"Поколение экранов": возможна ли жизнь ребенка без гаджетов?

«Современных детей от гаджетов не оторвать!» - знакомая фраза?
Впрочем, а обязательно ли их нужно от этих гаджетов отрывать? Каждое поколение уникально и имеет свои особенности. Так, американские исследователи Уильям Штраус и Нил Хау отметили, что каждые 20-25 лет происходят большие изменения: рождается новое поколение. И сейчас дети, рожденные с середины 90-х годов по 2010 год, объединены названием «Z». А те, кто были рождены после 2010, именуются поколением «Альфа».
Именно они наиболее приспособлены к жизни с новыми технологиями, их отличительной особенностью является то, что они не представляют свое существование без интернета, социальных сетей, гаджетов. Поколение «Альфа» в большинстве домочадцы, которые, наверняка, в будущем воссоздадут себе пространство, где не будут знать нужды ни в чем. Они могут концентрироваться не только на чем-то одном, но и быть многозадачными.

Так нужно ли «выдергивать» новое поколение из их естественной среды обитания? И возможно ли это?

Выживет ли ребенок без телефона? Эксперимент

Как бы взрослым не хотелось уберечь от цифровых устройств своих юное поколение, скорее всего, полностью «оторвать» их от гаджетов, к сожалению, не удастся.

Проведем эксперимент. Возьмем ученицу третьего класса Иру (а по совместительству сестру автора этой статьи) и проследим за ней в течение двух дней.
Суббота. Утро. Всей семьей едем в поселок к бабушке. Ира взяла наушники, телефон, гору тетрадок (домашку-то никто не отменял) и портфель. В машине Ира копается в «Тиктоке», смотрит очередное видео с танцами звезд сети. Иногда она и сама «заливает» такие видео на платформу. Когда приехали, Ира села есть, заодно посматривая на постоянно работающий у бабушки телевизор. Неважно что там, главное, - трапезничать по-королевски, пока кто-нибудь в «ящике» развлекает тебя.

Потом Ира идет в огород, оглядывать угодья бабушки, заодно фотографируя по пути цветочки и выставляя их в сторис в «Инстаграм». Побегала, попрыгала, поиграла с мячом. Всё это действо, к слову, происходит на фоне играющей музыки из «ВК».
Чуть позже (не без оправданий и откладывания процесса) Ира готова делать уроки: садится за стол, берет книжки, тетрадки, дневник. В последнем – записей нет. Не жизнь, а сказка! Ничего не задают. Но взрослые знают, что не всё так просто. Поэтому сестра, поняв, что план никчемный, начинает писать в соцсетях одноклассницам, спрашивая, что же задали. К несчастью, домашнее задание появляется. А его решение – нет. Поэтому при удобном случае, когда мама отвлекается, Иришка в интернете находит все ответы.

А после «страданий» – переписывания в чистовик, собирает все вещи, и вновь оказывается в машине на пути домой. По пути все стандартно: наушники и «Тикток». Дома, вновь поев под видео на «Ютубе» (какие-то юные 12-13-летние блогерши, рассказывающие свою «бурную» жизнь), Ира идет спать. На фоне – звуки и свет от телевизора.
Воскресенье. Начинается с обеда, потому что торопиться некуда: домашка готова, а единственное, чем нужно заняться – убрать в своей комнате. Порядок наводит сестра под музыку на телевизоре. После «тяжелого» дня, садится заслуженно играть в компьютер. Но ненадолго, потому что на семью он один. Где-то час наряжая принцесс, Ира начинает скучать и идет в гамак на улицу с телефоном. Оттуда доносятся звуки из «Ютуба» - смотрит видеогайд о том, как сделать в домашних условиях «лизуна».
Посмотрев еще около 5 туториалов, экспериментатор является на кухню, берет средство для мытья посуды, губку, банку и направляется в ванную комнату. Что происходило там – загадка. Но лизуна явно не было видно. И, видимо, расстроенная от этой неудачи, Ира преспокойно оставшееся время смотрит то на телевизоре какое-нибудь шоу, то в телефоне.

Итог выходных: Жизнь современного ребенка действительно во многом зависит от онлайна: он общается со своими одноклассниками, друзьями, смотрит различные видео по интересам, играет в компьютер и слушает музыку. Вроде бы, что плохого? Ведь оттуда он и получает вдохновение, разные взгляды, ему открыто нереальное количество путей (сможет ли он выбрать правильный путь – вопрос отдельный).

Но в целом по итогу выходных стало понятно, почему полгода назад маме пришлось купить и надеть на милую мордашку сестры черные строгие очки, совсем как у взрослых.

