Признание в любви городу и театру: взгляд из театра "Слово"

Чему учит "Слово", как передать любовь к городу в пьесе и может ли любой человек выйти на сцену? Мы побывали на репетиции театра-студии "Слово" и поговорили с режиссером.
Театр-студия "Слово" существует уже 25 лет. Здесь учатся дети разных возрастов. Нередко "Слово" не отпускает - и уже взрослые выпускники выходят на сцену.

У студийцев она неразрывно связана с именем основателя студии и режиссера Владимира Гурьева - именно его имя уже несколько лет и носит театр. Ученики - студийцы и нынешний режиссер Евгений Пересыпкин - в каждом своем действии стараются нести идеи "Слова".

Евгений Пересыпкин, режиссер Театра-студии "Слово" им. Гурьева

Вообще оригинальное название пьесы - «Парижские приключения», но Сургучев любил изменять названия. Например, он вполне мог изменить Париж на какой-нибудь российский город. Вот мы и допустили такое предположение. Человек, который дал возможность театру поставить эту пьесу, исследователь Сургучева Александр Фокин сказал, что это было бы интересно и правомерно.
Спектакль благотворительный: все средства, которые будут собраны на спектакле, пойдут на обустройство Дворца детского творчества. В прошлый раз мы смогли обустроить площадку перед дворцом, поставили лавочки, на которых сейчас родители ждут детей.
Сейчас мы работаем над большим, важным для нас спектаклем. Он посвящен землячке, Римме Ивановой, героине Первой Мировой войны, единственной женщине, которая получила орден Георгия Победоносца. Мы получили президентский грант.
На основе научных исследований о жизни Ивановой я написал сценарий. Премьера планируется на конец апреля-начало мая.

Это будет очень массовый спектакль с костюмами, соответствующими эпохе, декорациями, которые будут отражать эпоху Первой Мировой – окопами, поездами. В нем будут задействованы только наши студийцы: как те, кто обучается первый год, так и те, кто уже 25 лет на сцене.

Вообще основатель нашего театра, Владимир Гурьев, всегда был проповедником духовных ценностей. Это те принципы, на которых наша человеческая жизнь стоит: любовь, взаимовыручка, поддержка, правда. И мы продолжаем проповедовать эти ценности. Я очень рад, что студийцы, которые к нам приходят, читают здесь стихи, интересные произведения. Они, что называется, оторваны от улицы, от мелких сиюминутных интересов. Начинают думать о других, более глобальных вещах. Задача театра вообще – заставить человека задуматься. Зачем ты пришел в этот мир, зачем тебе жизнь дана – просто чтобы пойти погулять, похохотать? Или ты пришел в этот мир, чтобы оставить значимый след? Вот если пьеса затрагивает эти струны души не только студийцев, но и зрителей, я выбираю ее и ставлю на сцене.
Иногда после спектакля мне говорят: «Этот спектакль меня затронул, я теперь буду не один день еще думать о том, что увидел, что меня потрясло». Тогда я считаю, что наша работа не напрасна.

Еще в пьесе для меня важно рассказать о Ставрополе. Например, спектакль «Освобожденный город» мы тоже поставили по ставропольской тематике – про период оккупации.

Мы вывели на сцену образы тех героев, которые не дали фашистам сжечь город дотла. Когда фашисты отступали, они сжигали и минировали все на своем ходу. А подростки всеми силами пытались этому помешать. И вот об этом подвиге наш спектакль, о подвиге нашего народа. И люди узнают, что оказывается, Ставрополь тоже имел к войне некоторое отношение и здесь были такие ужасы - и такие герои. Это важно.

И вот спектакль о Римме Ивановой - это тоже ставропольская тематика. И «Ставропольские приключения» - тоже, потому что жанр этого спектакля я определил как «признание в любви Ставрополю и Его Величеству Театру». Потому что мы видим очень много фотографий и нам на самом деле есть чем гордиться – у нас красивый город. Многие приезжают и говорят – у вас красивый город. А мы этого не замечаем и не ценим. И вот о любви к городу, о любви к театру рассказываем мы на сцене. Важно, чтобы люди приходили в театр, они получали новые впечатления и уходили с вновь ожившей душой.
Многие режиссеры говорят о том, что любой спектакль, который ты поставил – это твой ребенок. Нельзя между детьми выбрать более любимого и более ценимого. Но, конечно же, есть спектакли, на которые ушло больше сил, больше энергии. Один такой спектакль я очень люблю, но он сейчас не идет в нашем репертуаре – это «Судьба человека», инсценировка по одноименному рассказу Шолохова.

Он был очень важным для меня. Но, к сожалению, он сохранился только в видеоварианте. Сейчас в репертуаре тоже есть Шукшин, «Жил человек». Для меня важно понимать, зачем мы пришли в этот мир и есть ли цель нашего присутствия. И вот из-за мыслей о том, что наша жизнь не напрасна, «Жил человек» для меня – сейчас самый важный спектакль.

На подготовку спектаклей уходит от трех до четырех месяцев. Но есть у нас театральные проекты, в которых мы за полтора месяца ставим спектакль. Например, на сцену могут выйти адвокаты. В таких условиях получается качественный спектакль, но, конечно, не профессионального уровня. Но ведь и играют любители. И говорить о профессиональной подаче материала мы не можем, но мы к этому стремимся. И люди выкладываются на все сто процентов. Моя задача как режиссера – не заставить актера выполнять то, что я хочу, а помочь ему реализовать тот потенциал, который в нем заложен. Каждая роль предназначена именно тому человеку, который ей наиболее адекватен и наиболее ей соответствует. Поэтому роль создается на личных качествах актера – взращивается и дополняется. На сцене уже реализуется не просто актер, не просто роль, а артист в роли – личные качества дополняют качества персонажа.
Знаете, у нас есть интересные театральные студии, театры, куда нужно ходить. Я думаю, что нужно формировать театральное поле, чтобы как можно больше людей знали о том, что у нас происходит. Потому что, например, есть прекрасный театр «Добрый жук», но не все знают, что он вообще есть. Нужно информационная политика по привлечению зрителей в театры. На мой взгляд, не хватает только этого.

ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен