26 января 2009
В самом центре Ставрополя обнаружен труп мужчины. В подвале многоэтажки тело несчастного пролежало две недели. И никто его не хватился. Правда, когда запах стал нестерпимым, жители дома обратились в милицию. Причину смерти бомжа эксперты-криминалисты назвать затруднились. Скорее всего, заработав переохлаждение, мужчина забрался туда погреться, но тепло подвала его уже не спасло.
Кто этот человек без паспорта, местные выпивохи только предполагают. Говорят, видели кого-то похожего летом – он собирал бутылки. Но с уверенностью утверждать не берутся.
Днем, пока не холодно, бомжи «гуляют»: собирают бутылки, объедки, ищут место для ночлега. Милиция к этому относится спокойно: все равно везти некуда. Бомжей не принимают даже в вытрезвитель. А если «клиент» попался не буйный, сотрудники ППС задают ему пару вопросов для проформы и отпускают.
Парочка, с которой мы решили пообщаться, прекрасно знает: им бояться нечего. Мужчина представился Нестеровым Олегом Николаевичем, просил обращаться по отчеству. Говорит, в прошлом – доктор наук, а сейчас бомжует ради удовольствия. Зима у него больших трудностей не вызывает: друзей полгорода. Сегодня приютит тот, завтра – этот. Помыться есть где, с едой проблем нет. Его подруга – бомж со стажем. Ирина уже пять лет на вольных хлебах. Каждую зиму празднует новоселье в новом подвале, хотя официально дом у нее есть – прописана в Промышленном районе. Там у нее родители. Причина ее нынешнего бездомного положения – конфликт с родителями. От первого мужа она тоже ушла – тот порезал ей лицо ножом.
Эти бомжи – редкое исключение, можно сказать, счастливчики: ни один из них еще не заработал за время кочевой жизни ни ожогов от ночевок на трубах, ни обморожений. А вот так выглядит типичная «спальня» для бездомных. Это теплотрасса в самом центре Ставрополя. Трубы просто накрывают картонкой и спят. Но сейчас хозяев нет дома: пока светло, нужно собирать бутылки.
Пригрелись…
Сергей свое лицо показывать не хочет – боится, что его может увидеть мать. Он попал сюда две недели назад. Как и откуда его привезли, Сергей не помнит. За него его историю рассказывают врачи. Парня нашли полузамерзшим на кладбище. Он спал в собачьей конуре. Медики говорят, еще часов пять-шесть – и спасать было бы уже некого.
Неумеренное потребление спиртного на морозе в сомнительной компании Сергею явно не на пользу: он уснул на морозе, отморозил ноги. Пальцы ног стали платой за такие посиделки, их пришлось ампутировать. Сейчас он чувствует себя даже лучше, чем со здоровыми ногами на улице: в больнице тепло, кормят и ухаживают. Таких как он во второй больнице Ставрополя целая палата. Кто-то выпишется без рук, кто-то без ног. А через год все повторится.
Татьяна живет этажом выше. Она здесь уже своя. Ее привезли больше месяца назад. Жить ей негде: дом сгорел, муж погиб в пожаре. Женщину забрала к себе дочь, но жизнь не заладилась, Татьяну посадили на поезд и отправили обратно. По дороге ее изнасиловали, отобрали деньги и сбросили с поезда.
Сейчас жизни Татьяны ничего не угрожает. Ее бы уже давно выписали, да некуда: выгнать бездомную на мороз рука не поднимается. Добротой врачей некоторые просто пользуются. Прошлой зимой здесь на полном пансионе жили 20 бомжей, в этом году – пока пятеро. Удивительно, но многие добровольно идут на членовредительство, лишь бы поспать на чистых простынях в тишине и покое.
Александр Рыбалко, заведующий отделением гнойной хирургии больницы №2 Ставрополя, рассказал о такой пациентке: из-за неурядиц в семье она сама себе наносит ожоги, чтобы поступить в отделение. Систематически раз в полгода она поступает в стационар.
Остров спасения
Проблема с бездомными в крае стоит очень остро. Бомжей меньше не становится, говорят в Министерстве труда и соцзащиты. Точные цифры, правда, никто не назовет: ведь люди без определенного места жительства нигде не зарегистрированы, но и так понятно, что явление это нередкое. А вот на социальную помощь претендовать могут немногие: в крае всего один (!) спецприемник для таких бесприютных.
Николай Кобыляцкий, заместитель министра труда и соц. защиты края, рассказал, что речь идет о Свистухинском центре адаптации, рассчитанном на 180 мест. Сейчас он переполнен, там 202 человека.
Свистуха – небольшой поселок в Кочубеевском районе. Находится вдали от центральных магистралей края. А бомжи, как правило, собираются в крупных городах и транспортных узлах. Несколько лет назад в крае планировали построить 4 учреждения ночного пребывания: в Ставрополе, Минеральных Водах, Буденновске и Георгиевске. До воплощения задуманного так и не дошли. Поэтому не удивляйтесь, увидев в своем подъезде, гараже или на даче бродягу – идти ему больше некуда.
Единственная надежда бездомных – благотворительность. Но организаций, занимающихся проблемами бомжей, в крае практически нет. Единицы находят приют в религиозных братствах. Василий себя бомжем не считает. До того, как в его жизни появился Спасо-Преображенский реабилитационный центр, жил в бараках, делал шлакоблоки, деньги платили. Все, что получал, пропивал. В центре же он впервые увидел человеческое отношение и заботу: у Василия никогда не было своей семьи. Поэтому уходить отсюда и возвращаться к прежней жизни он не собирается.
Зима не щадит
Как ни прячься, спрятаться от мороза удается не всем. Зима убивает. В морге при судмедэкспертизе края к этому уже привыкли. В сезон сильных морозов самая распространенная причина смерти – переохлаждение. Говорят, это легкая смерть: ни боли, ни страданий. Сначала немеют руки и ноги, потом отключается мозг. 90% замерзших – бомжи. Больше всего таких в крае было 4 года назад: зима 2005-ого унесла с собой почти 300 сотни бездомных жизней.
Заместитель начальника ГУЗ бюро судмедэкспертизы края рассказал, что с 2005 года количество умерших от переохлаждения, к счастью, уменьшается: в 2006 году было 229 погибших, в 2007-м – 208 и в прошлом году – 151 труп.
В этом году зима мягкая и многим погода подарит возможность дожить до весны. Но специалисты утверждают – сюда поступит еще не один десяток человек.
26 января 2009, 17:39
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»
Программа «Новости 24. Тем временем»
Последние новости: