Электросамокаты в Ставрополе: комфорт в перемещении или опасность для жителей?

Новые средства передвижения могли бы стать отдельной категорией в правилах дорожного движения год назад. Однако поправки, которые подготовил Минстранс, отправили на доработку. До сих пор законопроект не принят.

Тогда предлагалось ввести новый термин "Средство индивидуальной мобильности" (СИМ). Сегодня он используется в обществе, но официально не прописан.

Электросамокаты - транспорт или пешеход?

О том, в какую категорию относятся СИМы и какие правила они должны соблюдать, корреспонденту АТВмедиа рассказали в краевой Госавтоинспекции. Согласно действующим на данный момент ПДД, электросамокаты приравниваются к пешеходам.
"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

пункт 1.2 ПДД РФ
Пользователи СИМов, согласно правилам, должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, при их отсутствии - по обочинам.
Пользователи средств индивидуальной мобильности должны выполнять требования, предписанные пешеходам. То, что многие начали кататься по проезжей части - это нарушение ПДД, поскольку пешеход не может двигаться по дороге. СИМ - это тот же самый человек. Он должен двигаться по тротуару, не создавая никаких помех движению другим пешеходам.

С какой скоростью пользователи электросамокатов должны двигаться и нужна ли экипировка - на законодательном уровне не прописано. На данный момент это сложно регулировать. Некоторые регионы взялись за этот вопрос и уже прорабатывают соответствующие проекты (Ленинградская и Московская области и др.). А пока наказание при нарушении ПДД владельцы СИМов понесут такое же, как и пешеходы.

Евгений Синицын, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД Ставрополья

Штрафы для владельцев электросамокатов

За нарушение ПДД владельцам электросамокатов грозит:

  • предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей;
  • штраф в размере 1000 рублей (при создании помех в движении транспортных средств);
  • штраф в размере от 1000 до 1500 рублей (при причинении по неосторожности легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).
Отметим, что в Японии недавно электросамокаты приравняли к мопедам. Об этом писала ранее "Российская газета". Теперь для того, чтобы его использовать, нужны водительские права и регистрация скутера как транспортного средства. Помимо этого, самокат должен быть оснащен поворотниками, стоп-сигналом, зеркалом заднего вида. Сам водитель должен быть в шлеме и соблюдать все правила ПДД.
Средства индивидуальной мобильности относятся к пешеходам
На электросамкатах в Японии можно ездить только по дорогам общего пользования, а на тротуарах и велодорожках запрещено. Скорость движения ограничена - 20 км/ч.

Есть ли у электросамокатов ограничения по скорости?

Каких-либо ограничений скоростного режима по применению СИМов в Ставропольском крае пока нет. Нас пока поправки не коснулись и соответственно пользователи электросамокатов должны выполнять требования, предписанные в правилах ПДД для пешеходов.

Каким образом можно фактически ограничить скорость СИМов? Радарами измерять не получится - регистрационных знаков нет. Для этого нужно ставить электросамокаты на учет. Но опять же, это могут делать лишь те средства передвижения, у которых мощность двигателя превышает 4 кВт и скорость больше 50 км/ч. Но в таком случае это уже не СИМ, а мопед или электропомед. Это отдельная категория транспортного средства.

Если ограничить скорость СИМов технически, то их должен кто-то контролировать. А сейчас по сути их можно купить в интернете.

Евгений Синицын, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД Ставрополья
В настоящее время законодательно приобретение электросамокатов не регламентируется. Пока не будет принят закон с четкими правилами для СИМов: скорость, где передвигаться, необходимость защитной экипировки, минимальная и максимальная мощность, следить за СИМами проблемно.