Что думают родители?

Должны ли родители ограничивать время, которое дети проводят с гаджетами? И как они сами относятся к новым технологиям? Чтобы узнать это, мы провели опрос.
К гаджетам я отношусь положительно, ничего страшного в них нет, если пользоваться ими дозировано. Мои дети знакомы с телевизором с рождения, это для них "белый шум", а с остальными устройствами пока еще нет. Но знают, что по телефону нужно разговаривать.

Пока я деток не контролирую, они маленькие ещё, но в будущем, конечно, буду. Я знаю, что им нравится: они любят смотреть "Машу и Медведя", "Видели видео", все о животных и "Великолепный век".

Считаю, что гаджеты в наше время - это неотъемлемая часть развития детей: например, через мультики, игры. Там они получают новую информацию. Польза в гаджетах, несомненно, есть. Но ограничения при этом необходимы.

Юлия Л. (мама двоих детей - девочки и мальчика двух лет)
Я нормально отношусь к девайсам, но их использование должно иметь границы и меру. Иногда дети слишком увлекаются и, на мой взгляд, много лишнего перенимают из увиденного. Мой сын познакомился с телевизором практически с рождения, а с телефоном примерно с 7 лет. Я стараюсь контролировать время, которое мой ребенок проводит с гаджетами, но иногда делать это невозможно, поскольку он пользуется ими в моё отсутствие. В какие игры он играет и что любит смотреть, я знаю. К сожалению, часто приходится запрещать что-либо из этого. Если бы была возможность изменить время, проведенное с девайсами, то я бы ограничила их использование до 2-3 часов в сутки.
Наталья Е. (мама мальчика, 12 лет)
Думаю, что гаджеты - это основные средства общения и получения информации. Но, помимо нужной информации, дети порой натыкаются на дурной контент. Особенно в то время, когда родители на работе, а они предоставлены сами себе. Это отвлекает их, к примеру, от обучения, домашних обязанностей.

Мои дети познакомились с гаджетами в раннем возрасте - около 1-2 лет. Они смотрели мультики, видео из Инстаграма. Пока родители выполняли домашние обязанности, детям разрешалось пользоваться девайсами, чтобы как-то отвлечься.

Сейчас по возможности я контролирую время, которое дети проводят перед экранами или в смартфоне, но, к сожалению, они не всегда меня слушают. Особенно сын. Но я ведь не могу отобрать у него планшет.
Дочка после выполнения домашних заданий спешит смотреть телевизор или играть в компьютер. Однако ее удается легче отвлечь от гаджета, например, совместными интересными делами. Хоть и есть возможность просматривать историю браузеров, ставить "родительский контроль" и всячески следить за детьми, для тех, кто работает допоздна, как я, например, на это нет сил. Просто доверяю своим детям. Но мне бы хотелось, чтобы они больше проводили времени друг с другом, с нами, родителями, а также читали книжки.

Евгения П. (мама двоих детей - мальчика 17 лет и девочки 8 лет)

Что думают преподаватели?

Дети растут, и с возрастом осваивают как самостоятельно, так и с чьей-то помощью новые возможности и технологии.

Это происходит и в детском саду, и в школе, где постоянно приходится знакомиться с программами и приложениями, а также выполнять свои работы непосредственно при помощи гаджетов.

Должны ли родители ограничивать время, которое дети проводят с гаджетами? И как они сами относятся к новым технологиям? Чтобы узнать это, мы провели опрос.
В современном мире гаджеты – это неотъемлемая часть нашей жизни. Мало кто сейчас может отказаться от планшета или телефона. Конечно, грамотное использование техники помогает нам в высокотехнологичной среде. Но, повторюсь, именно грамотное использование. Современные дети проводят кучу времени в телефонах и социальных сетях, посвящают все свободное время компьютерным и телефонным играм. По моим наблюдениям, современная молодежь проводит по 5 и более часов в соцсетях. А что мы имеем в итоге? Использование гаджетов приводит к тому, что люди не умеют ни писать, ни говорить. Ведь вся их жизнь – это виртуальное общение. Помимо этого, возникают проблемы со здоровьем, - начиная от зрения, заканчивая проблемами с опорно-двигательным аппаратом. И этот список, как известно, можно продолжать вечно. При этом лично я не имею ничего против гаджетов, ведь когда школьники и студенты используют телефоны и компьютеры в образовательных целях – это, действительно, огромная помощь и облегчение многих задач. Гаджеты, бесспорно, необходимы и в жизни, и в образовании. Так уж диктует современный темп. Но, повторюсь, только при правильном подходе и правильном использовании.
Ирина Павлова, преподаватель
У меня неоднозначное мнение к гаджетам и к использованию их детьми. Потому что, несомненно, техника существенно упрощает жизнь, поиск информации, ты можешь в режиме реального времени делать практически все. С другой стороны, это несколько обесценивает сам процесс получения информации, потому что тебе не нужно ничего делать: идти в библиотеку, читать книжки для того, что-то узнать. В этом плане гаджеты делают людей несколько ленивыми, а тем более детей. Они уже не особо стремятся к получению знаний, а просто уверены том, что на «если что» - у них есть гугл, который поможет им в любой момент. Еще я не понимаю, почему некоторые родители, так скажем, «откупаются» от детей телефоном. Они дают им полностью карт-бланш на пользование смартфоном даже в очень маленьком возрасте, чтобы ребенок сам развлекался, а родители могли заниматься своими делами. В этот момент дети воспринимают гаджет как награду, поощрение. Они знают, что если чуть-чуть покапризничают, им сразу же дадут телефон. Если бы я и давала телефон, то это происходило очень дозировано, чтобы не вырабатывалась зависимость от гаджетов. С другой стороны, конечно, я понимаю, что гаджеты помогают нам реализовать потребность знаний в том, что твой ребенок в безопасности: потому что в любой момент можно позвонить ему, включить родительский контроль или геолокацию и отслеживать, где он находится. Мне кажется, что гаджеты, скорее, приносят больше пользу, если их грамотно использовать и преподносить ребенку, что телефон предназначен не только для развлечений, но и в том числе как источник информации. Однако и тут необходимо не забывать про традиционные источники и живое общение. Телефон – это, скорее, запасной вариант. На 1 месте должна стоять информация, которую ты получаешь в реальном мире, а не виртуальном.
Надежда Борисенко, преподаватель
Я считаю, чем меньше дети пользуются гаджетами, тем лучше. Потому что дети не используют их по прямому назначению. Они пытаются образовательное как-либо обойти, а игровое – использовать. Поэтому только отвлекаются от учебы или от работы. А с другой стороны, это всё – технологии, никто от них никуда не денется, поэтому тут нужно, скорее, не запрещать, а учить пониманию и умению распределять время, чтобы на всё его хватало. Ну, и, конечно, в жизни должно быть и живое общение. Всему обучаться надо, чтоб использовать время не только для игр и развлечений.
Юлия Клец, преподаватель

Нужно ли отбирать у ребенка телефон? Советы психолога

кандидат психологических наук, мама и практикующий психолог
С какого возраста ребенка лучше познакомить с телефонами, планшетами и другими гаджетами?

Желательно чем позже, тем лучше. До момента, пока ребенок сам не попросит. А это происходит приблизительно годам к 5. В том случае, если родитель сам не приучает ребенка к гаджетам.
Но чаще всего бывает так: например, мама гуляет с ребенком, ей нужно в магазин. Ребенок начинает капризничать, она включает ему мультики на телефоне. Малыш достаточно быстро привыкает к смартфону и уже сам начинает просить его после этого. Либо бывают аналогичные ситуации, – когда ребенок не ест суп, мама проделывает те же действия, в итоге – сытые дочка или сынок. В таких случаях может формироваться механизм зависимости.

Первое, что важно сделать родителям, это предупредить. Потому как они сами невольно совершают ошибку. Во время поедания еды и просмотра мультфильма ребенок не контролирует чувство насыщения, в будущем это может привести к лишнему весу, перееданию.

Ещё желательно не давать малышам никаких игр на телефоне, даже если родитель считает, что они развивающие (на внимание или полопать шарики и т.д.). Уже примерно с 1-2 лет ребенку дают смартфон с такими приложениями. Однако, лучше, если такие игры будут настольными, те же пазлы. Но не на телефоне.
Если ребенок начал капризничать, к примеру, в очереди, его всегда можно отвлечь игрушкой, книжкой, чем угодно, но не смартфоном. Примерно в 5-6-летнем возрасте, когда ребенок ходит в детский сад или школу, можно познакомить его с гаджетами, давать играться в нем, но при этом достаточно жестко лимитировать время. Не более получаса до 7 лет. Максимум – до часа в день.

Когда от гаджетов появляется толк?

Ближе к школе. К первому классу (годам к 6) ребенка нужно приучать к тому, чтобы отбирать информацию в интернете. К примеру, рассказать, что Википедия – это непроверенный источник, там каждый может отредактировать данные. Можно находить электронные словари, справочники, энциклопедии. В этот момент задача родителя – обучающая. Научить ребенка из потока информации искать проверенную, ту, которую можно использовать в заданиях и быть спокойным и уверенным в том, что она правдива и в итоге упражнение он выполнит правильно.
Резюмируя, к 6 годам ребенка родитель выполняет несколько функций:
- безопасности (проверяет, где ребенок по геолокации, звонит),
- обучающую (учит правильно находить информацию).

Как понять, что ребенок зависим от гаджетов?

Ребенок все свое свободное время проводит за телефоном: т.е. он и ест с телефоном, и в туалет ходит с телефоном. Особенность, присущая современному поколению, - страх упустить что-то новое. Поэтому дети часто смотрят в телефон: вдруг кто-то что-то написал, прислал оповещение в Инстаграме, ВКонтакте, Фейсбуке, WhatsApp. Это тоже некий «маячок» зависимости.
Меняется сон. Он более чуткий, плохой, мозг до конца не отдыхает. Потому как человеческий мозг воспринимает свет от экрана как продолжение светового дня. Возникают проблемы с засыпанием, сложнее просыпаться.

Есть рекомендация и для взрослых, и для детей – за час до сна не пользоваться телефонами вообще
Потому что могут возникнуть проблемы с засыпанием, а также чаще сниться кошмарные сны. Начитавшись за час до сна разного рода информации, у человека могут усиливаться страхи и ему будет некомфортно всю ночь «переваривать» полученные данные. То же происходит и у детей – от сказок или мультиков со сложным серьезным сюжетом (например, сопереживание герою).

Нужно ли ограничивать ребенка от гаджетов? Как и насколько?

Запретный плод всегда сладок. Есть даже исследование, которое проводила психолог Катерина Мурашова. Выяснилось, что дети, которым родители запрещали гаджеты, используют любую возможность, чтобы залезть в интернет. Либо они шли в общественные места, где есть вай-фай (например, парки) или сильно начинали любить бабушек и дедушек, у которых вай-фай дома был в свободном доступе. В основном, дети в телефоне чаще играли. А ребята, которым не запрещали и не лимитировали их время, больше пользовались гаджетами для общения.

Некоторые психологи придерживаются мнения, что детей от гаджетов ограничивать нужно. До 7-10 лет – не больше 1-1,5 часа взаимодействия. Даже если это не нравится ребенку, родителю нужно помнить, что он несет ответственность за него, и, таким образом, не допускает зависимости.
И тут, стоит отметить, крайне важен доверительный контакт между членами семьи. Потому что с современным темпом жизни, когда родители работают, а ребенок учится, сложно (однако, нужно) взаимодействовать друг с другом, узнавать, чем дышит ваше чадо, что ему интересно или что беспокоит. А когда родители идут на крайние меры и забирают гаджет, они должны подумать об альтернативе: чем можно заменить время, которое образовалось.

Иногда требуется период, чтобы восстановить контакт между членами семьи. Папе и маме (или по отдельности) можно заняться с ребенком совместными делами, увлечениями. Порой период адаптации будет долгим, чтобы и подросток, и сами родители привыкли друг к другу. Так что даже если ребенок не сразу откликнется на «контакт», не нужно бросать делать или обсуждать что-то вместе.
В подростковом возрасте общение – ведущий вид деятельности, и тут нельзя отбирать гаджеты
У ребенка и его друзей появляются совместные чаты, группы. И тут нужно стараться жестко не ограничивать (иначе будет очень сильная агрессия), но иногда предлагать альтернативу.
В этом возрасте ребенок познает себя, формируется взрослое самосознание – кто я, какой я, что могу, чего хочу. Происходит это через общение со сверстниками, друзьями. И если в этот период ограничивать ребенка, то родитель «забирает» большой кусок развития познания себя и опыта у ребенка.
Дети могут проводить в интернете множество времени. В онлайне ребенка поджидает куча опасностей: пока он ведет "распаковку на Ютубе", фотографируется или показывает содержимое в доме, он может наткнуться на такие проблемы, как: буллинг, шантаж, вербовка, призывы участвовать в совсем неадекватных "квестах", играх (вспоминаются случаи злосчастных групп смерти - "Синий кит", "Газовая фея").

Не забывайте, чтобы предотвратить эти ужасы, нужно общаться с ребенком.
Эффективен ли метод наказания – отбирание гаджетов у детей?

Здесь главное, чтобы не превратилось в манипуляцию: «поешь – дам», «не поешь – не дам». Очень часто родители манипулируют детьми, которые итак зависят от них – как в финансовом плане, так и в плане пропитания, одежды и т.д.

Нужно ли тайно следить за жизнью ребенка в интернете? Или это нарушит его личное пространство, и мы потеряем друг к другу доверие? Что делать?

В принципе такой вариант возможен – когда вы не напрямую лазите у ребенка в телефоне, читая переписки и задавая вопросы, – «а кто это?», «а что это?», а когда это нейтральная страничка, с которой вы просматриваете группы ребенка, подписки, какие у него песни, стихи, цитаты. Это тоже некий элемент контроля.

Но лучше всего, конечно, когда родитель не подсматривает за ребенком, а знает, чем дышит и живет ребенок:
какую музыку любит, в какие игры играет, какие фильмы смотрит и что именно его в этом всём привлекает. Это гораздо важнее. Когда есть доверие и родитель знает ответы на эти вопросы, тогда легче быть в контакте и предлагать какую-либо альтернативу.

Если же родитель использует самый первый вариант (просмотр переписок и прочего напрямую, без спроса ребенка), может возникнуть неприятная ситуация: когда ребенок начнет скрывать сообщения, удалять их или сам прятаться, уходя в укромные места, чтобы родитель не увидел: что и кому его чадо пишет. То же самое произойдет, если мама или папа увидят у ребенка переписку, к примеру, с нецензурной лексикой и агрессивно выскажутся ему/порекомендуют или вовсе запретят общаться с этими людьми. Так что тут важен элемент доверия между членами семьи.
Еще стоит отметить, что, если ребенок с вами чем-то делится, - музыкой, которая ему нравится или фильмами, не нужно его осуждать, говоря: «Фу», «А вот в наше время…», «А в наших песнях был смысл, а у вас просто ужас…». Иначе, когда родители вновь что-то спросят у детей, они начнут скрывать это, и потеряется доверительный контакт
Очень важно, чтобы правила по ограничению гаджетами соблюдал не только ребенок, но и родители. Если ребенку активно нельзя пользоваться гаджетом, то и родителям тоже нежелательно – и для того, чтобы подать пример ребенку, и для заботы о здоровье: так как качество сна – это важный показатель, который влияет на мозг и нервную систему.
Компьютерные игры: нужно ли родителям контролировать, во что играет его ребенок?

Конечно, желательно знать, в какие игры играет ребенок и какая там суть. Просто стрелять и убивать или есть другой смысл? Сознание определяет деятельность. Т.е. если в сознании стрелялки-убивалки, то в деятельности может быть повышенная агрессивность. И очень важно контролировать и лимитировать игры.

Если возникают конфликты из-за гаджетов, что делать? Как решить проблему?

Если возникают конфликты на почве гаджетов, то нужно подумать, какая может быть альтернатива. А если родители замечают уже, что это зависимость, - агрессивные реакции, повсюду ребенок с гаджетом, то нужно обращаться к детскому психиатру. Не к психологу или другим специалистам, а именно психиатру. Этот момент можно скорректировать и медикаментозно, и психотерапией.
Не нужно дожидаться, когда эта зависимость перейдет на другую. Т.е. если родители отобрали гаджет-виновник, то ребенок, к примеру, первые три дня побесится, а потом начнет заедать свою проблему или пробовать какие-то вещества.
Советы от психолога: что самое главное должны понять родители в теме с гаджетами?
1
Не так все страшно
Не нужно обесценивать, дискредитировать гаджеты. Даже если их не было во времена молодости родителей. Сейчас они ведь и сами ими пользуются и ходят не в лаптях, а в современной одежде. Поэтому отрицать гаджеты не нужно.
2
Не перебарщивать самим
Если родители постоянно в гаджетах и игнорируют происходящее, а маленький ребенок просит внимания, то через пару лет сам ребенок станет сидеть в гаджете и ему будет все равно на родителей и их просьбы. Необходимо отслеживать и свое поведение, так как дети повторяют за взрослыми.
3
Научите ребенка фильтровать контент
Он должен владеть критическим мышлением и понимать, где правда, а где нет.
4
Необходимо поддерживать ребёнка
Всё-таки за онлайн будущее. Поэтому если ваш ребенок сидит в интернете, возможно, вскоре он освоит навыки какой-то профессии. Не всегда посиделки в сети плохи. Может быть так, что он будет работать в онлайне и зарабатывать гораздо больше, чем люди, которые делают это традиционно в реальности.

Особенно сейчас это хорошо видно в условиях нынешней ситуации, когда в самоизоляции легче поддерживать свой доход, не выходя из дома.

Если у вашего ребенка есть мечта – связать свою жизнь с миром онлайн, каким-то гаджетом, не обесценивайте ее и не смейтесь над его идеями.
Автор: Валерия Гореликова