Недетские разговоры: как общаться с ребёнком на сложные темы

Каждый малыш приходит в этот мир, ничего о нём не зная. Именно поэтому взросление – сложный процесс, в ходе которого ребёнку требуется помощь родителей. Мы поговорили с детскими психологами Ставрополя, чтобы разобраться: как помочь детям пережить трудные моменты жизни и справиться с возникающими сложностями на только начинающемся жизненном пути. На некоторые из этих тем не всегда готовы говорить даже сами взрослые.

Для удобства мы разделили материал на отдельные блоки.

Откуда я появился


Олеся Калюжина
Семейный психолог
«Если вы будете избегать разговора, откладывая его на старший возраст, то ребёнок рано или поздно найдёт, как получить информацию. Однако какого характера она будет, предугадать трудно. Ведь рассказывать о том, откуда ребёнок появился, можно в контексте любви, принятия, ценностей семьи. А можно получить извращенную информацию, не соответствующую возрасту».

Рассказывать ребёнку о том, откуда он появился, нужно просто и понятно, следуя за интересом малыша.

«Если вы оказались не готовы к разговору, важно сказать, что вопрос очень интересный, и вы подумаете, как лучше на него ответить. И не забыть выполнить обещание».
Если вы будете избегать разговора, ребёнок рано или поздно найдёт, как узнать. Кроме того, он получит посыл, что эта тема – табу, и в следующий раз к вам обратиться постесняется.

Как рассказать ребёнку, откуда он появился?

В зависимости от возраста ребёнку можно рассказать о разных процессах.

  • Малыши до двух лет

    В 2-3 года у детей появляется интерес к вопросам пола. Конечно, что это может спровоцировать и первые вопросы о его появлении на свет. Самое главное правило при подаче информации малышу – всегда спрашивать, что именно его интересует, а только потом отвечать на вопрос. Иногда малыш имеет в виду, какая на нем была одежда, или где в этот момент был папа.
  • Дети от трёх до шести лет

    В 3-4 года ребенку можно дать общую информацию о зачатии и деторождении. Например, что для рождения ребёнка нужны мужчина и женщина, а завести малыша могут только взрослые. Ребёнку может быть достаточно информации о том, что у мамы в животе есть специальный мешочек – матка. В нём он рос и развивался, а потом, когда пришло время, родился.
  • Дети старше шести лет

    Ребёнку старше пяти лет, который проявляет интерес, можно рассказать более подробно о зачатии и деторождении. Интимные подробности стоит опустить. Поговорить на эту тему с ребёнком важно до школы. Иначе повышается вероятность, что эту информацию он всё равно узнает, но в искажённом варианте.

Какие книги рекомендуют психологи?

В каком возрасте стоит начинать знакомство с анатомией?


Олеся Калюжина
Семейный психолог
«Знакомство с анатомией должно вплетаться в обычную жизнь. Не нужно представлять это как некую лекцию, когда нужно сесть и прочитать ребёнку книгу. Сексуальное воспитание начинается с младенчества».

Ещё до года ребёнок узнаёт, что у него есть разные части тела. У малыша нет понятия «интимности», для него половые органы – такая же часть тела как рука или нога. Это мы, взрослые, нагружаем лишними смыслами то, что ребёнку, в силу отсутствия опыта и незрелости гормональной системы, ещё недоступно.

Ребёнок – исследователь, у которого нет повышенной сексуальности. Когда он изучает себя, нужно просто называть те части тела, которые вызвали его интерес.
«Называть части тела нужно сразу правильно: никаких «перчиков» и «вареничков».
Говорить о половых органах следует в контексте бытовых ситуаций – при походе в туалет, подмывании, если малыш сам обратил внимание.

Контент для взрослых: как об этом поговорить?


Олеся Калюжина
Семейный психолог
«Дошкольникам и младшим школьникам лучше объяснить, что существует контент для детей и для взрослых. Бывает, то, что предназначено для взрослых, не несёт никакой пользы детям. Нужно спросить у ребёнка, что именно он видел и как понял. И продолжать разговор необходимо исходя из того, что он расскажет».
Чтобы избежать просмотра взрослого контента, нужно поставить на гаджеты родительский контроль. Но если это уже случилось по какой-либо причине (ребёнок сам посмотрел или ему показали друзья), первым делом нужно успокоиться.
«На эмоциях можно накричать на ребёнка, обвинить его или наказать. Эффект будет обратный – ребёнок замкнется и в будущем будет скрывать факт просмотра».
Нужно спросить у ребёнка, что именно он видел и как он это понял. Продолжать разговор следует из того, что он расскажет и какие вопросы задаст. Часто дети вкладывают совсем иной, детский смысл в увиденное.

Спросите его, зачем он зашёл на сайт. Это поможет понять его мотивы.
«Важно поддерживать с ребёнком доверительные отношения: ведь чем сильнее в семье табуирована какая-то тема, тем больше у ребёнка возникает вопросов и нездорового любопытства».
Если вы узнали, что подросток смотрит взрослый контент, то тоже важно поговорить с ним. Но разговор будет другой: важно донести, что в реальной жизни интимные отношения складываются несколько иначе, а то, что он увидел, больше похоже на фантастический фильм. Это снимет тревогу и завышенные ожидания у подростка, ведь зачастую они верят тому, что увидели.

Стоит ли разговаривать с ребёнком о педофилии?