Статистика ДТП с участием электросамокатов


Несмотря на то, что определенных правил нет, электросамокаты набирают популярность по всей стране. Из-за неопытности некоторых из них есть риск увеличения случаев ДТП с их участием. Как сообщило МВД России, в 2020 году количество аварий с электросамокатами выросло на 200%.
Статистика ДТП с участием СИМов
При этом в ГИБДД Ставрополья уточнили, что в официальной статистике учитываются те аварии, в которых одним из участников является автомобиль. Если пользователь электросамоката двигался по тротуару и столкнулся с другим пешеходом, это не будет ДТП. Нет такой аварии, когда пешеход ударился с пешеходом - это будет несчастный случай. Если человек упал с электросамоката - в статистику также не входит. В учет идут только те ДТП, при которых пользователь СИМа наехал на автомобиль (наезд на пешехода). Известно, что таких случаев за 2021 год в регионе было только три.
Пока для нас это не является глобальной проблемой, но потенциал негативной ситуации с ростом аварийности однозначно будет. Мы ориентируемся на крупные города, где СИМы очень популярны, особенно среди молодежи. Мы ждем конкретных поправок в ПДД, чтобы четко регламентировать пользователей СИМов.
Евгений Синицын, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД Ставрополья
Хоть некоторые несчастные случаи не включают в официальную статистику, информация об этом часто появляется в социальных сетях. Напомним, 12 июня стало известно, что мэр Кисловодска Александр Курбатов получил тяжелые травмы после падения с электросамоката и впал в кому. Его транспортировали на лечение в Москву. По последним данным, его организм положительно реагирует на лечение. Чиновника постепенно выводят из комы.
Мэр Кисловодска получил тяжелые травмы после падения с электросамоката и впал в кому
Подобные ситуации происходят по всей стране, об этом свидетельствуют новости в СМИ. Причем в некоторых из них владельцы СИМов получают серьезные травмы. Например, в Москве автобус столкнулся с электросамокатом. По словам водителя общественного транспорта, девушка на самокате объезжала пешеходов на тротуаре, но не справилась с управлением и въехала в кузов. Она получила сотрясение мозга, пишет "Москва24".

Еще один случай произошел в конце июня в Санкт-Петербурге. Молодой человек на электросамокате протаранил автомобиль каршеринга, сообщало Агентство Бизнес Новостей. Самокатчик врезался в водительскую дверь, выбил стекло в машине. В итоге у него диагностировали резаные раны на шее, черепно-мозговую травму и открытый перелом руки.

Какие травмы могут получить владельцы электросамокатов?

Неопытный водитель СИМа рискует получить серьезные травмы, поскольку электросамокаты способны развивать скорость до 50-60 км/ч. Невнимательность, особенно на неровной дороге, может привести к несчастному случаю.
      Эффективные способы торможения не разработаны, а некоторые СИМы могут ехать до 80 км/ч. Развивая скорость в 50-60 км/ч, СИМ становится легким и неуправляемым. При любой неровности человек может не справиться с управлением и упасть.

      Пугает ситуация, что дети стали применять СИМы - мы стараемся разъяснять родителям и педагогам, что детям их применять можно на закрытых территориях, где нет движения транспорта. Это площади закрытые, парки, спортивные площадки.

      Пугает, когда на электросамокат перед собою ставят ребенка. При несчастном случае взрослый человек может нанести травмы ребенку, падая на него сверху своим весом.

      На мой личный взгляд СИМ - очень травматичный вид индивидуального средства мобильности, который приводит к серьезным травмам. Велосипеды - отдельная категория транспорта - здесь все понятно, прописано. Но это было тоже не сразу - по мере того, как эта проблема назревала...

      Евгений Синицын, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД Ставрополья

      Мнение урбанистов

      Своей точкой зрения о движении электросамокатов в Ставрополе поделились участники организации "Города за здравый смысл" и члены сообщества самокатчиков.

          Готов ли Ставрополь к средствам индивидуальной мобильности?

          - Ставрополь в силу географического ландшафта не развивался как велосипедный город. И поэтому сеть велодорожек не была развита. А электрические средства индивидуальной мобильности не обращают на горки внимания. Город отстал, и пока не готов. Но это очень важная часть развития.

          Я согласен с недавними изменениями в ПДД, надо просто заниматься развитием инфраструктуры, просвещением, контролем и самосознанием людей и пользователей СИМ.


          Станислав Киреев
          урбанист
          - Я считаю, что поправки к ПДД от Минтранса годичной давности давно уже надо было принять и не ждать, пока это превратится в проблему, но дождались.. Там абсолютно разумно и корректно СИМ разделяются по скорости их движения. Если ты едешь до 20 км/ч, то можно двигаться с пешеходами по тротуарам. Если больше, то нужно иметь шлем, фонарик, права категории М, и передвигаться по дороге. Нынешнее разделение по мощности мотора как сейчас в ПДД неразумно - самокаты с мотором 250Вт уже не выпускают, наверное...

          Дмитрий Шевелев
          урбанист

          Электросамокаты нужно запрещать или все таки они нужны обществу?

          - У нас не слушают визионеров и людей, которые умеют проектировать будущее. Нельзя запрещать то, что уже существует и будет пользоваться спросом. Город не предоставил альтернатив личному автомобилю, люди сами нашли удобную альтернативу. Запрет - путь в темноту.

          Станислав Киреев
          урбанист
          - Электросамокаты - это часть городской микромобильности, за которой будущее. Чем больше людей предпочтут их двухтонному автомобилю, который ест кучу денег и выбрасывает кучу выхлопов и ещё целый день бесплатно занимает кусок города в центре, тем более прекрасном городе мы будем жить! Запрет самокатов будет абсурден, его просто все проигнорируют и будут правы.

          Дмитрий Шевелев
          урбанист

          Плюсы и минусы электросамокатов от урбанистов

          Мнение участников клуба самокатчиков

          В сообществе Insta_volt_stavropol состоят более 50 любителей езды на электросамокатах. Они устраивают совместные поездки и проводят вместе время. Участники группы также следят за обсуждениями поправок в ПДД и частично согласны с их предложениями, частично нет.
              Выгнать самокатчиков на дорогу - не лучшая идея и для самих самокатчиков, и для автомобилистов. Это скорее повлечёт огромное количество аварий.

              Ограничить скорость на пешеходных дорогах города - да, без проблем. Мы либо перекатываем самокаты в толпе, либо движемся со скоростью потока. Есть эко-режим, со скоростью 5-7 м/ч.

              Как и в любом другом обществе среди самокатчиков попадаются невменяемые индивиды, таких естественно надо наказывать. Но делать из нас монстров, сбивающих пешеходов, не нужно. У нас в сообществе вполне адекватные люди. Мы собираемся, выезжаем за город, общаемся, проводим интересно время. У нас нет цели выехать на самокате в пьяном состоянии. Те, кто увлечены самокатами, им не до выпивки.

              Возможно, прокатные самокаты могут использовать лица в состоянии алкогольного опьянения. Думаем, в прокате должны быть ужесточены правила выдачи самокатов. А их очень легко взять, просто зарегистрировавшись в приложении на телефоне.

              Из правил, выдвинутых недавно Общественной палатой РФ, поддерживаем ограничение скорости в пешеходной зоне, выделение самокатчиков с помощью фар и светоотражающих элементов. Наказание хулиганов должно проходить по всей строгости закона: сбил человека, нанёс тяжелые увечья - отвечай. Также поддерживаем запрет катания в городе подростков.

              И, конечно, очень бы хотелось более развитой структуры велодорожек в Ставрополе. Их строят - это хорошо. Плохо, что они не всегда соединяются между собой, оканчиваясь порой весьма неожиданно.

              Отметим, что Общественная палата РФ предложила приравнять электросамокаты к транспортным средствам. Предлагается разрешить наказывать людей за управление самокатом в нетрезвом виде, нахождение на нем больше одного человека и причинение вреда другим участникам дорожного движения. При этом на дорогу можно выпускать СИМы, которые оборудованы тормозной системой, осветительным оборудованием, звуковым сигналом и защитной экипировкой.
              Общественная палата предложила приравнять самокаты к транспортным средствам

              Заключение

              На данный момент понятно, что правила пользования СИМами необходимы. Так будет регулироваться их пользователи, скорость передвижения. Все это может предотвратить рост аварий с участием электросамокатов. В Ставропольском крае этим вопросом начнут заниматься после того, как подобные решения примут в крупных городах России.

              Когда появятся поправки к ПДД - неизвестно. Ранее сообщалось, что решения Минтранса и МВД по электросамокатам могут быть не готовы к концу лета. Работа с документами продолжается. А пока водители СИМов должны соблюдать требования ПДД для пешеходов, и сами горожане должны быть внимательнее.