История купеческой семьи
Родоначальником семейства Леонидовых был Фёдор Леонидов, калужский крестьянин, открывший торговую лавку в старом Гостином ряду Ставрополя. Его сыновья, Вячеслав и Николай, значительно увеличили отцовский капитал и построили на Николаевском проспекте (сейчас – ул. Дзержинского) большой каменный дом, где разместили магазин и банковскую контору. Об этом говорится в книге Германа Беликова «Старый Ставрополь». Гид Ангелина Жаркова отмечает, что вклад Леонидовых в развитие города был значителен и многообразен.
На южной стороне своего участка, выходящего на Александровскую улицу (ныне – фрагмент ул. Дзержинского), братья Леонидовы, уже будучи меценатами и ценителями искусства, решили построить здание для музыкальных вечеров. В 1889 году архитектор Дурбанов разработал проект, а в следующем году его воплотили в жизнь под руководством М. Бржезицкого.
Точная дата создания неизвестна, говорится на сайте Комитета экономического развития Ставрополья. Рядом со зданием есть табличка с надписью «1878», а в краевом архиве хранится проект здания с отметкой «1899 год», утвержденный Ставропольской городской управой в январе 1900 года.
Каким был изысканный салон Леонидовых?
Фасад здания выполнен в классическом стиле с элементами эклектики (архитектурного стиля 19–20 веков, в котором одно произведение искусства включает в себя смесь элементов предыдущих исторических стилей для создания нового и оригинального). Изящный лепной орнамент, воздушный карниз и полуколонны создавали впечатление легкости. Башни с золотыми шпилями украшали кровлю. Массивные двери с бронзовыми накладками вели в тамбур с беломраморным полом и расписным потолком, где на лазуритовом фоне искрились бронзовые звезды.
Просторный коридор украшали мраморные полы, позолоченная лепнина и зеркала. Винтовая лестница с узорными перилами вела на хоры парадного зала. Холл дома был декорирован дубовым паркетом, лепниной, мраморным камином и бронзовым потолочным фонарем. Венская мебель, гобелены и картины придавали холлу изысканность.
Концертный зал выделялся дубовым и краснодеревным паркетом, креслами, обитыми кашемиром, эстрадой и балконом с золотой лепниной в виде лир и нот. Огромная хрустальная люстра и многочисленные бра дополняли великолепие залы, о чем также писал Герман Беликов.
Звёздные гости ставропольского салона
Музыкальный салон Леонидовых был известен не только своей архитектурной изысканностью, но и тем, что принимал у себя выдающихся музыкантов своего времени. Среди них виолончелист Давид Поппер, скрипачи Леопольд Ауэр и Михаил Эрденко, а также клавесинистка Ванда Ландовская.
Эти музыканты оставили заметный след в мировой культуре. Например, композиции виолончелиста Давида Поппера до сих пор звучат на сцене, на слуху многих произведение «Танец эльфов». А Леопольд Ауэр дирижировал симфоническими концертами Императорского Русского музыкального общества и стоял во главе его квартета, и отправлялся в турне по многим странам.
Новый владелец и дальнейшая судьба салона Леонидовых
До революции дом Леонидовых оставался музыкальным салоном, куда люди могли купить билеты на различные мероприятия. В 1911 году дом Леонидовых приобрёл меценат Алексей Меснянкин, который украсил усадьбу парком с клумбами, беседками, водоёмом и летней эстрадой. Во время концертов сад освещался цветными электрическими фонарями, создавая романтическую атмосферу.
«После гражданской войны точных данных о его использовании нет, но внутренняя сохранность здания свидетельствует о том, что оно в принципе не пострадало. Помимо чугунной лестницы, там сохранилась и прекрасная печь в фойе, музыкальный зал, лепнина и хоры. Вероятно, здание избежало серьезных разрушений, так как часто в таких ситуациях лепнину сбивали, а все ценное выносили из домов. Однако в этот дом, судя по всему, не проникали, что позволило сохранить его интерьер», – отметила гид Ангелина Жаркова.
В советское время здание утратило часть своего великолепия, став медицинским и служебным учреждением. Однако, несмотря на это, сохранились некоторые элементы интерьера, такие как мраморный камин и винтовая лестница. Во время оккупации города здесь находилась немецкая военная комендатура.
Масонская символика
Символика, присутствующая в интерьерах и на фасаде дома, добавляет дополнительный слой к его историческому значению. Краевед Роман Нутрихин объясняет, что многие элементы здания, такие как винтовая лестница и звезды на потолке, связаны с масонской символикой.
«Лестница Якова символизирует восхождение души от земли к небу, а звезды на потолке напоминают о вселенной в миниатюре»,– рассказывает Роман.
Он также обращает внимание на львов с кольцами в зубах на фасаде здания. Этот символ, вероятно, имеет восточное происхождение и символизует неумолимую силу времени.
Покупка салона Леонидовых купцом Алексеем Меснянкиным, по мнению краеведа, также была связана с интересом семьи к масонской символике и мистике. Меснянкины, как и Леонидовы, были известны своими увлечениями эзотерикой, что нашло отражение в символике их зданий.
Новая жизнь старого здания
Сейчас постройка находится в распоряжении у администрации Ставрополя, а его учредителем является Комитет культуры и колодежной политики краевого центра.
Вместе с тем, здание детской музыкальной школы № 1 в Ставрополе не только сохраняет свою историческую и культурную ценность, но и служит образовательным целям. Часть элементов оригинального интерьера все же осталась нетронута, например, мраморный камин и винтовая лестница. Музыкальные произведения продолжают звучать в этом здании, поддерживая многолетние традиции и вдохновляя новое поколение музыкантов.
Напомним, Маджарский археологический музей может появиться на Ставрополье.
Даниил Черниговский