Олеся Калюжина
Семейный психолог
«С детьми обязательно нужно говорить о таких страшных вещах. Просто делать это нужно аккуратно, предоставляя понятные инструкции, как следует поступать в конкретной ситуации».

Объяснить ребёнку, кто такой педофил, сложно. Достаточно донести, что существуют люди, которым нравится издеваться над детьми. Такие люди больны, и им нужно проходить лечение в больницах. Именно поэтому важно предупреждать детей об опасности в общении с незнакомцами.


«Чудовище»
Лера, 6 лет
Ребёнка необходимо научить, как вести себя в таких ситуациях.
«Необходимо объяснить, что кричать и звать на помощь не страшно и не стыдно. А также, что люди, которые могут причинить вред, совсем необязательно выглядят как злодеи. Наоборот, они могут быть доброжелательными».
И ещё важный момент: педофилы – не всегда незнакомцы. Зачастую трагедия случается буквально под носом, в семье. Поэтому существует так называемое «правило трусиков» – по англоязычной аббревиатуре «PANTS». Она составлена из первых букв пяти основных правил, которым родители должны обучать детей, начиная с 2-3 лет.

Вот эти правила:


1) «Privates are private» – интимные части тела принадлежат только тебе.

Учите ребенка: части тела под нижним бельём можно позволять смотреть и трогать только родителям и врачу в исключительных случаях (гигиенические процедуры до определённого возраста, врачебный приём).

2) «Always remember your body belongs to you» – помни, что только ты можешь распоряжаться своим телом, и никто другой не имеет право что-либо делать с ним.

3) No means no – «нет» означает «нет» – ребёнок имеет право отказать в объятиях любому самому близкому родственнику (например, бабушке).

Нельзя ломать его представления о своих границах, принуждая к тесным телесным контактам против воли ребёнка. Так создаётся возможность агрессивного вмешательства в его личное пространство.

4) «Talk about secrets that upset you» – поделись секретами, которые тебя тяготят.

Следует объяснить малышу, что секреты бывают хорошие и плохие (когда взрослый человек совершил неприятные действия и назвал их «нашим маленьким секретом»). О плохих секретах надо всегда рассказывать близким.

5) «Speak up, someone can help» — расскажи правду, и тебе помогут.

Ребёнок должен быть уверен, что близкие люди не станут наказывать за плохие секреты. Заранее надо обсудить с малышом, кому можно доверить секреты – воспитательнице, учительнице. Взрослые должны гарантировать, что рекомендуемые ими люди окажут помощь.

Рождение младшего ребёнка


Олеся Калюжина
Семейный психолог
«Часто взрослые рассказывают ребёнку, какой интересной будет жизнь после рождения малыша. Но его волнует, как лично его жизнь изменится после рождения брата или сестры. Ребёнок может страшиться изменений. И самый главный его страх – перспектива расставания с мамой».
Фантазию о том, что скоро у него появится компаньон для игр, поддерживать не нужно. Малыш очень не скоро сможет полноценно поиграть. Сначала он будет беспомощным, а чуть позже – беспощадно вторгающимся в границы старшего ребёнка.
«Не обещайте ребёнку, что он будет играть и дружить с новым родственником. Дети дошкольного и младшего школьного возраста живут в позиции «сейчас». Они будут сразу ждать полноценного товарища».
Ребёнок может страшиться изменений. Самый главный его страх – перспектива расставания с мамой. Ребёнку важно рассказать об этом без лишних подробностей. Например: «Меня не будет неделю. В это время ты поживёшь у бабушки, но я каждый день буду разговаривать с тобой по телефону».

Также важно рассказать, как будет выглядеть его жизнь после появления малыша. Это поможет снизить тревогу.
«Чтобы снять переживания старшего ребёнка из-за предстоящих перемен в жизни, можно вместе рассматривать фотографии, где он ещё совсем маленький. Попутно нужно рассказать, как сильно вы его ждали, как ему радовались, каким он был, когда был такой крохой. Это позволит ребёнку ощутить, что он для вас всё также ценен и важен. Потом, в моменты обид, можно будет мягко напомнить ребёнку, что вы о нём заботились так же, как сейчас о малыше.

Просматривая фотографии, также можно отметить преимущество того, что ребёнок стал старше. Например: «Ты можешь есть то, что нельзя малышу. Он не может сам играть, передвигаться и одеваться, а ты – можешь. Он не может пойти в кино или к друзьям в гости, а ты – можешь».

Как рассказать ребёнку, что скоро в семье появится малыш?

Для детей разного возраста существуют разные рекомендации.

  • Малыши до двух лет

    До двух лет у детей нет понимания времени, да они особо и не замечают внешних изменений в фигуре матери. Поэтому сообщать им лучше незадолго до рождения малыша – за пару месяцев.
  • Дети от трёх до шести лет

    С детьми от трёх лет можно поговорить, когда уже будет заметен животик. Им стоит рассказать о происходящем без подробностей: в животике растёт малыш, когда он родится, это будет твой братик или сестрёнка.
  • Дети старше шести лет

    С детьми 5-6 лет можно обсуждать беременность с того момента, как вы сообщили родственникам об изменившемся положении.



«Малыш в коляске»
Вероника, 3 года

Как правильно реагировать, если ребёнок не обрадуется новости?


Олеся Калюжина
Семейный психолог
«Мы не можем избавить старших детей от возникающих чувств. Они могут испытывать обиду, ревность, злость, ощущение отверженности. Но мы можем помочь им справиться с этими чувствами и научить их жить в новых изменившихся реалиях».
Конкуренция за любовь родителей – это нормально. Чтобы помочь ребенку, не стоит настраивать его, во что бы то ни стало, на позитив. Нужно позволить выйти его негативным эмоциям.
«Важно создать доверительную атмосферу, чтобы ребёнок мог безопасно выразить все, что у него на душе. Спокойно относитесь к информации и не ругайте его за плохие слова. Важно проговорить и признать его чувства».
Ребёнку нужно время, принятие не возникает сразу. А если ему меньше 5 лет, то из-за незрелости коры головного мозга ему ещё не доступно чувство любви по отношению к другим детям.

Нужно ли привлекать ребёнка к подготовке к появлению малыша?


Олеся Калюжина
Семейный психолог
«Если ребёнок включается к подготовке к появлению малыша, то берите его с собой, когда делаете покупки для нового члена семьи. И обязательно предложите ему тоже выбрать подарок для будущего братика или сестрёнки».
Рассказывать старшему ребёнку, какой будет новорождённый, обязательно. Во-первых, если ребёнок знает, чего ожидать, это снижает его тревогу. А во-вторых, это снимает нереалистичный образ младенца, которым его наделяют старшие дети. Им кажется, что малыш будет сразу ходить, говорить, играть.

Важно также проговорить, что вы, к сожалению, вряд ли сможете ему уделять столько же времени, как и раньше. Но обязательно выделите личное время, которое вы будете проводить только вдвоём со старшим ребенком.


«Рождение малыша»
Соня, 12 лет

Как реагировать на детскую ревность?


Олеся Калюжина
Семейный психолог
«С появлением младшего ребёнка старший переживает своеобразное «свержение пьедестала». Ведь младенцу, в силу объективных причин, требуется много внимания. И это изменение количества и качества внимания воспринимается старшим ребёнком как предательство и вызывает сильные эмоции в ответ».
Иногда проявление ревности видно сразу: дети говорят, что не любят младшего братика или сестру, отбирают у младенца игрушки, а также привлекают внимание родителей через капризы. Агрессия также нередко становится проявлением ревности – дети щипают, царапают, пытаются ударить малыша.

Но зачастую, особенно получая неодобрение от родителей на открытую ревность, старшие дети демонстрируют скрытую. Они становятся слишком замкнутыми или чрезмерно активными, подражают младенческому поведению, отказываются от любимых ранее игр и занятий. У детей также появляются страхи и даже невротические реакции – тики, заикание и так далее.
«Желательно ещё до рождения малыша ввести ритуалы со старшим ребёнком, которые вы сможете поддерживать после рождения. Это может быть чтение книжки перед сном, настольные игры, выпекание печенья по выходным – что угодно. Когда родится малыш, соблюдение привычных ритуалов позволит ребёнку не так сильно чувствовать, что маминого внимания стало меньше».
Как было сказано выше, ревность возникает из-за борьбы за мамино внимание и любовь. Маме важно выделять время, которое будет принадлежать только ей и старшему ребёнку. Если маме в первое время не удаётся в полной мере это реализовывать, тогда для папы это будет отличный шанс выйти на первый план и найти совместные занятия с ребёнком.

Фокус внимания родителей при проявлении детской ревности должен быть сосредоточен на том, что они понимают обиду и гнев ребёнка. Но необходимо подчёркивать, что малыш – это навсегда, он будет жить с нами.
«Ты же старший» – это обидная и нелогичная фраза. Во-первых, старший ребёнок начинает чувствовать себя как будто вторым сортом. Младший, напротив, почувствует свою вседозволенность. Во-вторых, такая фраза только усилит противоборство детей, только уже исподтишка.

Подарки на праздник: разные или одинаковые, один или общий?


Олеся Калюжина
Семейный психолог
«Даже если дети – близнецы или двойняшки, подарки лучше дарить разные. Постоянное подчёркивание их схожести или, например, примерно одинакового возраста будет способствовать стиранию индивидуальности, фиксированию эмоционального слияния и зависимости друг от друга».
Конечно, гораздо проще купить одинаковые игрушки и избежать скандала на празднике. Однако это не всегда решит проблему, а споры всё равно могут возникнуть.

Родителям нужно понять мотивы, почему они хотят купить детям одинаковые подарки. Если они это делают, чтобы не обидеть одного и не выделить другого или избежать конфликта между детьми – это не забота о детях, а успокоение родительской тревоги.
«Вспоминается случай, когда двум девочкам купили абсолютно одинаковые ведёрки, но они все равно кричали и дрались за то ведро, которое, как им казалось, они взяли первое и его нельзя трогать сестре. Здесь дело не в самом подарке, а в имеющемся факте конкуренции».
Необходимо обсудить с каждым ребёнком, какие подарки они хотят получить. Даже если вам покажется, что они неравноценны. Взрослые и дети по-разному оценивают подарки. Одни – по цене, функционалу, качеству, а другие – руководствуясь желаниями и чувствами. Важно уважать выбор ребёнка.

Если же вы по каким-либо причинам хотите купить один большой общий подарок, то тогда лучше дополнительно купить каждому ребёнку по небольшому индивидуальному подарку.

