3 апреля 2009

Рельсы, рельсы – шпалы, шпалы

Эффект попутчика описывают психологи: легче исповедоваться человеку, которого ты никогда больше в жизни не увидишь. Русские изливают душу незнакомцам уже 173 года – именно столько лет назад в России решили начать строительство первой железной дороги. Дебютное полотно соединило Санкт-Петербург и пригороды, в частности, Царское село. С тех пор много воды утекло – поезда исколесили всю страну вдоль и поперёк. Кристина Ревенко разыскала необычные факты об этом транспорте.
Россия стоит на втором месте по длине железнодорожной сети – 90 тысяч километров. В этой магистральной гонке нас обогнали США. Австралийцы не смогли дать фору всем по длине ж/д полотна, зато поставили рекорд по метражу и весу товарного поезда – 682 вагона на прицепе у десятка тепловозов. Масса груза перевалила за 82 тысячи тонн. Интересный факт из биографии наших железных дорог. Долгое время под видом обычных, неприметных товарных поездов, ездили локомотивы, нагруженные межконтинентальными баллистическими ракетами. А наивный российский народ был в полной уверенности, что вагончики везут скоропортящиеся продукты. Кстати, о ценных грузах. Поезда в разное время везли на себе – самолеты, вертолеты, корабли, подводные лодки и даже космические ракеты. Конечно, в разобранном состоянии. Вот такая транспортная солидарность. Счетчик зайцев в поездах зашкаливал уже в начале прошлого века. В 1912 году в вагонах всех классов было задержано около миллиона безбилетных пассажиров. За халатное отношение к проверке проездного документа было уволено со службы полсотни кондукторов. Необычная кража: накануне нового 1894 года неизвестные злоумышленники развинтили гайки и унесли рельсы на железнодорожной ветке под Кишинёвом. Только благодаря бдительности сторожа, вовремя заметившего опасность, пассажирский поезд не потерпел крушение. В Японии собираются прыгнуть выше головы – построить самый скорый поезд в мире. Новая задумка – магнитолевитирующий поезд, который сможет парить над рельсами под воздействием магнитного поля. Такая система, лишенная силы трения, позволяет развивать скорость до 970 км/ч. На фантастическую разработку выделено 45 миллиардов долларов. Окупятся ли затраты, будет известно только в 2025 году – именно тогда планируется поставить поезд на магистраль. А пока самый быстрый поезд – французский ТЖВ. Средняя скорость его движения более 350 км/час. И добраться, например, из Парижа в Марсель, на Средиземное море, быстрее поездом, чем самолётом.
3 апреля 2009, 14:08
Телекомпания «АТВ-Ставрополь»