5 ноября 2008

Нательный крестик

Кресты сегодня в моде. Стойкость атеистов в ненависти к распятию сменилась новой модой. Кресты разнообразных форм и размеров, дорогие и не очень, продаются всюду. С такой же легкостью кресты становятся атрибутами модной одежды и так же беззаботно снимаются.
Что значит нательный крестик в жизни христианина? С первых веков христианства всякий верующий носит на груди крест, исполняя слова Спасителя: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8, 34). Обычай одевания нательного креста на новокрещенного появился в конце II-го, начале III-го веков. Возлагая на христианина нательный крестик, священник напоминает ему о новом жизненном пути – следованием за Христом, вручает самый краткий символ православной веры. Традиция носить нательный крестик объясняется как содержанием жизни христианина, так и древностью почитания Креста Господня, который, как и Сам Христос Распятый, был и остается, по слову апостола Павла, для иудеев – соблазном, для эллинов (язычников) – безумием, а для православных христиан – знаменем сокрушения смерти и греха, знаменем нашего спасения и упования. Многие древние авторы и христианские писатели, да и сами предметы истории оставили свои свидетельства об отношении к Кресту в первые века христианства. Так, Минуций Феликс, Тертуллиан и Кирилл Александрийский (II и III вв.) сообщают нам о том, что язычники упрекали христиан в почитании Креста. «Такова сила креста, что если положим перед глазами и верно будем содержать в уме своем, так что очами ума будем созерцать самую смерть Христову, то никакое пожелание, никакая страсть, никакая зависть не одолеет тебя», – пишет христианский писатель Ориген, свидетельство которого в исторической науке весьма авторитетно. Святой Ипполит Римский (III в.) называет крест Христов «трофеем над смертью», «который Церковь носит на себе». «Смотри, – восклицает святитель Иоанн Златоуст, – сколь вожделенным и достолюбезным соделалось столь ужасное и поносимое в древности знамение жесточайших казней». Святитель Афанасий Великий называет безумными тех, кто по своей гордыне не почитает крест. «Мы почитаем крест, – говорит Кирилл Александрийский, из благодарного воспоминания о Том, Кто из любви к нам принял зрак раба и умер на кресте». Ничего так не боится нечистая сила, как креста. «Крест – ангелов слава и демонов язва» – поется в службе на праздник Воздвижения Креста Господня. «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам; трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу Его» – это слова еще одного церковного песнопения. Нательные крестики, что продаются в храме, освящаются священником особым чином. Существуют канонические формы крестов четырех-, шести-, восьмиконечные, с полукружием внизу и другие, каждая линия в которых имеет глубокое символическое значение. На обороте русских крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно. История Церкви не раз подтверждала слова Спасителя о верности в малом. Вряд ли человек, не желающий быть верным в малом (по гордости или из-за стыда снявший с себя крест), сможет стать верным во многом. Вряд ли считающий себя христианином и не желающий носить на себе крест с распятием Христовым, сможет понести свой жизненный крест и последовать за Христом. Тот же, кто не сораспинается Господу (т. е. не распнет свои страсти и грехи), тот и не совоскреснет с Ним.
5 ноября 2008, 15:50
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Программа «Ставропольский Благовест»