Развод родителей


Олеся Калюжина
Семейный психолог
«Начать нужно с того, что при разводе ребёнок не может не пострадать. Нужно исключить иллюзии, что правильные слова или поведение позволят ему не заметить происходящее. К сожалению, это не так».
Прежде чем винить себя, нужно понять, что никто не планирует развод, когда женится или выходит замуж. Все хотят жить долго и счастливо, но в жизни происходит по-разному. Иногда развод – единственный выход и крайняя мера. Брак – это ответственность двух партнёров, и он никогда не распадается по вине одного. Самообвинения не имеют ни смысла, ни результата.

Говорить ребенку о разводе нужно сразу, как только супруги приняли окончательное решение. Зреющие решения сообщать не стоит – взрослые передумают, а ребёнок будет переживать и расстраиваться.

Излишне откладывать разговор тоже не стоит. Психика так устроена: чем меньше информации получает человек, тем больше фантазий и своих объяснений, чаще всего пугающих, он придумывает. А если брать в расчет эгоцентричность психики маленького человека, то ребёнок склонен винить себя в произошедшем.

Скрывать ситуацию развода и выдумывать истории о длительной командировке или смерти одного из родителей нельзя. У малыша появятся не только чувство тревоги и вины, но и сильное переживание утраты.




Как правильно сообщить ребёнку о разводе?

1. Лучше сделать это не на бегу, когда вы торопитесь или у вас мало времени, и не перед сном.

Нужно выбрать время, когда вас ничего не будет ограничивать, а после разговора будет достаточно времени, чтобы побыть с ребёнком.

Идеальный вариант – когда оба родителя участвуют в разговоре. Тогда, несмотря на новости, малыш будет видеть, что мама и папа продолжают участвовать в его жизни. Но такой вариант возможен не в каждой ситуации: только при условии, что родители могут провести время вместе без ругани и взаимных обвинений.

2. Ребёнку нужно говорить правду.

Но правда должна быть объективной. В ней не должно быть негативного отношения к партнёру.
«Правда, которую вы озвучиваете – лишь интерпретация, версия одного из супругов. Важно оперировать фактами. Ребёнку не важно, кто кому изменил, кто пил или кто был безответственным. Эта информация не имеет к нему отношения. Ребёнку важно знать, бросили ли его, виноват ли он в этом, любят ли его всё так же или больше нет».
3. Рассказать о разводе необходимо в понятной для ребёнка форме.

Чем младше ребёнок, тем меньше подробностей ему следует узнать. С малышами до трёх лет лучше заранее не обсуждать предстоящий развод, а дождаться, когда он сам начнёт задавать вопросы. Отвечать на них нужно в простой и понятной форме.

Чем старше ребёнок, тем более открытый должен быть разговор. Употребляйте местоимение «мы»: мы посоветовались, мы подумали и хотим тебе рассказать.
При этом донести, вне зависимости от возраста, важно следующие моменты:

  • Что бы ни произошло, я всегда останусь твоей мамой, а папа – твоим папой.
  • Мы всегда будем твоими родителями.
  • Мы всегда будем тебя любить.
  • Мы оба всегда будем о тебе заботиться.
  • Это не твоя вина.
  • У нас есть план, как жить дальше.
Важно объяснить, как теперь будет устроена жизнь семьи: где после развода будет жить другой родитель, как часто ребёнок сможет его видеть и так далее.
«Ребёнок, получая такую информацию, будет меньше тревожиться, он будет видеть заботу родителей».
4. Если в семье несколько детей, делить их между родителями нельзя.

5. Нельзя ребёнка ставить перед выбором и спрашивать, кого он больше любит: маму или папу.

После сообщения новости о разводе ребёнок может испытывать разный спектр чувств: страх, потерянность, неуверенность в себе, грусть, разочарование, вину или гнев.

Важно этим чувствам дать место – не бойтесь говорить с ребёнком о том, что он чувствует. Признавайте эти чувства нормальными, не осуждайте и не запрещайте их.



«Плохие эмоции»
Вероника, 3 года

Как познакомить ребёнка с новым партнёром родителя?


Олеся Калюжина
Семейный психолог
«Появление нового члена семьи – это всегда стресс для ребёнка. Знакомство лучше отложить до момента, когда мама или папа поймут, что готовы строить новые отношения. Конечно, никто не гарантирует, что они – навсегда. Но если вы изначально не уверены, что для вас это серьезно, не стоит знакомить детей со своим избранником».
Сообщать об изменениях в семье нужно заранее, а не накануне переезда избранника или к избраннику. Ребенку нужно время, чтобы понять и принять, что жизнь поменяется, а новый человек станет частью семьи.

Первые встречи лучше организовывать на нейтральных территориях (кафе, парк, кинотеатр).

Не стоит сразу рассказывать ребёнку, что это новый папа или новая мама. Важно понимать, что это вы устраиваете свою личную жизнь. От сына или дочери нельзя требовать безусловного расположения и принятия нового человека.

Не менее важно, чтобы и избранник проявил искреннюю заинтересованность в установлении контакта с вашим ребёнком.

Как сообщить, что у ребёнка появится сводный братик или сестрёнка?


Олеся Калюжина
Семейный психолог
«Обычно именно рождение совместного ребёнка вызывает больше всего чувств и реакций. Самое главное – донести до сына или дочки из прошлой семьи, что с рождением совместного малыша его место в вашей жизни не изменится. Вы по-прежнему будете его любить. Иначе ребенок может подумать, что его место займет другой малыш, который отнимет вас у него».
Покажите ребёнку ситуацию с другой стороны: у него появится ещё один родной человечек, который будет его любить. Старшего ребёнка необходимо заверить, что он останется любимым, и в вашем сердце любви хватит на всех.
«Для наглядности можно зажечь свечу: пламя будет символизировать вашу любовь. От этой свечки можно поджечь другие. Это покажет, что, сколько бы свечей мы не зажигали, пламя свечи не становится меньше. Так же и с любовью».
Необходимо набраться терпения. Даже при подготовке у малыша могут возникнуть ревность, обиды и проверка: действительно вы его любите.

Отчим: называть по имени или папой?


Олеся Калюжина
Семейный психолог
«Это зависит от возраста ребенка, а также от того, какие отношения возникнут между малышом и отчимом. Чем более близкие и доверительные отношения у них сложатся, тем более вероятно, что ребенок захочет называть отчима папой. Важно, чтобы это было только решение ребёнка, без уговоров и принуждения».
Если говорить о маленьком ребёнке, то довольно часто он начинает называть отчима папой. Особенно если биологический отец не принимает участие в жизни малыша.

В ситуации с подростком не всё так просто. Они имеют жизненный опыт, свои ценности, а также представления о правильности и допустимости. Важно не задаривать ребёнка подарками, а также не заигрывать с подростками. Они чувствуют неискренность и могут сами начать хитрить и манипулировать, чтобы получить свои выгоды.
«На самом деле, не так важно как ребёнок будет называть отчима. Пусть называет так, как ему будет комфортно. Самое главное – это построить тёплые, дружеские или хотя бы уважительно-нейтральные отношения».

Смерть


Анастасия Цветкова
Детский психолог
«Смерть – это часть жизни. Если быть точнее, это то, что означает её окончание. Ребёнок наблюдает за темой смерти с маленького возраста. Неважно, кто уходит: герой мультфильма, насекомое или домашнее животное. Всё это провоцирует вывод ребёнка: если он может умереть, я тоже могу».
В 4-7 лет у малыша наступает «возраст страхов»: в том числе страха смерти – как своей, так и близких людей. Эти вопросы беспокоят ребёнка достаточно долго.

Универсального способа, как разговаривать о смерти, не существует. Не бывает советов из разряда: «Делайте так, и ваш ребёнок не будет бояться». Страх – естественная функция психики. Это эмоциональное переживание, которое важно не игнорировать.

У каждого ребёнка происходит свой индивидуальный процесс. Малыш может задавать вопросы, которые его интересуют. Главная задача родителей – не отворачиваться от них, а отвечать.

Стоит также учитывать, что если ребёнок переживает о том, что он может умереть, это одна история. Совсем другая – если ребёнок сталкивается со смертью в реальной жизни. К сожалению, такое случается.

Как разговаривать с ребёнком о смерти?


Анастасия Цветкова
Детский психолог
«Я предлагаю родителям или близким людям, которые ухаживают за ребёнком, разговаривать о смерти в том ключе, в котором они сами это понимают. Нужно понять: что это для них? Кто-то верит в переселение душ, кто-то в бога, перерождение и так далее. В этом вопросе каждая семья опирается на свою систему знаний и ценностей».
Самое важное – учитывать возраст и не перегружать ребёнка деталями. Например, объясняя очень сложные процессы. Нужно преподнести информацию так, чтобы страх не мучил ребёнка и не определял его жизнь.

Малышу важно дать понять, что вы открыты для диалога. Когда тему не замалчивают, она становится менее заряженной. Если об этом можно говорить, размышлять, задавать вопросы – внутри не будет скапливаться психическое напряжение.



«Смерть пёсика»

Как рассказать ребёнку о смерти домашнего любимца?


Анастасия Цветкова
Детский психолог
«Тема смерти напрямую связана с процессом горевания. Он запускается, когда мы что-то теряем, пусть даже незначительное. В серьёзных случаях процесс горевания имеет определенные стадии и может быть достаточно тяжелым. Это как раз касается потери домашних животных, особенно если это питомцы, которые живут долго и с ними можно иметь близкий контакт».
Специалисты даже рекомендуют ребёнку иметь домашнее животное, которое недолго живёт. Например, можно завести хомячка или насекомое. Так малыш сможет увидеть цикличность: есть начало жизни, есть её течение, а есть – конец. Отгоревать маленькое насекомое для ребёнка проще, чем пережить реальную потерю, с которой он сталкивается. Это подготовка к тому, что рано или поздно неминуемо ворвётся в его жизнь.

Процесс горевания может быть достаточно тяжёлым при потере домашнего любимца, особенно если животное контактное. Кошки и собаки, например, живут не дольше человека, но довольно долго. Они способны перенимать привычки, подстраиваться под человека, доставлять ему удовольствие и радость. Человек много проецирует на питомцев и очень к ним привязывается. Поэтому их уход – огромная потеря.

У ребёнка в таком случае могут проявиться определенные симптомы. Например, на время он может потерять аппетит. Могут появляться тики, энурез или усилиться ночные страхи. Ребёнок может тревожиться. На какое время это затянется, зависит от того, как малыша поддержит близкое окружение.

Когда домашнее животное уходит в течение какого-то времени – например, из-за болезни, – ребенка нужно подготовить к процессу утраты. Сначала мы может сказать малышу, что животное заболело, потом – что лечится, после – что плохо себя чувствует.
Важно помнить следующую схему: чем младше ребёнок, тем более порционно мы преподносим ему информацию.
Если животное ушло резко – например, попало под машину – информацию всё ровно лучше рассказать дозированно. Это может занять какое-то время.

Далее следует ожидать процесса горевания. Дети горюют достаточно сильно. Это будет долгий процесс, который может продлиться дольше недели. Это не тот случай, когда ребёнок поплачет один день и забудет. В этот момент важна готовность взрослых.

Может сложиться так, что взрослые настолько переполнены своими собственными чувствами, что они не в состоянии выдержать плач ребёнка, дать ему много времени.
Нужно выбрать взрослого, который наиболее устойчив, но при этом чувствителен. Это бывает сложно. Иногда только психолог может явиться таким человеком для ребёнка: ведь может сложиться так, что родители не в состоянии помочь справиться с чувствами.
Иногда у родителей есть определенный паттерн горевания. Например: если у нас происходит утрата, мы не горюем. Ничего страшного не произошло, жизнь продолжается, мы двигаемся дальше.

Если родители запрещают горевать себе, то они запрещают горевать и своим детям. Это сложная история: в таком случае мы сталкиваемся с блокированием энергии, которой очень много. Она остаётся внутри. Это может стать травмирующей историей для ребёнка. Малыш выстроит свою жизнь, исходя из полученной травмы. Он может стать тревожным, беспокойным, быть плаксивым, слишком сильно привязываться к кому-то, очень контролирующим – ему нужно будет держать всё под контролем, чтобы ничего плохого не случилось. А может отстраниться, отказывать себе в возможности иметь домашнего питомца, чтобы не столкнуться с потерей. Травм существует огромное множество, и это важно учитывать.

Как рассказать ребёнку о смерти близкого человека?


Анастасия Цветкова
Детский психолог
«При потере близкого человека работают те же принципы. На горевание может потребоваться около года, чтобы прошла острая фаза. Здесь снова нужен человек, который поможет ребёнку просто говорить. Который будет эмоционально доступным и сможет отвечать на все вопросы, возникающие у малыша. Быть с ним добрым, понимающим, чутким».
Если человек болеет, ребёнку также важна дозированная подготовка к тому, что произойдёт уход.

Внезапная потеря – это большое потрясение. Информацию также можно делить на части. В этот момент важны только те детали, которые запрашивает малыш. Близкий взрослый преподносит общую информацию, которую ребёнок обрабатывает. Ему многое может быть непонятно, тогда он задаст вопросы. Самое главное – чтобы он говорил. Также важно принятие всех его чувств.


«Смерть»
Костя, 9 лет
При потере близкого человека важна ещё одна вещь: о важных людях мы храним память. Мы может предложить малышу сохранить воспоминания через символы. Например, сделать коробочку памяти о том человеке, который ушел. Предложить малышу совместно её разрисовать и наполнить тем, что дорого для ребёнка в контакте с этим человеком.
Это может быть совместная фотография, совместно засушенный в книжке цветочек, игра или рисунок. То, что ребёнок самостоятельно формирует уже сейчас: может быть, вещь, которую ему хотелось бы подарить этому человеку, или запись воспоминаний, если ребёнок старше.

Эта коробочка может существовать очень долго и сопровождать малыша на протяжении всей его жизни. Она важна для ребёнка тем, что останется память, а значит, и контакт со своими переживаниями. Это поможет малышу понять, что человек может уйти, но воспоминания о нем сохраняются.
В моменты, когда ребёнку грустно, он может открывать коробочку и рассматривать символы. Он может снова плакать или переживать. Со временем это превратится в светлую грусть – в переживание утраты через другие чувства.

Какие книги на тему смерти прочитать с ребёнком?


Анастасия Цветкова
Детский психолог
«Тема смерти фигурирует в разных произведениях. Я призываю не забывать о классических примерах – народных сказках. Почти в любой из них есть смерть: живая и мёртвая вода, смерть главного героя и его воскрешение. Сказки дают много почвы для размышлений и делают это в иносказательной форме, что воспринимается гораздо легче, чем прямой текст. Так малыш знакомится с темой смерти. Если он задаёт вопросы, это повод поговорить».
Есть тематические книги, которые могут помочь родителям найти подходящие слова. Одна из них – «Мой дедушка был вишней».

Рекомендации давать трудно. В литературе и мультипликации подходит тот вариант, который придется по душе самому родителю. Когда взрослый поймёт, что эта книга ему не противоречит.

Часто родители теряются и не понимают, что сказать ребёнку при утрате. Тогда они могут открывать детские книги и находить для себя ответы. Можно читать их с детьми, размышляя о смерти вслух.

Стоит ли брать детей на похороны и поминки?


Анастасия Цветкова
Детский психолог
«Похороны – одна из немногих традиций, которая сохранилась у современного человека. Есть свадьба, а есть похороны. Но вообще ритуалы и традиции сейчас во многом утратили своё значение. Мы видим много тревог, беспокойств и панических атак – в том числе, по этой причине».
Традиции и ритуалы собирают много людей: родственников, друзей. Они приходят в том числе на похороны. С одной стороны, ребёнок может увидеть, как переживают разные люди, ведь есть разные варианты переживания эмоций. С другой стороны, он почувствует себя сопричастным. У него будет возможность не оставаться на другом берегу, а быть вместе со всеми.

В ситуации с похоронами и поминками нужно опираться на готовность родителя. Будет ли он иметь возможность помочь малышу пережить эти события? Кроме того, только родители знают, в каком состоянии пребывает их ребёнок, насколько он чувствителен, что для него будет болезненным и не перегрузит ли это малыша.

СВО


Анастасия Цветкова
Детский психолог
«Тема специальной военной операции очень сложная. Тяжело, когда кого-то забирают из семьи в зону военных действий. Блок «Смерть», про тему утраты и процесс горевания, напрямую относится к этой теме».
Когда семья провожает мужчину в зону военных действий, это тоже своего рода потеря, пусть и временная. Процесс горевания необязательно связан с физической потерей – смертью, она может быть и при потере эмоциональной. Поэтому когда человек теряет связь с другим человеком, процесс горевания также запускается.

Как правило, когда женщина провожает мужчину, она сама испытывает потрясение. Оно длится несколько месяцев. Его провоцируют недостаточное количество связи и постоянные тревожные мысли о самом страшном. Малышу в этот момент тоже не просто.

Дети будут задавать много вопросов. Важно в непростой мировой ситуации говорить дозировано. Говорить при этом очень важно. Рассказывать малышу о том, что он способен воспринять, и смотреть, какие чувства это у него вызовет.
Малышу нужно всё объяснять понятными и доступными словами. Главное, чтобы это не шло вразрез с представлением родителей.


«Война»
Ева, 6 лет
Взгляда родителей на ситуации в мире достаточно для ребёнка, чтобы сделать собственные выводы. Придумывать специальные заготовки не нужно. Главное выразить свою мысль, но словами, которые будут соответствовать возрасту малыша и не перегрузят его.

Самое главное – держать связь с уехавшим человеком, насколько это возможно. А также часто о нём разговаривать.

Нецензурная лексика


Татьяна Вершинина
Психолог
«Даже в самой благополучной семье в какой-то момент наступает момент, когда родитель слышит от ребёнка нецензурные слова. Мы не можем полностью оградить ребенка от воздействия внешнего мира, даже если нецензурная лексика в семье не употребляются».
Существует несколько причин, по которым дети используют бранные слова. Важно знать возраст ребёнка – это поможет объяснить его мотив для использования таких выражений.

Почему ребёнок употребляет «плохие» слова?

В два-три года ребенок интенсивно собирает информацию об окружающем мире и пополняет свой словарный запас. Чаще всего малыш даже не понимает смысл нецензурных слов. Они интересуют ребёнка из-за эмоциональной экспрессии.

Малышу может быть просто интересно: дети этого возраста, познавая мир, много подражают и копируют то, что услышали.
Дети постарше через нецензурные слова могут выражать свою агрессию. Ведь если ребёнок толкнёт или ущипнёт другого, его за это накажут. Тогда нецензурная лексика становится его словесной защитой.
«Иногда это способ привлечь внимание – особенно если ребёнок испытывает его нехватку. Мат почти гарантировано обратит внимание родителей на него».
В 6-9 лет нецензурные слова могут быть способ выражения независимости и протестом – например, против контроля.

В подростковом возрасте характерен мотив самоутверждения: ребёнку важно получить признание и одобрение у сверстников. Таким образом он стремится продемонстрировать свою взрослость.

После 14 лет интерес к матам уходит: из них исчезает новизна, и нецензурные выражения не вызывают таких эмоций.

Как объяснить ребёнку, когда не стоит использовать мат?

Разговаривать об этом следует учитывая возраст ребёнка.

  • Малыши до трёх лет


    Малышу можно показать другого ребёнка, который произносит плохие слова, и произнести: «Смотри, он ругается, и маме за него стыдно». Детям этого возраста легче воспринимать примеры со стороны. Можно использовать сказочных персонажей.
  • Дети от четырёх до шести лет

    Ребёнку важно объяснить, что культурный человек старается такую лексику не употреблять. Ведь слова-паразиты делают нашу речь некрасивой и обижают других людей. Можно даже сравнить использование мата с вредными привычками и неприятными жестами, такими как показывание языка.
  • Дети от шести до девяти лет

    Детям постарше родители должны объяснить, что они уважают их взросление, но есть другие способы проявлять свою взрослость и самостоятельность. Например, ребёнку можно давать поручения и доверять принятие решений. Это подчеркнёт его значимость.
  • Дети старше девяти лет

    С подростком нужно быть особенно деликатным. Важно проводить с ребёнком больше совместного времени, беседовать, иметь общие увлечения. Если ребёнок употребил нецензурное слово, можно его перефразировать. Например, спросить: «Ты хотел сказать, что ты недоволен? Скажи это, пожалуйста, другими словами».

Как нужно реагировать на нецензурную лексику?


Татьяна Вершинина
Психолог

«Родители должны реагировать на нецензурную лексику спокойно и твёрдо. Важно донести до ребёнка: так выражаться у нас не принято».
Некоторые реакции родителей могут усиливать интерес к нецензурным словам, а не уменьшать его. К ним относятся наказания, не объясняющие фразы из разряда «я тебе сказал: нельзя», попытки пристыдить ребенка или акцентирование внимания.
«Если в семье нецензурные слова не используют, у ребёнка они не закрепятся. Период интереса к ним скоро пройдёт, как и попытки утвердиться таким образом».

Приёмный ребёнок


Татьяна Вершинина
Психолог
«Дети появляются в семьях разными путями. Иногда родители принимают решение, что они хотят родить ребёнка. А иногда – по разным причинам – усыновить. И тогда рано или поздно перед приёмными родителями встаёт вопрос о тайне усыновления».
Исторически усыновление являлось открытой процедурой, где никто не скрывал эту информацию от ребенка. Затем взгляды изменились: специалисты стали рекомендовать не разглашать эту информацию. Однако, как показывает практика, чаще всего такая информация рано или поздно становится открытой. И тогда ребёнок может по-разному на неё отреагировать.

Сегодня специалисты считают, что ребёнку нужно рассказывать, как он появился в семье, что у него есть другие родные, даже если он их никогда не видел. Тайны редко приносят пользу. Часто приёмные дети на рисуночных тестах изображают не одну пару родителей, а две. В их психике всё равно остаётся воспоминание или фантазия о другом опыте.

В каком возрасте стоит рассказать малышу, что он – приёмный?


Татьяна Вершинина
Психолог
«Из клинического опыта известно, что телесная память ребенка хранит информацию обо всей его жизни. Иногда бывает так, что ощущения ребенка подсказывают: у него был разный опыт. И если в сознании информации об этом нет (например, ребёнку не рассказали об усыновлении), это может вызывать растерянность и тревогу».
Как и когда рассказывать малышу о том, как он появился в семье, зависит от возраста, в котором ребёнка усыновили. Но лучше это сделать до подросткового периода.
«Подростковый кризис – один из самых серьёзных кризисов в жизни человека. Он ещё называется «кризисом идентичности». В этот момент принять такую информацию ребёнку будет гораздо сложнее».
Если ребёнок попал в семью в совсем маленьком возрасте, до трёх лет, ему эта информация будет неинтересна. А когда он начнёт задавать вопросы о том, как он появился на свет, ему можно рассказать, что малыши приходят в семьи разными способами.
«Малышу можно сказать: «Мы очень хотели ребёнка, но он у нас не появлялся. Тогда мы решили пойти в дом, где живут детки, и выбрали тебя. Ты нам очень понравился, мы тебя полюбили».
На помощь также могут прийти сказки и мультфильмы на тему усыновления. Чем более спокойно и открыто вы говорите об этом, тем более уверенно и спокойно почувствует себя ребёнок.

Чтобы понять, правильно ли малыш воспринял информацию, нужно обратить внимание, остались ли у него вопросы. К сожалению, если ребёнок ни о чём не спрашивает, это не всегда значит, что его эта тема не беспокоит. Иногда бывает наоборот: это может быть тревожным сигналом, что малыш переживает и боится огорчить взрослых.

Ребёнку нужно дать понять: тема усыновления открыта, он всегда может к вам обратиться.

Повторять этот рассказ придётся несколько раз. По мере взросления ребёнок может задавать новые вопросы по этой теме. На них нужно отвечать спокойно и открыто, учитывая возраст ребёнка – без лишних подробностей, которые малышу могут быть непонятны.


«Одинокий ребёнок»
Саша, 7 лет

Что делать, если информация об усыновлении стала неожиданной?


Татьяна Вершинина
Психолог
«Ребёнку можно рассказать о своих переживаниях. Ему важно знать, что вы не хотели причинить ему боль, что очень волновались. Ведь родители тоже испытывают тревогу, когда думают, как ребёнок отнесётся к ним, если узнает правду».
Если разговор в семье происходит сложно, нужно обратиться за помощью к специалистам. Не только ребёнку, но и родителям. Можно прийти на консультацию вместе. Важно это пережить, сохранив доверие в отношениях и близость.
«Чаще всего ребёнок опирается на состояние родителя. Если взрослый в этот момент остается устойчивым, спокойным и доброжелательным, то его сын или дочь лучше воспринимает информацию. Если же взрослый переживает и тревожится, ребёнок также ответит на это тревогой».

Как подготовить родного ребёнка к появлению приёмного?


Татьяна Вершинина
Психолог
«Важно выслушать страхи и возражения кровного ребёнка. Он должен понимать, что вы готовы его слушать и помогать ему переживать эти чувства, а также искать решение проблем и вопросов».
Если решение об усыновлении ребенка принимается семьёй, где есть кровные дети, важно с ними обсуждать предстоящий шаг. Выслушать их точку зрения, рассказать об отличиях усыновленных малышей.
«У приёмных детей может быть недостаточно бытовых навыков. Они могут выражать разные чувства, так как долгое время находились без близкого человека рядом».
  • Хаги Ваги и Киси Миси: вредят ли детской психике игрушечные монстры?

    Анастасия Цветкова, детский психолог и игровой терапевт из Ставрополя, рассказала, почему дети любят «страшилки» и стоит ли разрешать играть со «страшными» игрушками.

  • Как защитить ребёнка от падения из окна?

    Новости о детях, выпадающих из окон своих квартир, нередко появляются в информационном поле. Что же можно сделать, чтобы подобные случаи не повторялись?

Автор: Татьяна Александрова
ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен