится то быком, то кукушкой, то лебедем, а еще жуком, змеей, жеребцом, муравьем и так далее. И участники религиозных праздников, разыгрывали эти мифы», - отметил культуролог Дмитрий Пикалов.

По словам эксперта, вся культура и современные религии вырастают из тотемизма – религиозно-социальной системы, в основании которой лежит культ тотема (священного объекта, чаще всего животного). Копируем зверей мы и в творчестве: все наши танцы и песни – это подражание животным.

«Возьмите хотя бы лезгинку и посмотрите на рисунок танца – это ведь движения орла, который обхаживает самку», - говорит историк.
На вопрос подражания животным можно взглянуть и под другим углом.

«Нужно отметить, что человек – это и есть животное. Социальное животное. Мы ведь согласно зоологической классификации и относимся к царству животных, классу млекопитающих и отряду приматов. Человеком нас, в первую очередь, делает культура. Но и она не возникла на пустом месте. Культурные нормы выросли из природы. Просто какие-то из них не сильно видоизменились, а какие-то элементы природного поведения были в человеческой культуре полностью табуированы», - подчеркивает культуролог.

Дмитрий Пикалов приводит пример: у приматов есть все виды обмена, кроме равноправного – воровство, обман, надувательство, а у человека появляется идея справедливости, которой нет в животном мире. Еще один пример: у приматов самки в брачный период демонстрируют всем свои гениталии, а у человека во многих языках мира есть оскорбительное выражение, которое характеризует такую модель поведения.

«Поэтому человек с самого начала не только подражал животным, он сам и был этим животным», - отмечает эксперт.

Зачем копируют животных современные люди и почему квадробинг набрал популярность именно в наше время?

Некогда жившие на Ставрополье скифы использовали конский хвост в качестве элемента одежды, считая его оберегом. Им же выступали клыки-амулеты и изображения животных. Сейчас в их силу большинство людей не верят, но зачем по-прежнему перенимают повадки зверей?

«Есть такой детский педагог и психолог Александр Лобок, издавший еще в конце 90-х одну из интереснейших книг под названием «Антропология мифа», где он как раз и рассматривает тотемические мифы древности и современные детские игры в животных. И по мнению Александра все эти детские игры в «волков и зайчиков» очень важны и нужны, так как отыгрывают будущие модели социального поведения и агрессии», - говорит Дмитрий.
С этим согласен и психолог Василий Мазанюк.

«Дети играют в животных, потому что это дети. Это определённый элемент познавательной деятельности характерный младшим школьникам. Ключевое отличие нынешних детей в том, что у них есть доступ к костюмам и интернету. В нашем детстве мы могли максимум лицо красками разукрасить, а тут же есть и пушистые хвосты и лапки с масками. А интернет превращает обычную игру в сообщество, приближенное к субкультуре, где есть определённые правила».

Специалист считает, что квадробинг стал трендом из-за своей яркости и необычности, именно такое и цепляет детей и подростков.

«Моё поколение романтизировало "Короля Льва", поколение старше - мультфильмы о Маугли. Романтизировать животных или героев мультфильмов безопаснее, чем романтизировать человека. Потому что человек - штука более сложная, а от этого пугающая. Ну и, учитывая современную стрессогенность общества, животные всё-таки помилее будут», - делится Василий.

Помимо прочего, нетипичные увлечения могут выступать в роли некого «обряда перехода».

«Подростку свойственно противопоставлять себя установленному порядку вещей. В древности это прекрасно понимали, поэтому в каждой культуре существовали обряды инициации – ритуалы перехода из мира ребенка в мир взрослых, сопровождавшиеся деструктивным поведением и символической смертью. У французского этнографа Арнольда Ван Геннепа все это прекрасно показано в труде «Обряды перехода». Однако мы сейчас живем в другом мире, где подростки лишены обрядов перехода, пусть даже таких символических как в СССР – октябренок, пионер, комсомолец. А запрос на инициацию есть. Отсюда и все эти молодежные субкультуры, заигрывания с смертью и опасностью, а ля «синие киты», мода на «благородное дикарство», вспомните Робинзона Крузо, ну, и квадробинг, как возвращение в первобытное состояние невинности», - рассказывает историк культуры.
В целом, по словам Дмитрия Пикалова, меньше подражать животным в наше время не стали. То есть культурные нормы сейчас не ограничивают человека больше, чем раньше. В наши дни возможностей для такого поведения даже больше, это показывают, например, современные шок- и трэш-блоги.

«Как в Средние века, так и сейчас в обществе существуют разные культурные пласты. Вот в Средние века под культурой понимали образ жизни и нормы духовенства и аристократии, народ же считался абсолютно бескультурным. Латинское слово paganus обозначает одновременно и «сельский» и «языческий». Сравните с русским словом «поганый» в его значении «нечистый, грязный»», - приводит пример культуролог.

Сейчас, как правило, непринятое в обществе поведение относят к субкультурам или контркультурам.

Квадробинг – часть современной культуры?

И субкультуры, и контркультуры относятся к культуре.

«Как ни парадоксально, но с точки зрения науки, все, что делают люди, является культурой. Ведь культура – это форма сознания человека и все то, на что может быть направлено это сознание. А тут вообще нет никаких ограничений. Просто те модели культуры, которые не приняты большинством общества, называются субкультурами или контркультурами. Но и они в определенный момент могут стать частью официальной культуры. В свое время шансон был частью криминальной субкультуры, а сейчас у нас есть Радио-шансон и Шансон-ТВ», - отмечает Дмитрий.
Казалось бы, что «тренд» на подражание животным, должен был остаться в культуре прошлого: мифы, тотемы, народные танцы – все это было придумано давно. Но давно были придуманы и многие другие общекультурные нормы, от которых люди не отказываются и сегодня.

«Просто одни нормы не выдерживают проверку временем и исчезают, а другие – наоборот, и они как раз и делают нас людьми. Людьми нас делает наличие стыда и совести – внутренних механизмов саморегуляции, которые напрочь отсутствуют у животных. И, на мой взгляд, не столь важно, сформировали в нас эти механизмы античные боги, Евангелия или моральный кодекс строителей коммунизма, главное – это наличие самих этих механизмов в человеке», - говорит историк культуры.

Как квадробинг влияет на детей?

По словам педагога-психолога, квадробингом нормально заниматься детям раннего школьного и подросткового возраста.

Что положительного в квадробинге?

Василий Мазанюк считает, что квадробинг, помимо очевидной физической нагрузки, даёт простор для воображения и самовыражения. Еще он помогает найти единомышленников, это развивает социальные навыки.

Чем квадробинг может навредить и как это предотвратить?

Ключевой угрозой психолог называет изменение поведения подростка. Это касается любых занятий.

«Как только "увлечение" становится "одержимостью", есть повод задуматься. Сам по себе квадробинг - это не маркер "ненормальности". На проблемы может указывать резкое изменение поведения ребёнка, отрыв его от реальности. Если из-за игры начинает страдать обычная жизнь ребёнка, тогда мы можем говорить о проблемах», - говорит специалист.

Еще ребенку-квадроберу важно понимать контекст происходящего и нормы поведения.

«Одно дело – быть собакой среди друзей-собак, другое дело – ползать, как гепард, по поликлинике. Игра должна иметь границы (начинаться и заканчиваться) и контекст («я играю в это с друзьями в парке»)».

Помимо прочего, негативное влияние квадробинга может заключаться в реакции взрослых – агрессивном поведении по отношению к представителям квадробинга. Василий Мазанюк советует объяснить ребёнку, что игра должна иметь границы и контекст, предупредить о возможных реакциях взрослых. Если акт агрессии уже произошел, ребёнку следует добраться до безопасного места и обсудить неприятную ситуацию с родителями, чтобы понять причины агрессии или иные факторы возникновения конфликта.
А что, если активное непринятие квадробер ощущает от родных?

«Было бы здорово донести родителям, почему это нравится и развеять их тревогу. Вот только достучаться до взрослых бывает крайне сложно», - говорит психолог.

В сообществах, посвященных субкультуре, дети и подростки составляют собственные рекомендации по взаимодействию со взрослыми. Вот пример такого поста:

«Что делать, если родители запрещают заниматься квадробикой?

При разговоре с родителями на данную тему стоит соблюдать несколько несложных правил:

- ведите себя спокойно. При разговоре на эту тему, даже если поначалу вас не хотят слушать, ни в коем случае не повышайте голос в попытке доказать свою точку зрения, это будет только отталкивать, и к вам точно не прислушаются;

- ведите себя уверенно. Объясняйте свою точку зрения, приводя рациональные аргументы. Вам нужно подготовиться, продумав свою речь, показать себя с ответственной стороны;

- для обсуждения этой темы стоит подобрать подходящее время. Не подходите к родителям после их работы, когда они уставшие или в плохом настроении;

- для начала стоит проинформировать, о чём вы хотите поговорить. Задайте вопрос "Чем плохо то, что этим занимаюсь я?".»
Далее авторы приводят список возможных аргументов родителей и их опровержений. В их числе - разоблачение мифов о том, что все квадроберы едят корм и бросаются на окружающих, просьбы не стесняться своего ребенка перед незнакомцами и позволить заниматься творчеством.

Почему у квадробинга так много противников?

В октябре в Госдуме начали разрабатывать законопроект о запрете «пропаганды деструктивной идеологии, в том числе и квадроберства». По словам автора инициативы, сенатора Наталии Косихиной, квадробинг травмирует психику и может привести к очень тяжелым последствиям. Сенатор отметила, что чаще всего представителями субкультуры являются подростки, которые ходят на четвереньках, лают в общественных местах, пугая прохожих, и бросаются на людей, кусая их.

«Безусловно, во все времена часть молодежи увлекалась разной деятельностью и была сторонниками субкультуры, которая нравилась далеко не всем. Однако здесь важно, чтобы это направление не носило деструктивный и сильно провокационный характер для граждан», — высказалась политик.
Негативно к квадробингу относятся не только политики. Большинство россиян поддерживают борьбу с квадробингом, ставропольцы – не исключение. 29% жителей Ставрополья же считают, что с квадробингом нужно бороться, консультируя несовершеннолетних у психологов. 15% граждан говорят о необходимости штрафовать родителей квадроберов, а 10% - ратуют за принудительную запись таких детей в спортивные или театральные кружки. Только треть горожан предлагает оставить детей-квадроберов в покое.

«Непринятие связано с тем, что в квадробинге находят деструктивную составляющую. Кажется, что подобные игры могут вызвать регресс в развитии, изменить ориентиры во взрослении или вовсе быть частью плана Даллеса. Разумеется, подобная истерия вокруг детских увлечений – это нормально. Взрослым всегда будет тяжело понять детей и из-за этого становится страшно», - говорит педагог-психолог.

А культуролог и вовсе отмечает, что значимость квадробинга преувеличена.

«Это еще одна молодежная субкультура, мода на которую быстро пройдет, как это было со всеми другими – хиппи, битниками, готами, эмо и сотнями и сотнями других. Лет через десять квадробинг будет всего лишь строчкой в учебнике культурологии, при перечислении молодежных субкультур прошлого. Поэтому, как говорил мой первый заведующий кафедрой, «не стоит мнить себя фигурой равной Черчиллю». Не стоит делать проблему на пустом месте и с ней бороться. Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, они все равно будут похожи на вас. А вот воспитывать себя взрослые как раз и не желают», - считает Дмитрий Пикалов.
Субкультуры интересуют подростков, потому что в определенный период своей жизни они не хотят быть похожими на взрослых.

«Они не видят во взрослых правды жизни. А сила, как сказал герой Сергея Бодрова, именно в правде. Давайте будем сами правдивы и тогда наши дети тоже вырастут на правде».

Автор: Полина Песоцкая

Фото: Recraft AI

ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен