Основные положения закона
Поправки к закону «О рекламе» вводят обязательный налог на интернет-рекламу. С 1 апреля 2025 года все компании, занимающиеся распространением рекламы в интернете, обязаны отчислять в федеральный бюджет 3% от квартальных доходов, полученных от рекламы. Отчетность будет формироваться ежеквартально, начиная с первого месяца календарного года.
На что пойдут отчисления?
Антон Горелкин, заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, сообщил, что средства от налога пойдут на поддержку разработчиков программного обеспечения, состоящих в государственном реестре, а также на развитие информационных ресурсов. Эта мера является частью национального проекта «Цифровая экономика и цифровая трансформация государства», предполагающего инвестиции в размере более 2 трлн рублей до 2030 года.
На кого распространяется сбор?
Теперь в Законе «О рекламе» будет целая новая статья 18.2, которая звучит как «обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»». Исходя из нее, новые требования распространяются на следующих лиц:
- Рекламораспространители (например, блогеры, владельцы каналов и пабликов);
- Операторов рекламных систем (Яндекс ОРД, Озон ОРД, ОРД-А, Лаборатория разработки, Первый ОРД, ВК рекламные технологии, МедиаСкаут);
- Рекламодателей (юридические лица, ИП и граждан РФ), которые заключили договор на распространение рекламы на территории РФ с иностранной организацией, иностранным гражданином или лицом без гражданства;
- Посредники, которые помогают размещать рекламу, например, рекламные агентства.
Налоговый сбор платится на всех этапах размещения рекламы, то есть, если рекламодатель заказал рекламу у посредника и ее опубликовали на сайте и через «Яндекс Директ», то налог платят и посредник, и площадки.
На кого НЕ распространяется уплата сбора?
Перечень определен в ч. 12 ст. 18.2 Закона «О рекламе»:
- На информационные агентства, телеканалы и радиоканалы, которые распространяют рекламы у себя на сайтах.
- Если реклама распространяется на сайтах СМИ, которые соответствуют одному из критериев:
- учреждены госорганами/муниципалитетами или есть их доля в уставном капитале;
- в течение года получали бюджетные ассигнования (в том числе субсидии) от госбюджета, бюджета субъектов РФ или муниципалитета;
- выступают как редакция/издатели/учредители периодического печатного издания, при условии, что в течение года совокупный тираж был от 300 тыс. до 15 млн. в зависимости от периодичности выхода.
- На общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, когда они еще показываются в сети Интернет и в рамках прямого эфира распространяется реклама.
Считаются ли рекламой карточки товаров на маркетплейсах
Федеральная антимонопольная служба подготовила для правительства проект постановления, где прописано, какие сведения на маркетплейсах, в сервисах объявлений и поисковиках нельзя считать рекламой.
Вот какие материалы перечислены в проекте документа:
- каталоги товаров, работ и услуг. Это однотипные краткие данные, в том числе о продавцах, которые сгруппировали по рубрикам и выполнили в общем стиле без нарушения визуального единообразия;
- справочно-информационные материалы, которые предоставляют даже с помощью рекомендательных технологий;
- сообщения о бесплатной передаче вещей;
- отзывы с оценкой товара, продавца, производителя и так далее. Условие — такие мнения размещены в разделе отзывов.
Пока нет ответа на вопрос, подпадает ли под новый сбор внутреннее продвижение на маркетплейсах, например выделение позиций в поисковой выдаче.
Какие могут быть последствия для бизнеса?
Введение нового налога может спровоцировать рост цен на интернет-рекламы. Компании могут скорректировать свои рекламные бюджеты, заняться оптимизацией затрат или перенести рекламные кампании на те площадки, которые не подпадают под действие нового налогового законодательства. Такие изменения способны повлиять на структуру рекламного рынка.
Когда начинать платить за интернет-рекламу
После вступления закона в силу 1 апреля 2025 года рекламодателям предстоит осуществлять расчет сбора на основе рекламных материалов, размещенных с этого момента. Соответственно, первый обязательный платеж будет произведен в период третьего квартала 2025 года. На текущий момент детали процедуры уплаты сбора и порядок отчетности находятся в стадии разработки.
Другие изменения в законе «О рекламе» в 2025 году
Помимо введения нового налога, законопроект включает:
- Социальную рекламу: минимум 5% от общего объема интернет-рекламы должна составлять социальная реклама.
- Рекламу финансовых услуг: обязательные предупреждения о рисках при рекламе кредитных продуктов.
О законах, вступивших в силу в марте, читайте здесь.