Современным ученикам — современный учитель,
или кто сегодня преподает уроки в школах

Школа — место, где дети проводят большую часть времени. Дни учеников складываются из уроков, перемен, внеклассных мероприятий. В школе ребята учатся строить не только геометрические фигуры, но и отношения со сверстниками и старшими людьми.

Комфортную и продуктивную атмосферу в учебном заведении создают разные факторы. Важный винтик в этом большом механизме — педагоги. Как и в любой организации, в школе периодически меняется состав работников: на смену одним учителям приходят другие. Новыми сотрудниками могут оказаться как опытные специалисты, так и недавно получившие образование.

2023 год — год педагога и наставника, а значит — подходящее время разобраться в вопросах:
  • Как работают молодые учителя и что такое современный подход в образовании?
  • К чему обязывает профессия школьного педагога?
  • Какие стереотипы о молодых учителях существуют и насколько они правдивы?
  • Можно ли педагогу свободно вести социальные сети?

Чтобы получить ответы, мы поговорили с молодыми учителями Ставропольского края об их работе, а также узнали мнение опытного учителя о спорных вопросах по теме современного образования.


1
Анна Владимировна Сопрун
Учитель русского языка и литературы
Ведет уроки у 5-11 классов в МБОУ СОШ №21
Стаж работы: 7 лет

Какой он – современный подход к образованию школьников?

Современный подход это позиция учителя не «над» учеником, а рядом. Мне нравится фраза: «Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Но без дисциплины, требовательности и организованности никуда.

Быть на одной волне с учениками: за и против

По мнению Анны Сопрун, родитель или учитель не может быть авторитетом просто потому что он взрослый.
Надо быть ориентиром, чтобы ребенок смотрел и думал: «Хочу уметь так же». А чтобы это осуществить, нужно с детьми дружить, быть своим, слушать их и понимать. Конечно, это отчасти может влиять на дисциплину в отношениях учитель-ученик, но ведь наша задача не только учить, но и воспитывать. Своим ученикам всегда говорю, что в нашем с ними мире демократия, что они могут выбирать, принимать решения, выражать свое мнение. Здорово, когда получается найти с ними контакт и стать для них авторитетным другом.

Социальные сети: что учителю можно, а что нельзя?

Анна рассказала: ученики могут писать ей сообщения в социальных сетях, но информация ее страниц скрыта. Учитель объясняет: это помогает разграничить личное и работу.
Дети относятся с понимаем, хотя регулярно просят добавить в друзья.

2
Кристина Сергеевна Павленко
Учитель русского языка и литературы
Полтора года вела уроки у 5 классов в лицее №14 им. Нургалиева
Стаж: 2 года

Стереотипы о молодых учителях

Стереотип 1: Учиться по этой специальности идут те, кто недобрал баллов для поступления на другую.
Кристина Павленко училась на филологическом факультете. Она отметила, что среди ее одногруппников почти не было тех, кто хотел стать учителями. Работать в школу, по словам Кристины, ушли только человек пять и сделали это осознанно.

Сейчас в учителя идут те, кто действительно этого хочет. В школе каждый день придется работать с маленькими неокрепшими умами, которые не всегда готовы коммуницировать на том уровне, на котором хочешь ты. Тебе придется подстраиваться, меняться, снова учиться.
Стереотип 2: Молодые учителя придерживаются позиции «неважно чему учить, важно – как».
По мнению учителя, современные дети отличаются даже от людей, которым сейчас «немного за 20». Мечты учеников стали конкретнее: не просто стать известным человеком, а стать, например, известным шахматистом. Поэтому важно не только то, какие знания дает учитель, но и насколько доступно для современного ученика он это делает.

Нельзя учить по методу «я учитель – я главный». Иногда с учениками полезнее просто поговорить или поиграть. Так они поймут материал быстрее, чем если заставить их зубрить. Причем сейчас это практически нереально.
Тем не менее, учеба не может быть исключительно легким и веселым процессом.

Слишком много развлечений не бывает. Или бывает?

Невозможно постоянно проводить веселые занятия. Всегда будут уроки, которые проходят как уроки в классическом понимании. В какой-то момент это осознание настигает и, конечно, немного разочаровывает, но к этому привыкаешь.
Педагог рассказала, какие игры она проводила с учениками в ставропольской школе:

На русском языке мы делали кроссворды, на литературе создавали Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России), страницу во ВКонтакте, TikTok Тургенева. По Чехову ставили пьесы.
Кристина заметила: иногда учителя отказываются от идей, так как думают, что детям будет неинтересно. К счастью, это неверно. Если дать ученикам возможность проявиться, они обязательно ею воспользуются.


3
Анастасия Васильевна Черемисина
Ведет уроки у младших классов в МБОУ СОШ 39
Стаж работы: 4 месяца

Какой он – современный подход к образованию школьников?

Современный подход – это включать в работу новые технологии, приглашать детей к участию в олимпиадах и онлайн-занятиях на школьных платформах, разбавлять уроки играми и конкурсами, организовывать проектную деятельность.

Слишком много развлечений не бывает. Или бывает?

Анастасия Черемисина отметила: руководство школы не отвергает идеи начинающих педагогов.

В нашей школе десять первых классов, и в девяти из них работают молодые учителя. Администрация и старшие коллеги поддерживают нас и говорят, что за нами будущее.
Сама Анастасия считает, что между развлечениями и обычными уроками должен быть баланс. Можно остановиться и поиграть с детьми, но важно вовремя вернуться в учебный процесс.

Социальные сети: что учителю можно, а что нельзя?

На первом совещании, когда я только устроилась на работу, мне сразу сказали проверить записи и фотографии в социальных сетях, чтобы там не было никакого нецензурного контента. Делиться фото и видео с прогулок в обычной одежде – совершенно нормально, но нужно обязательно фильтровать то, что показываешь в социальных сетях.


4

Молодые учителя могут рассказать о современном образовании много интересного. А что об этом думают опытные специалисты? Как они относятся к новым работникам и что считают приемлемым в поведении учителя, а что ставят под запрет?

Светлана Валентиновна Кунаковская
Ведет уроки у 5-11 казачьих классов в МОУ СОШ №9
им. атамана Репникова ст. Расшеватской
Стаж: 27 лет

Почему важно давать дорогу молодым учителям?

Без молодого учителя школа завянет. Мы очень любим, когда приходят молодые специалисты.

Также учитель отметила, что наставники, которые работают с неопытными педагогами в школе станицы Расшеватской, не следят за ними слишком навязчиво. Напротив, дают учителям погрузиться в работу, иногда интересуясь, нет ли проблем и не нужна ли помощь.

Быть на одной волне с учениками: за и против

Педагогу нельзя допускать неформального общения со школьниками, чтобы быть с ними на одной волне. В области педагогики это называется «Зарабатывание ложного авторитета». Он основан на том, что с ребенком ты вступаешь в неправильные отношения: либо уподобляешься ему, либо показываешь себя «своим в доску» и переходишь границы дозволенного.

Светлана Кунаковская предполагает, что некоторые молодые учителя работают так из-за недостатка педагогической практики.

Стереотипы о молодых учителях

Стереотип 1: учиться по этой специальности идут те, кто недобрал баллов для поступления на другую.
Педагог рассказала, что на учителя поступили пять ее бывших учениц. За время работы Светлана не сталкивалась с молодыми учителями, которые бы подошли к выбору профессии неосознанно или попали в нее случайно.

Когда девочки сказали, что будут поступать, я предупреждала: эта профессия требует много и физических, и моральных жертв. Ученицы, даже узнав это, решили учиться. Причем три из них поступили на бюджет.

Стереотип 2: молодые учителя придерживаются позиции «неважно чему учить, важно – как».
Опытный педагог считает, что важно именно то, чему учишь. Основная миссия учителя – давать знания, которыми он сам владеет. Следующая обязанность – воспитывать учеников собственным положительным примером.

Чтобы ученики мне верили, я стараюсь быть искренней. Если я буду говорить одно, а делать другое, дети сразу почувствуют фальшь. Тогда авторитет разобьется на кусочки.

Слишком много развлечений не бывает. Или бывает?

Опытный учитель призналась, что сама иногда устает от уроков-лекций. Она считает, что во время них сложно увидеть детей настоящими. Поэтому игры на уроках должны быть, но в небольшом количестве (2-3 раза в четверть).

Проектные технологии выявляют лидеров, раскрывают потенциал детей, учат работать в команде, чувствовать плечо товарища. Я часто использую метод театрализации. Мы с учениками разыгрываем сценку или устраиваем художественное чтение, а потом отталкиваемся от этого и обсуждаем тему урока.

Социальные сети: что учителю можно, а что нельзя?

В этом вопросе Светлана Кунаковская консервативна. Она уверена: учитель – это не профессия, а образ жизни. А в жизни учителя всё работает на его имидж.

Если я иду в школу, я должна быть одета по-деловому. В социальных сетях тоже нужно придерживаться рамок разумного и дозволенного. Выставлять фотографии в купальниках, например, – неприлично и даже немного пошло. Место для купальника – это море, пляж, аквапарк. Мы же не ходим в купальнике по городу, почему тогда в социальных сетях можно выставлять себя в таком виде? Учитель в любом месте должен помнить о своей должности.

Автор: Анастасия Смазнова

Фотографии взяты из личных архивов учителей
ВКонтакте Telegram
Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен