Занавес открывается: за кулисами Ставропольского театра драмы
Ограничения, связанные с коронавирусом и реконструкция, экономические трудности и ремонт – до конца прошлого года театральная жизнь в городе будто застыла на месте. Затяжной антракт подходит к концу – и занавесы на сценах вновь открываются и приходят в движение. Что изменилось в театре, чем жили актёры в период ограничений и что теперь ждёт зрителей?
В цикле материалов рассказываем, как оживают ставропольские театры.
Сначала театр драмы был закрыт на ремонт. Затем – на долгий карантин. И вот наконец он вновь ждёт своего зрителя.
«Открытие Ставропольского театра драмы»
Пьеса в одном действии
В ролях:
Ирина Баранникова – художественный руководитель театра Элла Шахназарян – актриса театра Актёры и сотрудники сцены Журналисты АТВмедиа
Сцена первая. Перед репетицией
Со всех концов театра все стекаются на генеральную репетицию. Актёры выбегают из гримёрки, работники сцены привычным твёрдым шагом направляются к своим местам, журналисты путаются в коридорах, но всё же находят зал.
Несмотря на репетицию, зрительные места практически все зарезервированы – на 75%. Правда, «зрители» здесь – мировые, российские и региональные актёры и драматурги, режиссёры и композиторы. Одним словом, все те, кто повлиял на искусство театра. Остальные кресла будто затихли в ожидании своих гостей.
В центре зала уже стоит режиссёр.
Ирина Баранникова: Знаете, наверное, как и у многих в то время, особых тревог и опасений по поводу введения ограничений у меня не было. Было такое ощущение, что всё это кратковременно, недолгосрочно и какая-то шутка. По мере того, как ситуация усугублялась, внутри нарастала не скажу, что паника, но тоска. Отлучение от работы актера – это лишение его внутреннего движения, его смысла существования. Без зрителя мы не можем. Это наша суть.
Конечно, оставаясь на самоизоляции, мы продолжали работать. Наши зрители видели, как мы пытались записывать видео, всё равно удерживали эту ниточку. К счастью, в нашем городе заложены очень прочные связи со зрителем. Сейчас театру 175 лет, 176-й сезон открыли. За эти годы мы со зрителем поколениями наработали связь – и теперь крепко держимся друг за друга.
И поэтому может быть этот период ценен для нас глобальной переоценкой, да и вообще оценкой того, что мы имеем. Насколько важен зритель для нас и насколько театр важен для нашего города, для нашего зрителя. Потому что у театра есть свой зритель. Он растет вместе с нами, взрослеет вместе с нами, молодеет вместе с нами.
Вообще ставропольский зритель – это наш современник. Это тот человек, с которым мы сталкиваемся каждый день на улице. Его волнует то же, что и нас. Основная труппа ведь тоже местные. Мы все одной крови здесь, дышим одним воздухом и подпитываем друг друга. Когда говоришь о таких тонких вещах, получается что-то невразумительное. Это такие какие-то неосязаемые вещи. Когда ты выходишь и видишь зал, ты это чувствуешь. И объяснить это, может, даже невозможно. Труппы, которые приезжают к нам в город, видят эту разницу. Наши зрители обладают своей харизмой, своей особенной внятностью, внимательностью, какой-то вдумчивостью и не всеядностью.
Не так давно мы, наконец, открылись. И это такое счастье. Вы себе не представляете: мы вышли на сцену – а у меня просто слезы на глазах. И эта радость была обоюдной. Несмотря на то, что в зале сидели 25% зрителей, но они были. И это такое счастье, на самом деле. Это, конечно, такие общие слова, но это действительно ценно.
Пока мы были на самоизоляции, успели выпустить несколько спектаклей, которые еще не видел зритель.
Это спектакль, посвященный Великой Отечественной войне, – «Они сражались за Родину» в постановке народной артистки Натальи Зубковой. Затем идет «В ожидании сердца», «Лики любви» по Ивану Алексеевичу Бунину. Новогоднюю сказку мы сделать из-за карантина, увы, не успели. Сейчас готовится спектакль «Звезды на утреннем небе».
В планах у нас еще юбилей театра, который мы не могли отпраздновать в декабре. Это будет цельное представление, мы его готовим всей труппой. Впереди еще бенефис нашего любимого режиссера Валентина Бирюкова и постановка спектаклей, конечно, в том числе детских. Будем работать, планов у нас очень много. Главное, чтобы зритель был.
Сейчас мы репетируем «Лики любви». Это спектакль по произведениям Ивана Алексеевича Бунина. Я собрала несколько его отдельных рассказов и соединила их в единую историю. Это такая история любви в разных ее проявлениях. Любви мужчины к женщине, первой любви, любви к себе, любви к вещи.
“
Любовь здесь поворачивается разными гранями и в конечном итоге выходит на уровень того, что любовь – это чуть больше, чем частности. Это такая мощная сила, которая способна двигать миром.
Собственно говоря, она одна имеет смысл и ценность. Спектакль о том, с чем ты к ней подходишь, с какого бока пытаешься к ней прислониться. Ведь каждый человек стремится хоть раз в жизни это почувствовать. Просто приемы у всех разные. А она чуть больше, чем мелкие вещи.
Сцена вторая. Закулисье
Перерыв между действиями. На сцене идёт техническая репетиция. Журналисты пробираются за кулисы, наблюдая за происходящим. Немая сцена.
Сцена третья. Лики любви
Второе действие. Артисты снова то и дело «ныряют» за занавес и «выплывают» со сцены. Наконец журналисты останавливают одну из актрис.
Элла Шахназарян: Когда только начались все эти новости о коронавирусе, когда другие страны начали закрываться на карантин, мы начинали работать над спектаклем «Обыкновенное чудо», я горела этой работой, хотела ее скорее показать зрителям. И у меня был подспудный страх, что мы, скорее всего, прекратим работу, что что-то случится.
И я жила в предвкушении каждый день. И вот в один замечательный день мы собираемся на спектакль, а нам говорят – нет, всё отменяется. А на следующий день объявляют карантин.
Начался карантин приливом творчества. В этот момент мы не унывали и казалось, что поработать из дома тоже достаточно интересно. Мы записывали разные видео, учили огромное количество стихотворений. Например, Ирина Анатольевна Баранникова на карантине подготовила отрывок из «Ликов любви», которые еще не существовали как спектакль. Но в режиме онлайн мы смогли создать мини-спектакль, один из отрывков нынешней премьеры. Мы его как бы презентовали.
Потом мы вернулись в театр. И начался тот период, когда мы очень много всего готовили для наших зрителей. Мы поставили четыре или пять спектаклей. И это было для нас непривычным и невероятным экспериментом. Когда ты готовишься к спектаклю, ты ждешь кульминации: когда придет зритель и оценит, когда ты услышишь аплодисменты, когда ты увидишь благодарные глаза, когда ты можешь со зрителем обменяться энергией.
“
А так получается, мы варимся в этом котле, который нам, конечно, очень нравится, но не можем никому отдать свое творчество. Не можем ни с кем поделиться. И это очень тяжело.
Поэтому я безумно рада, что мы наконец-таки играем. Да, я знаю, что играть на неполный зал тяжелее, но это хотя бы что-то. И как актеры нервничают, переживают, когда не могут увидеться со зрителем, точно так же и зрителям тяжело. Многие люди соскучились по театру.
И вот сейчас мы с вами находимся на репетиции спектакля «Лики любви». В нем я задействована сразу в нескольких действиях. В первом отрывке я играю одну из самых необычных моих ролей. Мы с актрисой Ольгой Клочко играем двух сестер, которые когда-то принимали гостей в своем доме. Сюжет не дает понять, кто из героев сумасшедший: либо мы, либо таинственный постоялец, но безумец абсолютно точно в этой истории есть. А вообще этот спектакль о любви, конечно же. Она же в каждом отрывке прослеживается. И она всегда разная. В отрывке про сестер это такая, знаете, несостоявшаяся любовь двух престарелых барышень, которые отчасти даже влюблены в своего постояльца.
В спектакле есть и классическая любовь – например, в финальном отрывке. Он, мне кажется, не может никого оставить равнодушным. Вообще люди идут в театр, чтобы и посмеяться, и поплакать – испытать весь спектр эмоций. И этот спектакль – как раз тот самый случай. Здесь и юмор искрометный, и драма глубочайшая. Поэтому, думаю, он затронет душу каждому. Истории разные, но при этом эта разность сливается в единое чувство.
За сценой снова начинают сменяться декорации. Команда чётко по сценарию управляет массивным занавесом. Уже вечером здесь вновь будут зрители. А пока...