20 января 2009
Известно, что обидчивость – черта не очень хорошая. Одной из отличительных черт русского народа является стремление не выставлять обиды на всеобщее обозрение, как можно скорее забыть их. Но кто из нас в этом мире застрахован от обид? Что делать, если обида пришла, внезапно и больно ударила?
Прощение — это примирение и воссоединение, возвращающее радость жизни. Простить и быть прощенным – разве это не поворот от разделения к единству, от всякой вражды к любви, от немирного состояния к миру?! Простить — это не означает махнуть рукой и перестать обращать внимание на других, в частности на обидчиков. Это не равнодушие и не презрение. Простить и быть прощенным может тот, кто осознает, что прощать или не прощать — это не право человека, а дар человеку от Бога. Если человек не желает или не может простить, то это значит, что он не пользуется этим даром. Если прощаешь, то получаешь исцеление своей страждущей душе. Если не прощаешь, то носишь рану, скорбь, печаль в себе.
Прощение, примирение, в жизни православного христианина – это своего рода барометр нашего отношения к окружающим нас людям. Если мы можем попросить прощения за свои ошибки, за обиды, которые мы причинили, значит, мы обладаем достаточной долей смирения, кроткого духовного состояния, в котором мы не превозносимся своим грехом, а стараемся жить правильно.
У одного из богословов есть замечательное сравнение. Обратите внимание на то, как ведут себя люди в больнице. У одного болит рука, у другого – нога, у третьего еще что-то, и ведь не приходит в голову никому из них превозноситься над другим. Каждый понимает, что и он больной, и другой больной. Так же и в духовной жизни: если мы видим себя правильно – больными грехом – и понимаем, что нам надо бороться с этим грехом, нужно исправляться, значит, у нас нет поводов превозноситься, гордиться и по отношению к другому вести себя надменно.
Есть в Священном Писании, в Нагорной проповеди Христа Спасителя, поразительное место. Что, казалось бы, может быть важнее молитвы и жертвоприношения Богу? Но Христос говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Простить – значит, принять другого, как Христос принял нас, значит носить бремена друг друга, как Он несет наше бремя – бремя одновременно и жертвы и обидчика. «Прощение — по мысли одного церковного писателя, это настоящее вторжение Царствия Небесного в наш грешный и падший мир».
А вот обидчивость – это проявление гордости и себялюбия. Обидчивость может быть правильной, когда оскорбляют мою святыню – семью, храм, веру. Но в большей степени обидчивость является предшественницей гордыни и уныния.
Всегда надо помнить, что ближние нам даются Богом не случайно. Все, кто нас окружают, порой обижают, как нам кажется, – совсем не случайные люди, Эти люди помогают нам нести наш жизненный крест, исполнить наше призвание как христианина и человека. А своими советами, замечаниями, наставлениями и даже своим присутствием они помогают нам, они делают нас лучше.
Если вас обидели, то полезно вспомнить о собственных грехах и недостатках, подумать о том, что мы достойны еще большего осуждения и наказания. Церковные таинства, молитва, пост, искренняя просьба к Господу избавить от этого чувства обидчивости, научить прощать – это и есть тот елей, которым врачуется наша уязвленная душа, которым усмиряется наша гордыня, а вместе с ней и обидчивость. Нет никакого особого лекарства от обидчивости, и «искусство прощения» – это искусство духовного восхождения.
На этом пути каждый шаг важен, но об особой важности сказал Сам Господь в молитве: «Отче наш!.. остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Господь готов простить нас настолько, насколько мы сами научились прощать. Более того – условием прощения наших грехов Господом служит наше прощение тех, кто нас обидел, огорчил или как-то иначе согрешил против нас.
Почему мы говорим слово «Прощай» при расставании друг с другом? По православному обычаю наши предки всегда просили друг у друга прощения, даже если они немного общались между собой. Ведь при общении, при разговоре, при общем деле можно и ненароком обидеть или огорчить друг друга. А наши благочестивые предки умели хранить мир. Поэтому при расставании они и просили друг у друга прощения, говоря: «Прости меня, Христа ради!» И отвечали: «Бог простит!» — призывая Бога в свидетели искренности прощения и осознавая, что все мы должники прежде всего перед Богом.
20 января 2009, 15:15
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Программа «Ставропольский Благовест»
Последние новости: