АТВ Ставрополь
https://atvmedia.ru/materials/nastennoe-tvorchestvo-i-mir-glazami-raytera
Настенное творчество и мир глазами райтера
2019-09-10 09:40:08
2019-09-10 09:40:08

Настенное творчество и мир глазами райтера

Как устроен мир граффити и зачем ставить везде свои надписи? Может ли увлечение перерасти в работу?

О мире ставропольского стрит-арта и граффити мы поговорили с уличным творцом Андреем Котовским.
- Как давно ты занимаешься граффити?

- Я этим занимаюсь где-то с начала 2009 года. До этого я просто учился в школе и началось все с того, что в другом классе, классе «Б», был младший брат моего друга, который этим увлекался. Он рисовал, была своя большая команда. Ну и началось все с того, что он просто рисовал, а мы с ним общались. Потом появилось больше человек, наша компания начала разрастаться: нас было двое, потом трое, четверо, пятеро, шестеро. И мы заинтересовались этим, стали рассматривать надписи, когда по району ходили. Всякие: хорошо нарисованные, интересные, просто кривые. В общем, я познакомился с таким творчеством еще в 2005 году. В 2009-м мы уже мулевали: автомобильной краской или самодельными маркерами. Они тогда звались «вандалайзерами», смешное такое название. Делать было легко – клей ПВА или клей-карандаш, из которых вытаскиваешь полностью весь состав, промываешь ёмкость, заливаешь чернила и запихиваешь вместо клеящей головки вату. Вот и получается перо, то есть рисующая головка. Давишь на корпус самодельного маркера (если это бывший клей ПВА) и пока рисуешь, оно все вытекает из пера. Так можно было оставлять надпись с подтеками. Чернила кстати, тоже самодельные. Покупаешь тушь и смешиваешь со спиртом, чтобы надпись закреплялась подольше. В случае с клеем-карандашом получались обычные маркеры, без подтеков, да и вату мы бинтом оборачивали, и перо получалось шире. Если туши не было, то использовали обычные краски: акварель или гуашь. Но гуашь, конечно, лучше.

Ну и все свелось к тому, что в 2009 году у нас уже образовались местные команды, но это ничего не значило. Мы просто ходили разрисовывали район.

- А у вас были какие-нибудь тренировки по оттачиванию мастерства?
- Конечно были, мы скетчили, каждый рисовал что-то свое – у всех были скетчбуки. У меня до сих пор парочка осталась. Какую-то часть я дарил, когда был в санатории в 2012-2014 годах. В общем, мы делали зарисовки для себя, рисовали самой дешевой автомобильной краской там, где не видно, за гаражами.

То есть, у нас есть на районе две линии гаражей, и за второй линией сразу лес, там вообщеникто не ходит. В общем, если ты какую-то фигню нарисуешь или накосячишь, то всем будет все равно, потому что это не увидят. Так мы и набивали руку.
- Как придумать себе псевдоним?

- У каждого по-своему. Это как придумать имя для какой-то игры: придумываешь набор букв, который хорошо сочетается и имеет какое-то значение. Главное, чтобы звучало и запоминалось. Можно хоть «Ктулху», хоть ник из трех букв, как у меня – «Nek».

Я к своему пришел не сразу. Менял себе имена около семи раз за 3 года: с 2009 по 2012. В итоге я остановился на одном, который использую до сих пор.

- Что такое «тэг» и какой смысл ставить их везде?

- Тэг сам по себе как читается, так и переводится – «отметка». Чем больше тэгов на видных местах ты ставишь, тем больше тебя знают. То есть от этого зависит твоя популярность в узких кругах (среди «райтеров»). Например, мне друзья часто присылали фотки с моими тэгами, знакомые говорили, что видели в разных местах мои отметки. В общем, это способ самореализации там, где люди в этом разбираются. Чем больше тэгов ты оставляешь, тем популярнее становишься.

- Разграничиваются ли как-то районы города между райтерами и что будет, если поставить свой тэг там, где «не твой район»?

- У нас нет прям деления на районы. Такое бывает обычно в больших городах, где есть воюющие друг с другом команды: кто-то кого-то перекрывает, красит поверх. За это происходят стычки. Но у нас такого нет. Я попадал только 4 раза в подобные переделки. Просто потому что я не знал кто где живет, и случайно рисовал на подъезде или доме какого-нибудь райтера.
Как-то меня нашли вплоть до номера телефона и попросили купить краску и валик, чтобы потом все закрасить. Просто рисовать на чужих домах нельзя. А так, всем все равно, главное не трогать здания, где живут другие райтеры. В общем, смотри и думай, где рисуешь.

- Все ли райтеры могут узнать друг друга по тэгам?

- Все всех знают. Если ты видишь незнакомый тэг, то всегда можешь узнать у кого-то о новом человеке. Я иногда, когда вижу новые отметки, спрашиваю у знакомых, кто это, чем занимается и откуда этот райтер. Но в большинстве случаев все друг друга знают в лицо.

- Ты оставлял свои тэги в других городах?

- Да, конечно. Еще меня просили за других ставить. Например, есть подруга, которая живет в Питере: рисует на поездах, крышах. И когда я ездил в Ростов, по делам,тэгал за себя и за нее - подруга дала мне парочку своих стикеров. То есть, есть еще такое понятие, как стикер-бомбинг – рисуешь что-то свое на стикере и расклеиваешь. Получается тоже самое, что тэг.
Иногда друзья просят тэгнуть за них где-нибудь в другом городе на видном месте, потом сфоткать и прислать им. Так, я был в Ростове, Сочи, Краснодаре, Питере.

- Встречаются ли райтеры, чтобы вместе потэгать или что-то нарисовать?

- Конечно встречаемся, буквально по сей день. Но сейчас из-за работы я уже не часто срываюсь на это дело. Да и все уже работают. А так, ребята все равно собираются, я в Инстаграме истории смотрю, вижу, что собираются еще и тэгают. Но собраться огромной компанией всегда сложно, потому что каждый в разное время свободен.

- Интереснее тэгать в одиночку или с другими людьми?

- Удобнее всегда в одиночку, потому что ты прекрасно знаешь, как ты себя поведешь или среагируешь в любой ситуации.

А за толпу ты не отвечаешь, как бы хорошо ни знал этих людей. Плюс из-за толпы всегда стоит шум-гам, а когда один – тебя не заметно.

- Дорого ли обходится такое хобби? И сколько примерно стоит все самое необходимое?

- Раньше было не сильно дорого: 180 рублей где-то. Хотя, тогда для нас это казалось дорогим удовольствием. Сейчас цены поднялись: самый дешевый баллончик краски – 240 рублей. И то это те банки, которые только-только начинают производиться, и за счет небольшой цены они раскручиваются. Некоторые банки стоят и 600, и 900 рублей. Например, продукция фирмы «Montana» очень дорогая.

Маркеросы раньше стоили где-то по 250-300 рублей. А сейчас – 400, 500, 600 и выше. Цены тоже не маленькие.
- Может ли такое хобби пригодится в будущем и где именно?

- Есть люди, которые на этом зарабатывают: раскрашивают заведения, например, и получают за это не только деньги, но и оставшуюся краску. В общем, это оформление и дизайн помещений. Кто-то уходит в веб-дизайн или какие-то другие художественные направления.

- Есть ли у тебя какая-нибудь безумная история, связанная с твоим хобби?

- Как-то ходили на Чапаевке и тэгали. Там был один тип, который недолюбливал нашу команду, перекрывал наши тэги. Мы пришли с ним пообщаться, а он из подъезда с наездом выбегает, его мать с окна ему кричит, чтоб обратно возвращался. И в общем, после разговора мы решили дальше походить и потэгать. В конце концов, когда мы уже ждали такси, чтобы разъехаться по домам мимо проезжал полицейский патруль. А в этот момент кто-то рисовал на заборе, кто-то по телефону болтал и стену ковырял от скуки. И вот того, кто по телефону разговаривал, приняли за «закладчика», мол, не просто так ковыряет еще и по телефону что-то объясняет. Ну, я заметил, что полицейская машина к нам задом сдает, и кричу, чтоб разбегались. Все в разные стороны. Один вообще каким-то образом перепрыгнул через двухметровый забор и лег в кусты. А я с другими забежал в тупик, и не успел перелезть через другой забор. Нас схватили за ноги и положили на землю. Но мы заранее успели выбросить маркеры, пока машина за нами ехала. В итоге у нас просмотрели все вещи, проверили зрачки и сошлись на том: «А что вы за нами ехали?» - спрашиваем мы, а они в ответ: «А что вы от нас убегали?». В общем, нас отпустили и никакого конфликта не было.
- А если бы у вас нашли эти маркеры, то все могло произойти по-иному?

- Нас бы забрали с собой, оформили штраф за вандализм.

- Есть ли у тебя любимый стрит-арт в городе?

- Сейчас его нет, но раньше был возле ДКиС, где торговый центр «Пилот». Там была школа при СКФУ, которой сейчас уже нет. Так вот, за этой школой были две классно разрисованные площадки в старых стилях граффити. И там был 3D стрит-арт. На тот момент этот стиль был очень сложным в исполнении. Да и такой рисунок был всего один в городе. Все эти площадки со старыми стрит-артами выглядели очень красиво.

Сейчас там уже ничего нет, потому что все перекрасили и стройку проводили, школу закрыли.

- А как тебе стрит-арты, которые недавно нарисовали на стадионе «Динамо»?

- С коммерческой точки зрения, это выглядит приемлемо. Для обычных людей это красиво, а я понимаю, что это было сделано за деньги, а не от души, и из-за этого красота исполнения блекнет.

- Есть ли ограничения по возрасту среди райтеров?

- Прям ограничений нет, но где-то после 25 лет увлечение идет на спад, если хобби не становится работой. Ребята заводят семьи, переезжают в другие города. Но все равно появляются новые люди, новые тэги. И этим может заниматься любой: хоть школьник, хоть взрослый человек.
Автор: Елизавета Крыпаева