29 декабря 2008

Одежды клира и монашества

Приходя в храм на литургию и праздничные богослужения, мы видим, что священнослужители меняют цвет облачений. Но мало кто знает, почему это происходит и что означает тот или иной цвет в символике богослужений. Сегодня мы побываем в цехе по пошиву церковных облачений и расскажем о смысловой и цветовой символике облачении священнослужителей Русской православной Церкви.
По своему назначению облачение делится на внебогослужебное облачение духовенства, богослужебное облачение и монашеское облачение. Внебогослужебное облачение духовенства – одежды, отличающие духовенство от мирян. Богослужебное облачение клира – одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может. О том, как одеваются священнослужители и что символизируют их облачения, рассказывает иеромонах Иннокентий. Степени священства делятся на дьяконство, священничество и епископство. Таким же образом делятся и священнические облачения. Первая степень – дьяконская. Одеждой, по которой дьякона можно отличить от другого священнослужителя – дьяконский стихарь. Это, пожалуй, одно из самых древних облачений. Он символизирует ангельскую одежду и первоначально делался из белой ткани. Сама молитва, начертанная на дьяконском облачении, говорит о том, что облачающийся в нее всегда должен радоваться о Господе, радоваться возможности послужить ему. В священническом облачении стихарь несколько видоизменился для удобства ношения. Он называется подризником, потому что надевается под ризу, одежду священника. В стихаре много символичного, к примеру, истоки, которые нашиваются на плечи, символизируют потоки крови Христа во время страданий. Истоки, которые нашиваются на рукава, символизируют узы Христовы. Третья часть в дьяконском облачении – орарь. Само слово означает «возношение, молитва». Дьякон надевает ее на левое плечо и во время произнесения ектеньи приподнимает край, показывая свое особое моление. В священническом облачении орарь имеет другую форму и называется епитрахилью. Епитрахиль надевается на шею. Есть облачения, которые надеваются только при совершении божественной литургии. Это набедренник и палица. В конце божественной литургии священник надевает пояс, который служит напоминанием о том, что он укрепляется во время совершения богослужения и получает Божью благодать. Последняя часть священнического облачения – та, которая согласно преданию, была у апостола Иакова, когда он был епископом в Иерусалиме. Называется она филонь, или риза. Это одеяние символизирует хитон Христов. Надевается риза поверх всех церковных одежд. В архиерейском облачении это омофор, который тоже известен с древних времен. Омофор символизирует ту заблудшую овцу, которую Господь взял на руки и принес к Отцу. Бывает омофор двух видов – большой и малый. В древности омофоры делались из белой овечьей шерсти. Говоря о монашеском облачении, стоит сказать о клобуке. Он символизирует шлем спасения, который оберегает монашествующего от тех напастей, которые подстерегают его, напоминают о том, что он всегда укрепляется помощью Божией. Клобук состоит из камилавка, сверху надевается наметка. Она символизирует лодку, в которой монах плывет по житейскому морю, и весла от этой лодки. Для белого духовенства головной убор называется камилавка. Он дается священникам как награда за определенное время служения. Что касается повседневной одежды священников, то к ней относится подрясник. Его надевают под рясу. Подрясник – первая одежда, с которой начинает свой путь служения Господу семинарист. Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня. Основные цвета облачений: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Каждый из этих цветов отображает духовное значение празднуемых событий. В праздники в честь Господа Иисуса Христа, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский, то есть золотой или желтый всех оттенков. Это потому, что Христос – Царь Славы, а его служители знаменуют присутствие Царя в храме. В праздники в честь Пресвятой Богородицы и бесплотных ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачений голубой или белый, обозначающий особую чистоту и непорочность. В праздники и дни памяти Креста Господня цвет облачений фиолетовый или темно-красный, знаменующий высшую духовность и крестный подвиг Спасителя. В праздники и дни памяти мучеников цвет облачений красный, в знак пролитой ими крови за веру Христову. В праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых цвет облачений зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков празднуется также день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим, потому что это цвет вечной жизни, животворения. В великие праздники для совершения торжественного богослужения Церковь «облекается в одежды светлые», или, смотря по высоте праздника, во весь «светлейший сан», как говорится в Церковном Уставе о пасхальном облачении. Праздник праздников Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного Света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но пасхальная литургия и вся седмица служится в красных ризах, знаменующих торжество любви Божией к роду человеческому. Радости и торжеству приличествует свет. Поэтому в великие праздники богослужение совершается при полном освещении храмов, так что высочайший праздник христианства называется Светлым. Обилие света в великие праздники выражает как обилие радости и благодарности Богу и святым за благодеяния, так и обилие вечного небесного света, в котором торжествует Господь и святые на небесах, всегда славимые Церковью.
29 декабря 2008, 18:16
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Программа «Ставропольский Благовест»